Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Статья

«Тьюторское сопровождение образовательного процесса»
Концепция модернизации Российского образования:
«Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.»
«В российском образовании произойдет довольно крупное событие. В школах появится еще одна должность – тьютор
Это - не классный руководитель. Этот педагог собирает вокруг себя детей из разных классов, но с общими интересами»

В систему Российского образования вводится новая должность - тьютор

Проблемы общего среднего  образования  на старшей ступени обучения:
1. Молодые люди,  вступая  во взрослую жизнь,  не готовы решать те проблемы, которые ставит перед ними общество и государство: самостоятельно ориентироваться в любой ситуации, находить  решение в нестандартных условиях, использовать жизненный опыт,  осуществлять ответственный  жизненный и профессиональный выбор.
 2. Репродуктивные методы обучения приводят  к  стандартности мышления молодых людей, неготовности к творческой деятельности, неспособности принимать самостоятельные решения, вести поиск.
 3. Формальность в проведении предпрофильной и профильной подготовки приводит к тому, что  старшеклассники не готовы к ответственному выбору  будущей профессии и сферы профессиональной деятельности.
 4. Трудности профессионального самоопределения в старшей школе обусловлены тем, что сформировавшаяся профессиональная направленность школьников оказывается оторванной от реальной жизни.  
5. Профессиональное самоопределение осложняется отсутствием личного опыта старшеклассника в выбираемой сфере труда и знаний о профессиях.

Чтобы решить вышеуказанные проблемы необходимо  в старшей школе  предоставить  обучающимся  возможность спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы  для осознанного профессионального выбора.  
В школе необходимо создать все условия для индивидуальной образовательной активности каждого школьника  в процессе становления его способностей  к  самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных планов и перспектив.
 
Эти условия включают:
- индивидуализацию учебного процесса, которая  обеспечивается предоставлением самостоятельного  выбора старшеклассниками  вариантов изучения предметов (профильные и базовые), элективных курсов, форм обучения, самостоятельного определения тем и направлений исследовательской, проектной и творческой деятельности;
-расширение  пространства социальной  деятельности обучающихся, которая  обеспечивается включением их в различные формы  публичных презентаций, организацией профильных проб, стажировок и практик; -организацию пространства  рефлексии, которая  обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений  с обучающимися  их образовательных целей и перспектив, образовательных  историй  и событий.
Создать   перечисленные  условия  невозможно без введения в образовательное пространство школы  особой позиции  школьного тьютора, обеспечивающего связь  индивидуальной образовательной потребности обучающегося  и разных вариантов возможностей  её достижения.

Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение с учащимися индивидуальной образовательной программы.

Тьютор работает на образовательный заказ родителя и ребенка.
Тьютор осуществляет поддержку ученика.
Тьютор анализирует ситуацию и решает проблему вместе с детьми.
Тьютор инициирует образовательные потребности учащихся и работает с индивидуальными образовательными программами.
Тьютор помогает ребенку выстраивать с окружающими партнерские отношения.
Задачи:
оказание помощи обучающимся в поисках возможности для удовлетворения и развития личного  предметного и профессионального интереса;
ориентирование обучающегося относительно способов приобретения нового образовательного, социального, управленческого и коммуникативного опыта;
создание условий для социального, образовательного, культурного и профессионального самоопределения и адаптации обучающихся.

Содержанием действий тьютора является познавательный интерес каждого ученика
Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересом каждого ученика, помогать школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.
Этапы тьюторского сопровождения
Диагностический
Проектировочный
Реализационный
Аналитический

Диагностический
Выявление познавательного интереса учащегося.Формулирование первичного вопроса
2 Проектировочный
Составление карты поиска
Где, в каких пространствах можно найти ответ на вопрос? Нахождение информации по теме(проблеме). Выбор образовательного модуля.
3 Реализационный
Исследование (презентация, доклад,проект)
4 Аналитический
Анализ эффективности и комфортности хода работы в связи с выбранным образовательным модулем.
Рефлексия. Планирование следующего направления работы.
Принципы тьюторского сопровождения
Гибкость – ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способов деятельности.
Непрерывность – обеспечение последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса.
Индивидуализация – учет личностных запросов, особенностей и интересов учащихся.
Открытость – управление собственной познавательной и образовательной деятельностью
Цель – персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве.
Задача – координация различных направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения, ориентированных на конкретного ученика
Предполагаемый результат
достижение каждым учащимся своего собственного образа (личностного, профессионального и т. д.);
определение своего пути в образовании, осмысление своего заказа к образованию, принятие ответственности за свое будущее.
Формирование навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта
формирование активной личностной позиция в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта;
формирование особой ответственности за собственную индивидуальную траекторию, как профессионализации, так и образования в целом.

Командная работа
Позволяет:
научиться эффективному взаимодействию в группе при решении поставленной задачи,
формулировать и отстаивать собственную точку зрения,
сформировать и закрепить толерантное отношение к разным точкам зрения,
принимать согласованное решение в группе и представлять результаты совместной деятельности,
овладевать разными моделями поведения, необходимыми для работы в группе.

Проекты
Проектная деятельность детей в классе предполагает оформление какой-либо идеи в целях достижения нового результата, постановку задач для реализации цели, а так же понимание, какие ресурсы необходимо привлечь для их выполнения. Т.к. проектная деятельность не является ведущей и характерной для школьного возраста, она нуждается в сопровождении педагогов на всех её этапах.
Проекты предполагают многократное использование командной работы.
Особым результатом проекта являемся итоговое событие или продукт деятельности.










13PAGE 15


13PAGE 14215