Мастер класс для родителей Развивающие игры с мячом в раннем возрасте
Мастер-класс для родителей
«Развивающие игры с мячом
в раннем возрасте»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Составила: Косинская Лариса Николаевна
Цель: Знакомство с методикой организации игр с мячом в раннем возрасте.
Задачи:
- показать значимость игр с мячом в раннем возрасте для здоровья, эмоционального насыщения, физического и интеллектуального развития ребенка;
- научить грамотно, выполнять действия с мячом в играх;
- показать организацию, условия, материалы для игр с мячом;
- вызвать интерес к проведению игр, желание использовать в работе с малышами данные игры.
Актуальность: среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид – игры с мячом. Мяч любим малышами раннего возраста. Он «созвучен» им – такой же прыгающий, «заводной», мобильный, забавный и каждый раз новый в своих проявлениях.
Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально воздействует на ребенка, что находит отражение в содержании детских игр. Умение пользоваться им разумно созвучно самой природе раннего детства.
Задача взрослого – создать необходимые условия для сенсорного развития малыша с первых месяцев его жизни, т.к. организация двигательной активности играет важную роль в педагогике раннего детства. Именно на втором – третьем году жизни дети в достаточной степени овладевают основными движениями, сохраняющими свою значимость на протяжении всей последующей жизни. Из всех физкультурных мероприятий с маленькими детьми необходимо особо выделить подвижные игры и игры – упражнения с мячом.
Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и школьное. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и «растут» вместе с ребенком. К концу дошкольного детства и в школьный период мяч становится не только любимой игрушкой, но и предметом занятий спортом (гимнастические упражнения, эстафеты, футбол, волейбол, баскетбол и т.д.) Он остается значимым предметом игр, забав, спорта и для взрослых. Однако первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоционально насыщения, физического и интеллектуального развития маленького ребенка.
Велика и педагогическая ценность игр с мячом.
Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняют разнообразные движения, получают нагрузку на все группы мышц, активизируется весь организм. Такие игры развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакций, нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу легких и сердца.
Мяч – первый предмет в жизни ребенка, форма которого наиболее благоприятна для игр детей раннего возраста.
Немного из истории
Упражнения с мячом являются одними из наиболее древних видов физических упражнений. История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений.
Сначала его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой, опилками, перьями, шерстью или фиговыми зернышками и другим подобным материалом.
В России в простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток, затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому.
А теперь давайте поиграем! «Поиграем с солнышком»
Цель - Научить детей прокатывать мяч в заданном направлении.
Ребенок сидит на полу, ноги врозь. Взрослый с мячом (желательно желтым) напротив, на расстоянии до 1 метра.
Солнышко желтое - медленно прокатывать мяч от руки к руке.
Солнышко теплое - вокруг себя на полу.
По небу катилось, катилось - прокатывание двумя руками к ребенку.
К Мише (имя ребенка) прикатилось - ребенок ловит мяч и прокатывает обратно, двумя руками.
Исходное положение ребенка можно менять: сидя на полу ноги врозь, скрестив ноги перед собой, сидя на корточках.
«Мяч в кругу»
Цель - Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве.
В этой игре можно объединить несколько детей или попросить двух членов семьи поиграть.
Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Взрослый дает одному из участников игры мяч - колобок и читает стихотворение:
Колобок, колобок
У тебя румяный бок.
Ты по полу катись
И Катюше (имя) улыбнись!
По просьбе взрослого ребенок прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени.
СОВЕТ: Нужно организовать игру так, чтобы каждый ребенок смог прокатить мяч. Мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры.
«Прокати и догони»
Цель - Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, с усилием, развивать умение ориентироваться в пространстве.
Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту и выполняет действия в соответствии с текстом:
Наш веселый, звонкий мяч - толкает мяч двумя руками
Мы прокатим далеко - смотрит, куда он катится
А теперь его догоним - бежит и догоняет его
Это сделать нам легко - поднимает мяч над головой
В зависимости от диаметра мяча, ребенок может, прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую, если мяч маленький или двумя руками, если мяч большой.
СОВЕТ: Приучайте ребенка не бежать сразу за мячом, а дождаться речевого сигнала.
«Сбей кегли»
Цель - Развивать элементарные навыки попадания в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении)
Это отличная игра для отработки меткости и навыков катания. Если в доме нет кеглей, можно пустые пластиковые бутылочки от («растишки» или «имунеле»).
Взрослый ставит 2-3 кегли на расстоянии 1-1.5м. и дает ребенку большой мяч. Ребенок, присев на корточки в обозначенное место прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли.
СОВЕТ: Хвалите ребенка, даже если он не попадает в цель. Отметьте кусочками пластыря, куда надо ставить кегли, и позвольте ребенку самостоятельно устанавливать сбитые предметы на место.
«Мяч в туннель»
Цель - Развивать умение отталкивать мяч двумя руками, учить оценивать расстояние между предметами.
Взрослый сдвигает 1-2 табуретки. Показывает, как катить мяч через «туннель» (под табуреткой), отталкивая его двумя руками. Диаметр мяча не должен быть половины расстояния между ножками табуретки.
СОВЕТ: Мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатился через туннель, а не застрял в нем. Хвалите ребенка, даже если он не попадет в туннель.
«Снежинки»
Цель - учить ребенка двумя руками бросать мяч в горизонтальную цель, находящуюся на полу, развивать мелкую моторику.
Перед игрой (обязательно вместе с ребенком) нужно сделать снежинки, нарвать небольшие кусочки белой, легкой бумаги (например, салфетки). Положить на пол небольшую взбитую подушку, сверху насыпать «снежинки».
Ребенок с мячом на расстоянии 0.7-1.5м. от подушки и пытается забросить мяч на нее (двумя руками снизу).
Психологи утверждают, что игра – это необходимый этап в развитии ребенка, пропускать который ни в коем случае нельзя. Игра – очень сложная деятельность. Она развивает сознание, самосознание, способность владеть собой. В заключение нашей встречи хочется пожелать вам удачи и терпения.
gђЗаголовок 1ёђЗаголовок 215