Методическая разработка Групповая работа учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения

ННОУ СПО Кооперативный техникум Тамбовского облпотребсоюза











Методическая разработка на тему

Групповая работа учащихся в условиях
личностно-ориентированного обучения






Автор: Кутакова Е. В.,
преподаватель информатики и информационных технологий




Разработка рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии математических, общих естественно-научных дисциплин и физической культуры
Протокол № __ от «__»_________20__г

Председатель цикловой комиссии

____________________ /Зайцева Л. А./




2011-2012 учебный год
План


Введение
Основные принципы личностно-ориентированного обучения
Способы организации работы при личностно-ориентированном обучении. Метод сотрудничества
Применение групповой работы на примере фрагмента урока информатики и икт
Литература

Введение
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Основные принципы личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение XXI века отличается от традиционного обучения разными подходами к содержанию образования и преподаванию. Современный выпускник должен обладать:
ответственностью и адаптивностью – проявление личной ответственности и гибкости в личной жизни, на рабочем месте и в общественной жизни, постановке высоких целей для себя и других и стремление к их достижению, терпимым отношением в многозначности и многообразию мнений;
навыками коммуникации – умением воспринимать, понимать, создавать и передавать устные, письменные и мультимедийные сообщения во всем многообразии форм и контекстов;
творчеством и познавательным интересом – развитием, применения, распространения новых идей, открытостью к восприятию новых идей и возможностей;
критическим и системным мышлением – осознанным и аргументированным понимание альтернатив, умением делать выбор в сложных ситуациях, пониманием взаимосвязей между системами;
навыками информационной и медийной грамотности – получением, анализом, управлением, интегрированием, оценкой и созданием различных форм аудиовизуальной информации;
навыками межличностных отношений и совместной деятельности – умением управлять и работать в команде, принимать различные роли и брать на себя ответственность, продуктивно работать с другими людьми, уважать непохожие точки зрения;
идентификацией, формулированием и решением задач – умением вычленять, анализировать и решать проблемы;
самоконтролем – пониманием своих образовательных потребностей, умением находить нужные ресурсы, переносом обучения из одной области знаний в другую;
социальной ответственностью – ответственными действиями в интересах местного сообщества, этичное поведение в личной, общественной жизни и на производстве.

При этом меняется и роль преподавателя. Учитель – проводник и наблюдатель, который создает возможность для студентов применить полученные умения для построения нового знания, вовлекает учащихся в процесс мышления и развивает у них навыки сотрудничества. Педагог служит не столько экспертом, который предоставляет информацию, сколько организует самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, развивает применение новых умений и навыков в создании оригинальных продуктов их работы. Преподаватель как наставник помогает студентам активно развиваться с опорой на их сильные стороны и использует их собственные интересы в этой работе.

Способы организации работы при личностно-ориентированном обучении. Метод сотрудничества

Существуют три способа организации работы по достижению целей обучения:
Конкуренция: учащиеся соревнуются друг с другом, чтобы увидеть, кто самый лучший или самый быстрый в процессе достижения цели, которая может быть достигнута только одним или несколькими из них.
Индивидуализм: учащиеся в одиночку работают над достижением цели.
Сотрудничество: учащиеся работают сообща над достижением общей цели.

Соревновательный, индивидуалистический и коллективный подходы – все имеют своё место в достижении образовательных целей. В идеале, все студенты должны научиться конкурировать с другими, работать самостоятельно и в команде.

Рассмотрим более подробно метод сотрудничества, который предполагает работу в команде – совместно с партнером или группой над постановкой целей и выполнением задач. Исследования доказывают, что сотрудничество даёт учащимся возможность повысить свою успеваемость потому, что, работая в группе, им приходится задавать вопросы, обсуждать идеи, искать решения, более четко и ясно мыслить и глубже вникать в содержание предмета. Кроме того, развиваются такие социальные навыки, как умение принимать различные роли в команде, обсуждение с другими своих идей, помощь другим и её принятие.

Большинство учащихся не владеет навыками сотрудничества и чтобы развить их необходимо мотивировать учеников, обучить их основам совместной деятельности и дать время и возможность применять полученные знания на практике. Таким образом, необходимо обсуждать с ними способы совместной работы, включая такие, как смена ролей, умение слушать и слышать другого, ответственность за собственный процесс обучения.

Во время групповой работы на уроке преподаватель по очереди присоединяется к каждой группе, выполняя функции консультанта. Попеременное включение педагога в деятельность групп можно считать ценным как в дидактическом, так и в воспитательном отношении. В группе преподаватель лучше может ориентироваться в ходе мыслей и затруднениях каждого студента, может более личностно подойти к каждому.

Группы или пары для совместной работы могут быть сформированы несколькими способами:
самими учащимися, на основе дружеских связей или общих интересов;
по усмотрению педагога;
случайным образом

Когда студенты взаимодействуют и работают сообща, преподавателю стоит убедиться, что все члены группы:
участвуют и чувствуют вовлеченность;
сходятся в видении целей и планов достижения общего результата;
вместе ищут пути улучшения своей работы;
обсуждают работу и помогают друг другу в процессе её выполнения;

Работая с малыми группами, педагог держит в поле внимания три основных момента: цель, время, итоги:
группы должны получить от педагога ясные ориентиры: какого рода результат ожидается от их обсуждения;
временные рамки лучше выбрать более сжатыми, чем растянутыми; при необходимости время можно продлить;
процедура представления результата и оценивания работы должна быть заранее известна учащимся.

При оценке работы группы в случае количественной оценочной шкалы есть два способа распределения набранных баллов между участниками группы: уравнительный и по коэффициенту трудового участия. Целесообразен «недемократичный» первый способ. В противном случае учащиеся более высокого уровня развития утратят стимул работать на учеников с более низким уровнем, а будут просто давать им готовые решения. Существенно ещё и то, что преподавателя интересует не столько эффективность группы как решателя задачи (объективная эффективность), сколько её эффективность для развития участников (субъективная). В этом смысле часто оказывается даже неважным, справилась ли группа с задачей – это можно сделать вместе при обсуждении, защите. Важнее, какие подходы использовала группа при работе над задачей, какой информацией оперировала и как в этом участвовали все партнёры.

Состав группы определяется дидактическими, психологическими и управленческими целями педагога и зависит от результатов контроля. Каждая группа существует столько времени, сколько ей отводится для решения предложенной задачи. Группа получает задачу на строго ограниченное время и по истечении этого времени отчитывается о результатах. При этом не всегда важно, решена ли задача. Процесс важнее результата. Оценка за работу группы выставляется всем её участникам одна и та же.

3. Применение групповой работы на примере фрагмента урока информатики и икт

Рассмотрим применение этой технологии на примере фрагмента урока информатики и икт.

Фрагмент урока по теме «Компьютерные сети. Интернет».

Формы организации учебной деятельности: групповая.

Цели урока:
повторить и обобщить знания о компьютерных сетях и Интернете, о правовых аспектах работы с информацией на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала.
развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
развитие у студентов умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарный ситуациях;
установление междисциплинарных связей;
воспитать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.

Задачи урока:
Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
Учебная – обобщение и повторение знаний по теме.
Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Этапы урока:
постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;
формирование групп для работы на уроке;
подведение итогов урока.

Подготовительный этап:

Подготовить систему вопросов для активизации мыслительной деятельности учащихся по теме, продумать способ формирования групп.


Учащиеся разбиваются на группы по 3 человека: секретарь (записывает высказывания членов группы), хранитель времени (следит за регламентом работы группы), спикер (отвечает от имени группы на вопросы).

Правила работы на уроке:
каждый член группы может высказывать индивидуальное мнение, не совпадающее с мнением группы;
все высказывания должны быть выслушаны;
высказывания не повторяются;
высказывания не критикуются.

Вопрос 1. В течение 5 минут, работая в группах, ответьте какие сервисы существуют в сети Интернет.

Вопрос 2. Выберите один из сервисов в своем списке. В течение 5 минут подготовьте ответ на следующий вопрос: Каковы три позитивных и три негативных воздействия этого сервиса на общество? Докажите это.

Вопрос 3. В течение 5 минут на примере этого же сервиса подготовьте ответ на следующий вопрос: Что изменилось бы в нашей жизни, если бы это открытие не было сделано?

Вопрос 4. После того, как послушаете все ответы на вопросы, в течении 5 минут обсудите вопрос: Существует ли какое-либо сервис применяемый в сети Интернет, который, по вашему мнению, не следовало создавать? Почему да или почему нет?

На ответ по каждому вопросу отводиться 1-2 минуты.

Обобщение по теме урока:
Что же представляет собой сегодня глобальная сеть Интернет, и каково его влияние на развитие общества. Оценивание работы групп.


Урок построен на деятельной основе с использованием метода мозгового штурма. Главная цель урока – повторить и обобщить знания о компьютерных сетях, назначении и истории развития Интернета, о правовых вопросах при работе с информацией, – достигнута. На занятии реализован принцип научно - технического образования, обеспечено развитие познавательной деятельности учащихся с помощью системы вопросов.

Задавание вопросов – эффективный способ развития мышления. Мы задаем вопросы, чтобы расти и учиться. Вопросы позволяют нам разобраться в том, что нас окружает. Задавание вопросов также ведет к способности придумывать способы решения проблем, делать выбор и планировать.

Управление развитием учащихся осуществляется через компоновку групп и подбор для них подходящих заданий. Многие цели воспитания достигаются имплицитно.

Очевидно, что единичный подобный урок неэффективен, так как ясно, что обеспечить каждому учащемуся возможность двигаться по всей цепочке схемы развития нельзя за один урок. Центральным звеном в мышлении высокого уровня является способность продолжать работать в условиях новых вызовов с пониманием и эмпатией, преодолевать трудности путем самосовершенствования.

Современные исследования в области мышления высокого уровня дают вполне однозначные выводы: образование, которое строится на навыках мышления высокого уровня и поощряет их использование, приводит к более высокому уровню обучения студентов.
Литература
Лапчик М. П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед.вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2001
Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение; вопросы теории и практики: Монография. Изд-во Тюменского государственного университета, 1996
Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. – М.: «КСП+», 2003









13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 215