Консультация для родителей по музыкальному воспитанию
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию.
Музыкальное развитие детей от 3 до 7 лет
Возможности детей к концу 3-его года жизни
Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокийнизкий).
Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.
Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Возможности детей к концу 4-ого года жизни
Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
Замечать изменения в звучании (тихо громко).
Петь, не отставая и не опережая друг друга.
Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Возможности детей к концу 5-ого года жизни
Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
Узнавать песни по мелодии.
Различать звуки по высоте (в пределах сексты септимы).
Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.
Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Возможности детей к концу 6-ого года жизни
Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); произведения по мелодии, вступлению.
Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки.
Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами.
Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.
Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
Возможности детей к концу 7-ого года жизни
Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется.
Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.
Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание),
Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.).
Консультацию подготовила
музыкальный руководитель
Максимова Ольга Витальевна
Консультация по музыкальному воспитанию дошкольников
Развитие музыкальных способностей
Разучивая с детьми песню, помните:
1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).
2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.
3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой-либо слог.
4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.
5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечой (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками-парашютиками знакомого всем одуванчика.
6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех-пяти звуках, распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие попевки, например «Две тетери», «Птица и птенчики» и др.
7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом также должна быть прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.
Консультацию подготовила
музыкальный руководитель
Максимова Ольга Витальевна
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по музыкальному развитию
1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.
2 Путь развития музыкальности каждого человека одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.
4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Консультацию подготовила
музыкальный руководитель
Максимова Ольга Витальевна
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников
Поем вместе с детьми
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар особого качества музыкальный инструмент голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.
Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.
При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.
Познакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения.
Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни, определите, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится и вам, и ребенку, пение ее может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста.
Итак, вас заинтересовала песенка и вы немножко знакомы с музыкальной грамотой. Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенностях текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребенка.
При подборе песенного репертуара учитывайте следующее:
1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка.
2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (их обязательно в дальнейшем нужно объяснить ребенку).
3. В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии (сложность может вызвать скачкообразный характер мелодической линии).
4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Продолжительность фраз, которая представляется нам естественной, может оказаться неудобной для детского исполнения. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.
5. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 34 лет это всего 45 звуков, у детей 67-летнего возраста он расширяется до октавы (8 звуков).
В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки.
Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споете ребенку песню. Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким, выразительным. Только при этом условии у ребенка появится интерес и желание выучить песенку.
Консультацию подготовила
музыкальный руководитель
Максимова Ольга Витальевна
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников
Каждый ребенок - индивидуальность!
Советы родителям.
Каждый ребенок - индивидуальность. Надо развивать его творческий и интеллектуальный потенциал, способности, любознательность - такие лозунги знакомы всем и каждому.
А что же такое индивидуальность? Как ее развивать? Современная наука не придумала ничего нового и необычного. Она советует нам, взрослым, чаще вставать на позицию ребенка, пытаться его глазами увидеть окружающее, открыв для себя внутренний мир малыша, оценив его новые, неведомые нам раньше замечательные качества, мы сможем по-новому взглянуть на него, научимся понимать его, на первый взгляд бессмысленные поступки. Несмотря на то. что его поведение никогда не объяснить с помощью нашей, взрослой, логики. Только приняв точку зрения ребенка, мы, наконец, поймем, зачем он это сделал. А, разобравшись, может быть, станем воспринимать его поступки не как баловство и непослушание, а как попытки узнать мир, привлечь наше внимание, порадовать нас.
Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны.
СОВЕТЫ:
Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения "терпеть не могу", "ты меня извел", "у меня нет сил", "ты мне недоел", повторяемые несколько раз в день совершенно бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже.
Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть ребенок почувствует ваше внимание, и заинтересованность.
Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.
Разговаривая с ребенком, задавайте вопросы, требующие пространственного ответа.
Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.
Не оставляйте без внимания просьбы ребенка. Если просьбу нельзя выполнить по какой - то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким "нет", объясните, почему вы не можете ее выполнить.
Не ставьте условий для выполнения просьбы, например: "Если ты сделаешь это, то я сделаю то-то". Вы можете поставить себя в неловкую ситуацию.
Консультацию подготовила
музыкальный руководитель
Максимова Ольга Витальевна
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников
Развитие музыкальных способностей
ЧТО ТАКОЕ «ПЕТЬ ЧИСТО»?
Музыканты-педагоги при оценке пения детей используют термин «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребенка не чистая, или «чистота интонирования оставляет желать лучшего». Что это означает?
Чисто интонировать или, что одно и то же, «чисто» петь это значит, петь без фальши, не фальшивить во время пения.
Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поете, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались. Приходится сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к звучанию инструмента. Если из инструмента извлекается высокий звук, нужно постараться сделать свой голос тоненьким (например, как у мышонка) и послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с ним в согласованном звучании. Если на инструменте сыграли низкий звук, нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он будет более «толстым», низким. Главное, всегда себя слушать и контролировать. Голос поющего и звук, издаваемый инструментом, должны сливаться в один. Это очень важно. Если есть хоть небольшая рассогласованность между звуком музыкального инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может быть и речи, а ведь к чистоте пения люди всегда относились и относятся очень серьезно.
Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и, конечно, регулярные занятия пением. И всегда помните:
Прежде чем проинтонироватъ (пропеть) звук песни, важно правильно услышать его и точнейшим образом повторить голосом.
ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ?
Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен... Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?
Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя писателем? Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха»! Достаточно распространенная формула определения чины отсутствия способностей сына или дочери.
Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим факта ром в формировании способностей, то тогда дети поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистом в области исследования проблем музыкальности, сама по себе является абсурдной. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваюсь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев, завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости умения слушать и слышать рождалась музыкальность природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда петит и питает личность. Музыка детства хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.
Консультацию подготовила
музыкальный руководитель
Максимова Ольга Витальевна
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников
Необходимость детского музыкального воспитания
На сегодняшний день большинство родителей задумывается о том, нужно ли их ребенку музыкальное образование, занятия музыкой или нет. Уже в детском саду есть занятия, отвечающие за музыкальное воспитание дошкольников. Они разнообразят повседневную жизнь малыша, дарят ему новые ощущения и знания об окружающем мире. Музыкальное воспитание в детском саду дает крохе основы музыки, словно приглашая его в удивительный мир нот.
Часто ребенка отдают в музыкальную школу в 6-7 лет, как раз в этот период малыш еще идет и в первый класс. Представьте, какая для него будет эмоциональная и физическая нагрузка, которую не каждый способен выдержать. К тому же, постоянные занятия музыкой дома (надо ведь делать домашнее музыкальное задание), тоже надоедают, ребенок устает, остается мало свободного времени, не всегда есть возможность поиграть с друзьями и так далее, поэтому многие бросают занятия музыкой (бросить общеобразовательную школу – родители не позволят).
Сразу отмечаю, что музыкальная школа дает серьезное детское музыкальное воспитание, по ее окончанию сдают сложный экзамен и выдают диплом. Однако, если родители не ставят себе цели – сделать из ребенка великого музыканта, то достаточно просто нанять частного педагога, который даст полный и необходимый минимум знаний в области музыки, расскажет, что такое классическая музыка, историю музыки, познакомит с наиболее известными композиторами. Этого будет более чем достаточно, чтобы ребенок сам смог самостоятельно решить, хочет ли он дальше заниматься музыкой более серьезно, получить сначала музыкальное образование (музыкальная школа), а затем и дальше заниматься музыкой.
В любом случае, детское музыкальное воспитание (особенно прослушивание классической музыки), помогают развиваться ребенку гармонично, жить в гармонии с собой. Благодаря детскому музыкальному воспитанию, ребенок развивает в себе чувство прекрасного, возвышенного, а игра на музыкальном инструменте способствует лучшей работе мозга. Посетите концерт классической музыки, и увидите, ощутите сами, какая там спокойная атмосфера, все заполнено только музыкой, а на лицах слушателей такое умиротворение и благодать, что поневоле сам получаешь не меньшее удовольствие от того, что играет оркестр, нет суматохи, посторонних звуков, только мелодия.
Вот и ребенку важно дать правильное направление, толчок, чтобы у него правильно развивалось внутреннее эмоциональное состояние, музыкальный ребенок становится добрым, спокойным. Ведь не зря есть своеобразное музыкальное воспитание в детском саду. На таких занятиях деток знакомят с музыкой, учат петь, танцевать, двигаться в ритм музыке. И кто знает, возможно, именно на таких занятиях ваш ребенок поймет, полюбит музыку и захочет двигаться дальше в этом направлении. Музыкальное воспитание дошкольников позволит раскрыть талант, проявить свои музыкальные способности, даст понять, в первую очередь ребенку, интересно ему это или нет.
Помните, что музыка может творить чудеса, делая наш мир прекраснее.
Консультацию подготовила
музыкальный руководитель
Максимова Ольга Витальевна
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников
Музыкальное развитие ребенка
Формировать интерес к музыке у ребенка можно начинать в дородовом периоде. Находясь в материнской утробе, малыш хорошо слышит, а раннее начало способствует лучшим результатам. Для этого будущая мама подбирает коллекцию классических музыкальных произведений, звуков природы, медитативной и мягкой джазовой музыки. Музыка должна вызывать удовольствие и радость, соответствовать эмоциональному состоянию. Такое пассивное музыкальное развитие преобладает в самом начале.
Как обучать кроху после рождения?
1. Сначала у новорожденного развивайте интерес к музыке. Наблюдайте, как он реагирует на разные композиции, замечайте его предпочтения, улавливайте связь музыки с его настроением. На ночь пойте малышу сладкие колыбельные. Сочетание нежности голоса, плавной мелодии и ласковых прикосновений рук помогут ребенку расслабиться и ощутить чувственную, эмоциональную окраску песни. Днем игровое настроение поможет создать веселая и ритмичная музыка. Ребенку понравятся песни из детских мультфильмов, польки, мазурки. Умело подобранная музыка для массажа и занятий физкультурой внесут свежесть и разнообразие в процесс обучения. Во время занятий больше разговаривайте с ребенком, обращайте его внимание на музыку и ее формы.
2. Учите чувствовать ритм и мелодию. Для этого этапа музыкального развития нужны погремушки. Много погремушек с разным звуковым диапазоном. Чем богаче гамма звуков, тем лучше развиваются музыкальные навыки ребенка. Сначала хорошо изучите один звук, потом добавьте другой. Используйте их по очереди, создавая разные ритмы и переливы. Не нагромождайте сразу много. Два разных звука для малыша на первых порах достаточно. Бубенчики, колокольчики, электронные музыкальные игрушки – идеально дополнят музыкальный набор для ребенка. Главное – звук должен быть чистый и красивый. Разнообразьте музыкальное развитие – используйте разные игры. Играя в «Ладушки», вы учите малыша отбивать ритм. Можно разнообразить текст по звучанию: сначала вы отбиваете ритм по слогам, а потом – плавно поете.
3. Обучите ребенка нотам с помощью программ раннего развития или сами. И не важно, что он еще ходить не умеет. Родители Моцарта были музыкантами и с рождения обучали сына музыке. А в шесть лет он сочинил и записал нотами свое первое произведение – вот что значит раннее музыкальное развитие. Если вы думаете, что ваш ребенок менее талантлив, отбросьте это убеждение. Музыкальные способности даны каждому от рождения, и их нужно развивать. Дети, рано обученные музыкальной грамоте, в три года сочиняют свои мелодии.
Зачем это нужно?
Зачем столько хлопот, можете спросить вы. Раннее музыкальное развитие благоприятно сказывается на формировании личности ребенка, развитии нервной системы, коры головного мозга, мышечного аппарата. Музыка пробуждает творческую сферу малыша, учит более тонко чувствовать и сопереживать. Дети, обученные музыкальной грамоте, более уверенны и быстрее находят свое место в социуме. Музыка обогащает жизнь, делает ее более яркой и насыщенной.
Консультацию подготовила
музыкальный руководитель
Максимова Ольга Витальевна
15