Использование опорных картинок в развитии связной речи детей второй младшей группы
Использование опорных картинок в развитии связной речи детей второй младшей группыМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №47 «Здравствуй»Воспитатель Кашуркина Наталья Ивановна
Актуальность
МнемотехникаСистема различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциацийЗадачиРазвивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки
Виды схематизацииПредметные картинкиГеометрические фигурыСилуэтные изображенияУсловные изображения
Л.Б. ЭльконинА.М. ЛеушинаЛ.А. ВенгерО.М.ДьяченкоНаглядность- один из факторов облегчающий процесс становления связной речи Наглядное моделирование развивает умственные способности детей, обогащает словарь 3 этапа: Использование готового символа или модели. Составление модели педагога совместно с детьми. Самостоятельное составление моделей.Исследования ученых
Составление рассказов Пересказхудожественной литературыЗаучивание стиховОтгадывание загадокОпорные картинки- схемы
Анализ программ«Детство»Бабаева Т.И.,Ноткина Н.А.,Логинова В.И.и др.«Развитие»Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. и др. Умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам, начиная со средней группыУмение отбирать заместители для обозначения персонажей сказки (например, кружки разных цветов)Развитие у детей умения использовать отдельные заместители персонажей сказки (выбор и показ нужного заместителя) в процессе рассказывания сказки взрослым
Волчкова В.Н, СтепановаН.В.Большева Т.В.Белоусова Л.Я.Глухов В.ПТкаченко Т.А.Воробьева В.КМетодическое обеспечение
ОсновнойЗаключительныйИсследовательскийЭтапы работыОрганизация с детьми по развитию умения работать с помощью опорных картинокОпределение эффективности проведенной работыИсследования уровня умения детей рассказывать с помощью опорных картинок
1этап ИсследовательскийЦель:Выявить умения детей передавать последовательность текста с помощью опорных картинокСпособ исследования: Составление ребенком знакомой сказки совместно со взрослым
не соотносит слова с картинкой, не находит изображение по словусоотносит слова с картинкой и узнает изображения по слову после рассматриваниясоотносит слова с картинкой, узнает изображение по словуНачало годаРезультаты исследовательского этапа
Цель:Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста с помощью опорных картинокЗадачи:Развивать у детей простейшие символизацииОбучать детей приемам мнемотехники Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей
Направления работы
1 этап2 этап3 этапЭтапы работы с опорными картинками Рассматривание и обсуждение картинок Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образыРассказ ребенка по опорным картинкам с помощью воспитателя
От простого к сложномуПринцип работы
Мнемодорожка «Как маленький теленок ушел от мамы и потерялся» МнемодорожкиЛетоОсень
Пересказ художественных произведений Пересказ сказки К. Чуковского«Цыпленок»Сказка «Репка»Сказка «Цыпленок»Сказка «Теремок»
Заучивание стихотворенийСхема стихотворения «Осень»Заучивания стихотворения Н.Минский «Листопад»
Составление рассказаСоставление описательного рассказа о яблоке1. Название фрукта 2. Размер3. Цвет4. Форма5. Имеет запах6. Каким является на вкусСхема рассказа «Белка»
Использование схем - моделей в разных видах деятельностиДидактическиеигрыНастольно-печатныеигрыИгры с блоками ДьенишаВ трудовой деятельностиВ режимных моментах
Предметно-развивающая среда
ФормыРодительское собраниеКонсультацииОткрытый показ занятияНаглядная информацияДомашнее заданиеВзаимодействие с родителями
Буклет «Что такое мнемотехника»Открытое занятие для родителейКонсультация для родителей
Начало годаКонец годаРезультаты заключительного этапасоотносит слова с картинкой, узнает изображение по словусоотносит слова с картинкой и узнает изображения по слову после рассматриванияне соотносит слова с картинкой, не находит изображение по слову
Обобщение и распространение опытаВыступление на педсовете«Использование наглядных моделей в формировании представлений об окружающей действительности и развитии речи детей младшей группы»
Перспективы работы
Спасибо за внимание!