Программа Тьюторское сопровождение педагога в период подготовки к аттестации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

















ПРОГРАММА
«Тьюторское сопровождение педагога в период подготовки к аттестации»










Составитель программы:
Сердюк Алёна Николаевна
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ Игримской СОШ №1, руководитель МО учителей технологии и эстетического цикла














Игрим, 2015
1. Пояснительная записка.

"Помочь людям быть личностями - это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка" К. Роджерс

Актуальность.
Разработка и принятие программы обусловлено рядом нормативных документов развития образования: «Концепция модернизации российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт» и «Федеральная программа «Развитие образования» до 2020 года».
В условиях стремительной модернизации образования учитель оказался основным участником экспериментов, проводимых в системе образования, ее главным ресурсом. Чтобы на качественно новом уровне решать поставленные задачи, учителю необходимо осваивать новые компетенции, выходить на новый уровень профессионально-личностного развития. В ряду целей профессионального образования, заявленных в правительственных документах в качестве основной выделена цель подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Для этого необходимо создать условия для появления у педагогов внутренней установки на собственное развитие. Управлять процессом развития всегда сложно. Поэтому возникает необходимость тьюторского сопровождения педагога школы, обеспечивающего его профессиональное развитие, особенно это ценно в межаттестационный период. Тьюторская поддержка педагогов, направлена на развитие их индивидуального стиля педагогической деятельности и повышение методической, психологической, исследовательской, технологической культуры.
Желание иметь тьютора и выстраивать индивидуальный вектор профессионального развития пока выражает не каждый педагогический работник – скорее всего это объясняется тем, что среди ряда педагогов бытует мнение: «Зачем пять лет напрягаться, добьюсь успеха за последние два года перед аттестацией». К сожалению, излишняя самоуверенность порой играет не на руку аттестуемому, особенно остро это чувствуется при написании заявления на аттестацию, в котором необходимо представить результаты и системность деятельности на протяжении пяти лет.
Организовать деятельность в межаттестационный период, проконтролировать, оказать помощь – вот основные функции тьютора.
Тьютор – это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования. Основным направлением тьюторской практики в системе образования можно считать сопровождение профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации в общеобразовательных организациях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Инновация подобного масштаба требует полной мобилизации кадрового потенциала: в короткие сроки от учителя требуется пересмотреть цель профессиональной деятельности, принять идеологию нововведений, освоить новые знания и педагогические технологии.

Концептуальные положения программы
Данная программа создает такие условия взаимодействия педагогов, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением аттестуемого в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания возможностей использования собственных ресурсов и ресурсов образовательного учреждения для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории. Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для достижения цели, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого педагога, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.
Главное условие реализации программы – обеспечение самостоятельного выбора педагога вариантов самообразования, курсов ПК, форм обучения, выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности и оформление этого в виде индивидуального образовательного маршрута.
Главное средство, положенное в основу реализации программы – тьюторское сопровождение педагога в межаттестационный период, обеспечивающее связь индивидуальной образовательной потребности педагога и поля возможностей ее достижения.
Основные технологии, применяемые при тьюторском сопровождении: технологии консультирования, тренинговые технологии, технологии профильных и профессиональных проб, активизирующие методики, технологии работы с портфолио, проектные технологии, информационные технологии.
Успешность реализации будет достигнута при соблюдении следующих принципов:
признание объективности существования индивидуальных целей ИОМ педагога в образовательном процессе;
индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
непрерывности и преемственности – понимание образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования;
«не навреди», психологический контакт с подопечным и атмосфера доверия;
взаимодополняемости (психологической, педагогической, информационной и др. тьюторской составляющих);
свободы выбора педагогом дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Концептуальными основами этого инновационного педагогического опыта являются:
– вовлечение каждого педагога в активный познавательный процесс путём постановки в ситуацию неопределённости, требующую разрешения проблемы;
– органическое сочетание совместной и индивидуальной деятельности;
– расширение знаний о методах научных исследований процессов и развитие собственных навыков исследовательской деятельности;
– развитие и совершенствование коммуникативных навыков: умения  обосновывать суждения и выводы, овладение навыками публичного выступления, этическими нормами и правилами ведения диалога;
– демократическая организация образовательного процесса.

Цель реализации программы.
обеспечение готовности педагога к успешному прохождению аттестации с учетом требований новых образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога

Задачи:
знакомство с технологией тьюторства;
овладение тьюторской технологией и внедрением ее в образовательную деятельность;
создать систему тьюторской поддержки педагогов
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологи-ческой культуры, профессионального и личностного роста
мониторинга личностно-профессионального развития педагогов школы,
повышение эффективности и качества педагогической деятельности
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников
учет требований ФГОС к кадровым условиям реализации ОП при формировании кадрового состава организаций
создание ИОМ и программ профессионального саморазвития педагогов,
психолого – педагогическое сопровождение ИОМ педагога.
организация (разработка и внедрение) проектов тьюторского сопровождения педагога в межаттестационный период.

Целевая аудитория: педагоги, готовящиеся к процедуре прохождения аттестации.

Жизненный цикл и этапы реализации программы.
Сроки реализации программы: 2015 -2020 года.

Этапы реализации программы:
Диагностико – аналитический:
Создание группы учителей - тьюторов.
Самоанализ готовности учителей к тьюторской деятельности.
Анкетирование учителей - предметников по теме: «Готовность к ФГОС»
Прохождение учителями - предметниками курсов: «ФГОС».
Проектирование учителями предметниками индивидуальных образовательных маршрутов с целью углубления и расширения представления о ФГОС ООО.
Практический:
Серия семинаров по нормативно правовой базе реализации ФГОС ООО по предметам с целью углубления и расширения представления о ФГОС ООО.
Участие учителей - предметников в различных конкурсах, фестивалях и тд индивидуальное или в составе конкурсной группы и в качестве наставников учащихся.
Реализация индивидуальных образовательных маршрутов посредством организации самостоятельной деятельности учителей - предметников.
Представление результатов в форме самопрезентации: рассказ о своих успехах, достижениях, неудачах. Демонстрация уроков, которые соответствуют требованиям ФГОС.
Подготовка учителей - предметников к процедуре аттестации.
Процедура аттестации учителей - предметников согласна аттестационных периодов.
3. Результативный:
Рефлексия (коррекция профессиональной деятельности через самоанализ).
Диагностика и самодиагностика педагогической деятельности.
Подведение итогов работы в рамках программы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Планируемый результат
Критерии оценки

1 компетентность в реализации технологии тьюторского сопровождения
наличие системы тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов

2 Организация тьюторского сопровождения
Реализованная программы

3 Создание банка диагностических материалов по профессиональному развитию педагогов
Наличие анкет, тестов по изучению профессионального и личностного развития педагогов.

4 Проектирование программ профессионального творческого развития педагогов
1 Реализация программ саморазвития педагогов
2 Рост педагогического мастерства
(динамика участия в профессиональных конкурсах, исследовательских проектах, конференциях, повышение качества знаний, готовность к инновациям)

5 Организация мониторинга личностно-профессионального развития педагогов
Наличие результатов мониторинга.

6 Оказание тьюторского сопровождения аттестуемых педагогов в подготовке отчета по самообследованию
Готовность педагога к успешному прохождению аттестации


Мониторинг результативности программы.
1 Рост профессионального мастерства педагогов. Диагностика профессионального и личностного роста.
2 Увеличение доли инновационных направлений деятельности школы, увеличение числа педагогов инноваторов.
3 Динамика участия и результативности педагогов в профессиональных конкурсах, конференциях, проектах.
4 Динамика участия и результативности школьников в конкурсах, фестивалях ,конференциях ,олимпиадах.
5 Реализация программ профессионального саморазвития.

Перспективы развития программы.
Перспективы дальнейшего развития программы прослеживаются в активном освоении и реализации технологии тьюторского сопровождении не только в управленческой деятельности, но и в образовательном процессе школы. Тьютор поможет педагогу осознать свои образовательные и профессиональные интересы, выработать индивидуальную образовательную программу.

Ресурсное обеспечение.
1 Кадры:
Директор школы; зам.директора по методической и УВР; зав.кабинетом информатики школы; психолог, руководители МО, педагоги школы.
2 Материальные ресурсы:
Научно-методическая литература; учебные кабинеты, компьютерный класс, медиатека; оргтехника.

Формы организации деятельности
участников программы: лекции, практические и индивидуальные самостоятельные занятия, консультации; проектирование, моделирование; электронное обучение; использование дистанционных образовательных технологий, мастер-классы и творческие мастерские учителей-практиков в соответствии с тематикой программы.

Структура индивидуальной тьюторской консультации
Установление контакта.
Основная часть:
А. Выявление текущего запроса педагога. Работа над запросом педагога.
Б. Обсуждение событий, произошедших в образовательном процессе.
В. Совместный анализ выполнения / невыполнения договоренностей, достигнутых на предыдущей встрече.
Фиксация новых договоренностей. Домашнее задание.
Завершение консультации. Оптимальная продолжительность сессии - один академический час.

Принципы тьюторского сопровождения учителей
Гибкость – ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способов деятельности.
Непрерывность – обеспечение последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса.
Индивидуализация – учет личностных запросов, особенностей и интересов педагогов.
Открытость – управление собственной познавательной и образовательной деятельностью.

Как сопровождающий профессиональное развитие, тьютор организует ситуации:
Самоопределения,
Самообразования,
Самоосуществления.
Самореализации человека в профессии.

Механизм реализации программы
Программа разрабатывается тьютором и согласуется с годовым планом работы образовательной организации, который утверждается директором.
Она предусматривает развитие творческих способностей, самоопределение педагогом и овладение самостоятельной образовательной деятельностью.
Технологии сопровождения и организационные формы определяются на каждом этапе реализации программы.

Технология сопровождения
Организационные формы

Технология индивидуальных и групповых консультаций
Групповые и индивидуальные занятия. Ролевые игры


Диагностические и коррекционное – развивающие занятия


Групповые и индивидуальные занятия. Тестирование,
Карта интересов.

Информационные технологии
Групповые занятия

Тренинговые технологии
Ролевые игры


Коррекционно-развивающие занятия


Мини - тренинги

Проектная технология

Мини - проекты


Конкурсы, олимпиады


Методические рекомендации по реализации программы.
Данная программа может быть реализована в разных формах, с учётом индивидуальной готовности аттестуемого педагога и уровня его профессиональной подготовки.

2. План реализации тьюторской программы.
Практика показывает, что какой бы самостоятельностью не обладал человек, возникают ситуации, в которых личность нуждается в сопровождении со стороны определенного специалиста: сопровождение выбора профессии, сопровождение принятия решения, выбора цели, сопровождение в трудных жизненных ситуациях и пр. Сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого».
Тьюторское( индивидуальное) сопровождение – это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании. Если быть точнее, то под индивидуальным сопровождением понимается:
создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога;
оказание учителю всесторонней (педагогической, психологической, методической, социальной и др.) помощи при решении вопросов, возникающих в процессе подготовки к аттестации;
привлечение учителя к решению задач развития школы, реализации программ, проектов и т.п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества; обеспечение условий профессионального роста учителя с учетом адекватно оцененного уровня его профессиональной компетентности, а также запросов, интересов, потребностей самого педагога.
Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы аттестуемого педагога.

Основными функциями тьютора являются:
проектировочная,
организационно-мотивационная,
информационно-консультационная,
аналитическая,
рефлексивная.
Каждая функция реализуется перечнем конкретных задач.
Проектировочная функция (тьютор-методист, тьютор-член команды разработчиков):
разработка концепции тьюторской программы или события (цель, форма, методы, средства, этапы);
разработка содержания, включая учебные материалы (курсы), элементы рефлексии и мотивации;
разработка вариантов индивидуальных образовательных программ и вариантов маршрутов;
разработка организационно-методической и нормативной документации (положения, инструкции, формы документов и пр.),
информационно-методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс;
разработка требований к информационно-образовательной среде, создающей условия для социального, образовательного и профессионального самоопределения педагогов.
Организационно-мотивационная функция (тьютор-координатор, тьютор-администратор):
создание благоприятной эмоциональной обстановки, атмосферы, стимулирующей учебный процесс
осуществлении социальных контактов между педагогами;
организация решения административных и технических вопросов, возникающих у педагогов
подготовка к проведению и проведение очных и виртуальных образовательных событий;
контроль рассылки итоговых документов.
Информационно-консультационная функция:
ориентация в ресурсах среды, помощь в выстраивании образовательного движения;
консультирование и поддержка педагогов, помощь им в затруднительных ситуациях в процессе их самостоятельной и/или групповой деятельности;
оказание помощи в систематизации полученных теоретических знаний и практических навыков, указание способов трансформации их в профессиональную деятельность;
оказание помощи в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей приблизиться к намеченным целям (помощь в решении проблем личностного и профессионального самоопределения);
Аналитическая функция (тьютор-наблюдатель, тьютор-аналитик):
наблюдение и фиксация личностных данных, способностей педагогов, их планов и намерений, интересов, склонностей,
мотивов, готовности в целом к социально-профессиональному самоопределению;
анализ портфолио личностного развития и портфолио педагогов в процессе и по итогам обучения.
Рефлексивная функция:
организация рефлексивной деятельности на этапах обучения учителей;
создание условий для освоения педагогов рефлексивных навыков и умений.

Тьюторское сопровождение педагога в межаттестационный период включает в себя 4 этапа: диагностико-мотивационный, проектировочный, реализационный (практический) и аналитический.
Этап
Его характеристика

1-й этап - диагностико-мотивационный
это первая встреча с педагогом, определение перспектив совместной работы, анкетирование с целью выявления имеющихся проблем и запросов, создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, развитие и стимулирование мотивации к дальнейшей совместной деятельности.

На 2-ом этапе – проектировочном
составляем план совместной работы в соответствии заявленной категории (включая методические мероприятия разного характера: выступление на педсоветах, участие в работе МО, в конкурсах профессионального мастерства и выставках методических материалов), далее выбираем методы и формы работы и выстраиваем образ желаемого будущего.

3-й этап – реализационный –практический
идёт основная работа по реализации запланированного.
Контроль и учёт всей деятельности и рефлексия по каждому запланированному мероприятию, с фиксацией результатов в технологической карте сопровождения.

Аналитический этап
сбор информации по результатам деятельности, которые аттестуемый отразит в своём заявлении на аттестацию;
формирование портфолио аттестуемого.


Для успешного прохождения аттестации и построения с этой целью педагогами собственной профессиональной траектории тьютор помогает им разрабатывать индивидуальные образовательные планы, программы, маршруты, организует профессиональные пробы и практику, обеспечивает педагогам его профессиональное позиционирование.
Результатом внедрения и реализации ИОП (индивидуальной образовательной программы) педагога можно считать следующее:
положительный психологический климат в педагогическом коллективе;
рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
способность и готовность педагогов к профессиональному саморазвитию;
владение педагогами современными образовательными технологиями и методиками;
рост профессиональной компетентности педагогов,
наличие положительной динамики результатов образовательного процесса.

Алгоритм создания тьютором педагогического ресурса педагога.
«ХОЧУ» - создание информационно-образовательной среды для учителя
«МОГУ» - написание ИОП, ИОМ (индивидуальной образовательной программы, маршрута)
«ЗНАЮ» - курсы, конференции, семинары, круглые столы, вебинары и т.д.
«УМЕЮ» - открытые уроки, мастер-классы.
«ДЕЛАЮ» - качество образовательного процесса как результат повышения профессиональной компетентности учителя

Работа тьютора по сопровождению педагога не может не учитывать профессиональной подготовки последнего:
Педагог - молодой специалист
Педагог - стажист консерватор
Педагог - стажист инноватор

учет потребностей и интересов педагогов в организации образовательного пространства ОО;
создание условий для вовлечения педагогов в процесс саморазвития;
помощь в осуществлении педагогами ценностных выборов, личного самоопределения.

Помощь в личностной и социально-педагогической адаптации; включение учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность; развитие профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям; предупреждение наиболее типичных ошибок, оказание помощи в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта; стимулирование развития индивидуального стиля творческой деятельности; обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психолого-педагогической адаптации и нахождение путей их устранения; оказание методической помощи в становлении профессиональной компетентности молодого преподавателя.
Психологическим основанием становится субъектно-деятельностный подход, в рамках которого педагоги должны максимально активно включаться в образовательную, научно - педагогическую деятельность и активно репрезентовать результаты своей деятельности педагогическому сообществу.

Подготовка педагогов к конкурсам профессионального мастерства различных уровней. Оказание поддержки каждому, при котором незаметно вовлекается весь коллектив в творческий процесс.



Но еще более важным является личностное развитие педагогов, и оно требует повышенного внимания со стороны тьютора.
Личностное развитие
Известный психолог-экзистенциалист Ирвин Ялом отмечает следующие признаки личностного роста:
Изменение жизненных приоритетов, уменьшение значения жизненных тривиальностей.
Чувство освобожденности: появление способности сознательно не делать то, что не хочешь.
Обостренное переживание жизни в настоящем, вместо откладывания ее до пенсии или до какой-нибудь еще точки будущего.
Переживание природных явлений: смены времен года, перемены ветра, опадания листьев, последнего Рождества - как высоко значимых событий.
Более глубокий контакт с близкими.
Уменьшение страхов, связанных с межличностным общением и озабоченности отвержением, большая готовность к риску.

Продуктами тьюторской деятельности по итогам года стало создание «портфолио» педагога, как портфеля их образовательных достижений, написание ими эссе, а также дневник тьютора.

Календарный план работы
Сроки
(по согласованию с педагогом)
Вид деятельности

В течение учебного года
-Знакомство с аттестуемыми учителями;
-Проведение диагностик, наблюдение;
-Составление банка данных педагогов, охваченных тьюторским сопровождением;
-Проведение диагностик, наблюдение;
-Составление индивидуальных планов и маршрутов педагогов, охваченных тьюторским сопровождением;
-Посещение уроков;
-Индивидуальные консультации;
-Групповые занятия;
-Заполнение маршрутных листов;
-Составление портфолио;
-Проведение тьюторских часов;
-Участие в конкурсах;
-Консультации с учителями;
-Организация встреч с психологом
-Анализ работы;
-Оформление и представление результатов работы


Ожидаемые результаты реализации программы.
Краткосрочные результаты успешное прохождение аттестации педагогом.
Долгосрочные результаты – повышение качества деятельности педагогов в меж аттестационный период.
Оценка эффективности программы:
Предполагаем, что тьюторское сопровождение педагогов окажет помощь в освоении новых педагогических технологий, приобщит к работе по самообразованию, научит планировать и оценивать результаты своей профессиональной деятельности. Таким образом, технологии тьюторского сопровождения позволят активно включить педагогов в инновационную деятельность по эффективной реализации ФГОС ООО.

Риски реализации программы и пути их преодоления.
Педагог оценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию прогаммы. На основе анализа осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.
Риски
Условия возникновения
Пути преодоления

Отсутствие в современном образовательном сообществе учителей единой терминологи в методических понятиях.
В федеральном образова-тельном стандарте, а также в примерных образовательных программах дается общая характеристика таких понятий, как "компетентности", универсальные учебные действия" и пр. Однако большинство педагогов не знакомы с тем, как их формировать, или диагностировать на практике.
Мониторинг первичных знаний понятийного аппарата ФГОС ООО.

Приоритет традиционных форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса, низкий процент использования инновационных технологий обучения.
Затруднения в освоении инновационных технологий в образовательном процессе, отсутствии мотивации применять что-то новое и интересное.

Проведение семинаров, мастер-классов по обмену педагогическим опытом; тренинги;
дискуссионные площадки.

 Невыполнение программных мероприятий.
Отсутствие стимулирования и надлежащего контроля
Контроль над реализацией программы, анализ промежуточных результатов.


Основные критерии и показатели эффективности реализации программы:
критерии
показатели

Положительная динамика количества педагогических работников, активно применяющих современные образовательные технологии
Количество педагогов, принявших участие в различных муниципальных, всероссийских, федеральных конкурсах, в сравнении с предыдущим периодом.

Проектирование уроков в соответствии ФГОС.
Количество уроков, соответствующе требованиям ФГОС.




Трансляция инновационного педагогического опыта педагогического сообщества аттестуемых учителей.
Активность работы педагогического сообщества аттестуемых учителей.

Изучение критериальной базы оценивания коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих.
Овладение критериальной базой оценивания коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих.


Дальнейшее развитие программы.
По окончании реализации программы деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как эта деятельность активизирует инновационную деятельность учителя, освоение им новыми технологиями и методами работы в меж аттестационный период. Данная программа мотивирует учителей в своём профессиональном развитии, что приведёт к повышению качества образования в УО. Именно поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов программы.
Заключение.
Оценка эффективности освоения содержания программы осуществляется в ходе непосредственной реализации программы и по результатам внедрения тьюторства в профессиональную деятельность педагога в межаттестационный период.
Тьюторское сопровождение позволяет аттестуемому четко представить организацию работы в аттестационный период, эффективно спланировать все мероприятия и реально оценить свои потенциальные возможности. Педагоги, работающие под руководством тьютора, за период чуть больше года достигли значительных результатов.
Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);
Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;
Социализация, успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.)
Развитие у педагога навыков самостоятельной образовательной деятельности;
Создание условий для презентации, анализа достижений педагога;
Осуществление социально-профессионального самоопределения.

Технология (программа) тьюторского сопровождения действительно позволяет активно включать педагогов (специалистов) в инновационную деятельность, формировать субъектную позицию в решении задач образования, т.е. является эффективной в условиях современной школы. Таким образом, работа наставников – тьюторов создает все условия для привлечения специалистов к активному включению в учебно-воспитательный процесс школы, помогает в освоении новых педагогических технологий, приобщает к работе по самообразованию, учит планировать и оценивать результаты своей профессиональной деятельности, готовит педагога к успешному прохождению аттестации.

Благодаря тьторству имеются положительные результаты:
Учителя регулярно повышают уровень своей профессиональной компетенции.
Курсы повышения квалификации педагоги проходят индивидуально и по плану ОО.
Создана необходимая  образовательная среда, в которой одни учителя получили необходимый им  педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала.
Учителя активно применяют инновационные технологии в своей педагогической деятельности.
Выросла активность педагогов, их стремление к творчеству, участие в конкурсах профессионального мастерства, семинарах, мастер-классах, конференциях.

Литература
Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования / Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства: Сб. научных трудов. - Томск, 2004.- С.41-47.
Ковалева Т.М. О тьюторской деятельности в современном высшем образовании / Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М., 2008.- С.5-14.
Ялом Ирвин Экзистенциальная психотерапия. - М., 2002г.
Валькова О.Ю Организация научно-методической поддержки инновационно- творческой деятельности учителя муниципальной методической службой. Геленджик, 2007г.
Дайжест «Тьюторствов системе образования» Составлен по материалам Всероссийской тьюторской конференции 1993-2000г.
Железцова Г.А Сопровождение: теория и практика Красноярск, 2004г.
Ковалева Т.М Тьюторское сопровождение как определенный тип поддержки управленческой команды в сфере образования. Москва, 2003г.
Костина Н.А Организация поддержки профессионального развития педагогов. Красноярск, 2004.
Тьюторство, профессия которой нет. Управление школой, 2004г № 42.
Тьюторство, как новая профессия в образовании. Томск, 2002г.
Заголовок 215