Консультация для родителей по музыкальному воспитанию на тему:
Детский сад.Дети.Родители.
Музыкальный руководитель
Детский сад №127 "Гульнур"
гКараганда
Малова Тамара Николаевна
В детском саду осуществляется работа по музыкальному воспитанию дошкольников. Чтобы установить взаимосвязь детского сада и семьи, проводится знакомство одновременно с группой детей, поступивших вновь, с их родителями, обстановкой, в которой воспитывается ребенок. Для этого используются разнообразные методы, а именно наблюдения, индивидуальные беседы, выборочные посещения семей, анкетный опрос. Выявляется, что одна группа родителей интересуется вопросами музыкального воспитания, но испытывает определенные трудности, другая – большое внимание уделяет созданию материальных условий, а целенаправленность отсутствует, третья не учитывает возрастные возможности.
Есть семьи, которые по разным причинам не занимаются музыкальным воспитанием детей. Задача педагога вооружать родителей знаниями о значении музыки в воспитании и развитии детей. Родители на консультациях получают общие знания основ музыкального воспитания и развития ребенка, а на собраниях знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами воспитания на данном этапе. Родители как бы переходят из группы в группу вместе со своими детьми. На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.
Слушание музыки дома убеждает родителей в том, что необходим уголок для ребенка, где бы он мог играть и заниматься. Ненавязчиво даются советы, как лучше наладить быт, как устроить уголок, создать домашнюю фонотеку, какие покупать музыкальные игрушки, инструменты и как преподнести их ребенку. Отмечается, какое значение для развития детей имеют телепередачи, проводится разъяснение, как надо их слушать и смотреть, какие детские спектакли, музыкальные фильмы доступны для восприятия ребенка дошкольного возраста. Приходится говорить о том, какое влияние оказывает музыка на моральные качества и принципы поведения человека, что воздействие музыки подчас бывает более сильным, чем другие средства воспитания. В процессе работы выясняется, что многих родителей интересует, что такое музыкальные способности, есть ли они у ребенка, как он занимается, надо ли учит музыке.
Родители узнают о влиянии музыки на физическое развитие детей и о музыкально – ритмических движениях как одном из видов деятельности. Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует тщательной подготовки. Определяется содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбираются примеры из занятий, литературных источников, оформляется наглядные пособия, разрабатывается рекомендации. Весь материал утверждается заведующей и старшим воспитателем детского сада. Чтобы за короткий срок дать наибольшую информацию родителям, используется разнообразные формы, работа строится на конкретном материале. В разных видах занятий с родителями используется литература, магнитофонные записи, проводится концерты детского творчества, организуются целевые экскурсии по детскому саду, проводим практические занятия, викторины, конкурсы. Родители помогают оформлять зал, готовят костюмы, выступают с рассказами о своей профессии, о службе в Армии, вместе с детьми поют знакомые песни, танцуют, играют.
А как проводятся праздники дома? Чтобы выяснить, какое участие принимает ребенок в семейных праздниках, предлагается родителям старшей и подготовительной групп вопросы: какие праздники вы проводите вместе с детьми? Устраиваются ли концерты? Кто является их организатором? Какие трудности испытывают родители при организации праздника? Оказывается, что многие семь проводят праздники вместе с детьми, привлекают их к уборке квартиры, сервировке стола. Кульминацией праздника является концерт, который в каждой семье устраивается по-разному. Анализ ответов помогает выявить положительный опыт проведения праздников в семье, выясняется особенности их организации, определяются главные трудности. Учитывая пожелания родителей, рекомендуются сценарии праздников для дома, материал которых не требует большой подготовки и сложных атрибутов, а программа состоит из песен, плясок, стихов и игр, пользующихся успехом у детей. Хорошим дополнением к проводимой работе служат тематические выставки в уголке для родителей, так как информация в них дается очень кратко, конкретно и наглядно, работать можно в течение продолжительного времени.
Проводимая работа позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Они проявляют интерес к тому, каковы успехи ребенка в детском саду, как организовать его досуг дома, использовать с этой целью технические средства. Совместно с семьей удается сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, повышается уровень музыкального развития. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.
Каждому музыкальному руководителю ясно, что для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у ребенка, необходима помощь семьи.
Наблюдая за реакцией родителей, часто видела эмоциональную холодность молодых пап и мам. Современным родителям приходится нелегко и причин для этого много. Семьи имеют различный культурный уровень. В одних с уважением относятся к музыке, в других, музыкальное воспитание ставят на задний план, не зная, что это самым неблагоприятным образом сказывается на общем развитии ребенка. Передо мной встала проблема: как сделать родителей активными помощниками, вовлечь их в процесс музыкального воспитания ребенка?
Всё вышесказанное, определило цель моей работы – осуществление личностно-ориентированного подхода в музыкальном воспитании детей.
Для достижения цели, поставила перед собой следующие задачи
- пересмотреть основы взаимоотношений с родителями
- искать новые формы взаимодействия с семьей.
В силу специфики своей профессии, музыкальный руководитель редко встречается с родителями, чаще они видят меня как аккомпаниатора на праздниках и развлечениях. А мне нужно было найти такие формы взаимодействия, которые сблизили бы нас, позволили лучше узнать друг друга, выйти на индивидуально - личностный уровень взаимодействия.
Мои наблюдения о недостаточной информированности родителей в вопросах педагогики психологии ребенка, подтвердили результаты анкетирования семей ясельных групп. Вот результат ответа на вопрос о роли музыкального руководителя в детском саду. 23% родителей считают, что музыкальный руководитель развлекает детей, 45% - является аккомпаниатором, 3% - готовит ребенка к поступлению в музыкальную школу, а всего лишь 29% - осуществляет музыкальное воспитание. Из анкет я также получила первоначальную информацию о семье, о ее культурном уровне и традициях.
Изучив педагогическую литературу, решила начать с организации работы клуба «Музыка с мамой», для родителей и детей группы раннего возраста. Цель работы данного клуба, не только дать знания молодым родителям о музыкальном воспитании детей, но и выявить особенности каждой семьи, их ценностные установки. Наблюдения во время занятий, дает мне возможность понять своеобразие каждого ребенка и группы в целом. Впоследствии, планировать работу в соответствии с личностно - ориентированным подходом.
Записываются в клуб все семьи, так как занятия проводятся в удобное для родителей время, по вечерам и бесплатно. Вначале клуб посещали только мамы с детьми. Но пришли к выводу, с ребенком может заниматься не только мама, но и любой свободный член семьи. Частые и активные участники – папы, бабушки, дедушки. Во время занятий родители могут наблюдать за развитием своего ребенка на фоне сверстников, научится дома применять полученные на занятиях знания, чувствовать свою значимость в воспитании малышей.
В процессе работы клуба происходит сближение людей, сопричастных жизни ребенка. Общение с родителями на занятиях позволяет мне получить содержательную информацию о психологическом климате в семье, о интересах и способностях посещающих. Поэтому в нашем детском саду нет проблемы, кто исполнит роль взрослого персонажа на праздниках, развлечениях.
Остановлюсь на любимой форме взаимодействия – «семейный час». На мой взгляд, на семейных часах родителям удалось сменить позицию зрителя, на позицию активного родителя. Из отзывов родителей, участие в семейных часах им очень нравится. Это объединяет коллектив детей и взрослых. Начинали проводить такие развлечения с подготовительной группы, но по просьбе родителей перешли к организации во всех дошкольных группах.
Все члены семьи на таких развлечениях, охотно исполняют как роли артистов, так и полноправных партнеров детей во всех детских играх, коллективных танцах и песнях. Я придаю огромное значение данному виду сотрудничества. Несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними. Для музыкального руководителя большой плюс семейных часов еще и в том, что его репертуар не предполагает концертные выступления детей, высвобождая при этом много времени на музыкальных занятиях, для обучения дошкольников различным видам музыкальной деятельности.
Следующая форма взаимодействия с семьей – концерт с участием родителей. В силу своей специфики, концерт, обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания ребенка. Его разновидность - благотворительный концерт. Цель благотворительного концерта, не только сбор средств на нужды детского сада, но и привлечение внимания к нашим проблемам, создание дружественной и непринужденной атмосферы. Приятно, что родители инициируют проведение благотворительных концертов, становясь не просто участниками, а главными действующими лицами. В концерте объединяются ради благородной цели, родители, выпускники детского сада, педагоги и дети.
Интересной формой взаимодействия является семейный концерт. Даша Мясникова - застенчивая, скромная девочка, занималась в моем кружке эстрадного пения «Волшебный микрофон». Я предложила семье организовать сольный концерт. Трепетно Даша рисовала пригласительные билеты для друзей и родственников. Концерт был подарком для папы в День его рождения. В процессе общения с семьей оказалось, что мама пишет замечательные стихи, а сестренка профессионально танцует. Получился своеобразный семейный бенефис. Произошло вовлечение родителей в сотрудничество, объединение усилий педагогов и родителей в воспитании семейных традиций.
Еще один вид взаимодействия с родителями – это работа нашего детского сада по программе «Театральная планета «НасТРОЕние»». Из названия программы видно, что это совместный труд педагогов, родителей и детей. Отличительные особенности программы – личностно-ориентированный подход. Каждый ребенок обязательно должен получить роль в спектакле, а работа над спектаклем – это работа над развитием индивидуальных способностей детей.
Появились спектакли, сочиненные педагогами и родителями нашего детского сада. Более 100 спектаклей показали дети и взрослые. Мы гордимся костюмами и современными декорациями, которые изготовили золотые руки наших мам и пап. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки спектаклей, взрослые и дети лучше узнают друг друга, в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Поэтому мы считаем, что совместное творчество в детском театре – еще один путь к выстраиванию личных отношений воспитателей, родителей и детей.
Из последних наблюдений можно говорить об эффективности проведенной работы. Привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, связанных с музыкальным развитием ребенка, способствовало обогащению духовного мира ребенка, эмоциональной отзывчивости и формированию музыкальной культуры в целом.
Но появились новые проблемы: взаимодействие с семьями с различным уровнем жизни, вероисповедания, неполными семьями.
Перспективы дальнейшей работы:
• Организация семейных клубов для детей и родителей дошкольных групп;
• Использование информационных технологий во взаимодействии с семьей.
Закончить свое выступление мне бы хотелось так. Детский сад примет новых воспитанников и я готова искать новые, интересные формы взаимодействия с семьей, для достижения главной цели своей работы осуществления личностно-ориентированного подхода в музыкальном воспитании детей. Вместе с родителями моя работа становится еще интереснее и конструктивнее. Успехов, вам коллеги!
Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников
Формы организации взаимодействия детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании
Музыкальный руководитель должен заинтересовать родителей своей работой и помочь им создать условия для слушания ребенком музыки дома.
Для начала музыкальному руководителю рекомендуется выступить на общем родительском собрании, которое проводится в сентябре. Если в детском саду есть видеомагнитофон, можно показать запись фрагментов отдельных занятий, праздников, выступлений детей. Особенно интересно, если детей одной группы снимали каждый год их пребывания в детском саду, и вы сможете показать их сначала в младшем возрасте, а затем - в подготовительной группе. Если аппаратуры нет, можно подготовить 3-5 выступлений детей старших групп.
На первом групповом родительском собрании (в сентябре) музыкальный руководитель рассказывает о целях и задачах музыкального воспитания детей на текущий год; необходимости слушания классической музыки и пения в семье, перспективах участия родителей в детских утренниках, занятиях-развлечениях.
На собрании назначается время ежемесячных консультаций для родителей, посвященных именно музыкальному воспитанию детей.
Музыкальный руководитель (по желанию родителей) собирает аудиокассеты, на которые записывает для каждого ребенка каждой семьи музыку для слушания дома. К каждой кассете прилагается репертуар.
Он также выясняет, кто из членов семьи владеет каким-либо музыкальным инструментом и сможет принять участие в утренниках, занятиях-развлечениях и занятиях по слушанию музыки. Аудиокассеты следует раздать только после того, как дети на двух-трех отдельных музыкальных занятиях послушают классическую музыку. Желательно, чтобы родители посетили занятия, посмотрели, как они организованы, как дети слушают музыку. На одном занятии могут присутствовать не более четырех родителей.
Обязательно нужно познакомить родителей, как правильно слушать музыку с ребенком. Это можно сделать на консультациях с родителями, с помощью папок-передвижек, в процессе индивидуальных консультаций.
Родители на детских утренниках - не только гости, но и участники. Дети приглашают их на парную пляску, вместе с ребятами они поют песни, участвуют в играх, а весной уже можно ставить маленькие инсценировки с участием не только ребенка, но и его родителей. В этом случае музыкальный руководитель уже проводит индивидуальные репетиции отдельно с каждым из родителей в удобное для него время, причем в отсутствии детей. Взрослых необходимо научить читать выразительно текст, разыгрывать сценку.
После утренника нужно поговорить с родителями и коротко рассказать о каждом ребенке.
В конце апреля родителей просят ответить на вопросы анкеты, по результатам которых можно судить об уровне заинтересованности родителей в музыкально-эстетическом воспитании ребенка, вопросы и темы, интересующие родителей в данном процессе, трудности и положительные моменты. По итогам можно планировать и корректировать работу педагогов.
Прекрасная форма организации взаимодействия - семейный клуб. Цель таких клубов такова: познакомиться, подружиться, привлечь мам, пап, бабушек и дедушек к воспитанию и развитию детей и внуков, помочь им в этом, поделиться опытом, приобрести новый и сделать встречи праздником.
Таким образом, пришла к выводу, что в целях повышения эффективности взаимодействия, педагогам необходимо использовать разнообразные формы организации работы с родителями. Добиваться как можно более активного включения родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения, а для этого активизировать все свое педагогическое мастерство, творческое отношение в решении данного вопроса.
ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых воспитывающих ребенка в детстве зависит на сколько активно и разносторонне будет протекать его развитие. Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка. Для повышения уровня музыкально-эстетического воспитания дошкольников на основе проведенных исследований по этому вопросу были разработаны задачи музыкального развития в семье.
Слушание-восприятие
Поддерживать интерес к прослушиванию музыкальных произведений. Формировать воспитание музыки во взаимосвязи с “материальными произведениям”, живописью, театром. При обсуждении детьми прослушанного, направлять их внимание на нравственно-эстетическую оценку музыкального содержания.
Организация
Создание условий для прослушивания.
А) технические средства (магнитофон, музыкальный центр и др.)
Б) музыкальный репертуар (кассеты, диски)
В) создание комфортной, спокойной обстановки в помещении, где ребенок слушает музыку
Г) совместные походы с детьми в театр, концерт
Д) собирание домашней фонотеки
Певческая деятельность
Поощрять певческие проявления дошкольников. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступным по содержанию и музыкальному языку; небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса диапазоне. Стараться ограничить голос детский от излишних нагрузок (не петь “взрослых” песен с большим диапазоном мелодий). Как можно чаще устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимовыполнению и формирует любовь к пению и песням.
Организация
1. Беседа с детьми о впечатлениях полученных на музыкальных занятиях, о новых понравившихся песнях. Попросить их спеть. Пусть ребенок научит вас этой песне.
2. Собирание домашней фонотеки, составление из любимых песен, также кассет-караоке (как видео, так и аудио). Семейное исполнение любимых песен на праздниках семейных.
Музыкально-ритмическая деятельность
Поддерживает интерес к музыкально-двигательной деятельности детей. Как можно чаще создавать ситуации для танцевальной импровизации дошкольников. Использовать музыку для выполнения физических упражнений. При обсуждении балета, танцев, увиденных фильмов, театре, на концерте обращают внимание детей на красоту движений, возможности языка-жеста, мимики, позы, пантомимы.
Организация
1. Выполнение утренней гимнастики, лечебной физкультуры под музыку
2. Просмотр передач транслирующих концерты, театральные постановки, кинофильмы, балетных постановок, соответствующих возрасту ребенка с последующим обсуждением.
3. Использовать как самостоятельно, так и совместно подготовленные танцевальные композиции семейных праздников, а также танцевальных импровизаций.
Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах:
Обеспечить условия для элементарного музицирования на простейших музыкальных инструментах: народных (бубен, ложки, колокольчики, трещотки и другие), инструментах детского оркестра (металлофон, триолла, ксилофон). Учить музицировать на одном, двух - трех звуках индивидуально и в совместно со взрослыми. Предлагать творческие импровизации, близкие интересам ребенка (идет дождик, шумит ветерок, гремит гром и другие).
Организация
1. Материальное обеспечение элементарного музицирования:
а) приобретение музыкальных инструментов
б) создание музыкального уголка
в) совместное создание музыкальных инструментов из подручных материалов
2. Во время самостоятельных занятий музицированием ребенку создать условия, чтобы его в это время не отвлекали.
3. Cоздавать импровизированные семейные оркестры, с привлечением родственников и друзей (например, шумовые оркестры на семейных праздниках).
Таким образом, можно сделать вывод, что при активном музыкально- эстетическом воспитании в семье в процессе решения выше изложенных задач с использованием разнообразных форм музыкальной деятельности ребенка, а также привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада, связанных с музыкальным развитием дошкольника, способствует обогащению духовного мира ребенка, более эффективному развитию его музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и формировании музыкальной культуры в целом.
Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка
Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.
Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка. Все семьи имеют разный уровень социальной культуры. В одних с уважением относятся к музыке, стараются дать детям музыкальное образование, развить их способности. В других семьях музыкальное воспитание ставят на задний план.
Задачи:
Изучить и определить закономерности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Выявить педагогические условия развития музыкальных способностей дошкольников.
Определить наиболее эффективные формы сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме развития музыкальныхспособностей детей.
Изучить особенности взаимодействие ДОУ и семьи направленные на развитие музыкальных способностей детей.
Эффективность работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников будет зависеть от организации взаимодействия ДОУ и семьи, построенного с учетом следующих условий:
-проявление активности и инициативы со стороны родителей;
-осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкального воспитания.
Предлагаю вашему вниманию один из семейных праздников, который сплачивает не только детей, но и родителей. И вызывает у них потребность в содержательном досуге, и быть ближе к своим детям.
План проведения:
Конкурсы:
1. Домашнее задание. Приветствие команд (песня, стихотворение, частушки, проза)
2. Конкурс “Угадай мелодию” Музыкальный номер.
3. Конкурс танцев (вальс, полька, плясовая) Игры со зрителями
4. Конкурс “Угадай, на чем играю”
“Семейный оркестр”:
1 “Ах, вы сени”,
2. “Как у наших у ворот”
3. “Во поле береза”
Музыкальный номер: Детский оркестр “Калинка”
5. Творческое задание “Музыкальный клип”
(инсценировать песню в костюмах)
Ответное слово жюри: поздравление, награждение.
1 — “Музыкальная семейка”
2 — “Веселая семейка”
3 — “Приз зрительских симпатий”
Приготовить: эмблемы, Костюмы, оформить зал (музыкальной символикой, музыкальными инструментами, семейными фотографиями) ПРИЗЫ.
Конкурс “Музыкальная семейка”
Ведущая: Добрый день, дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки и дети! Все вы сегодня полноправные хозяева своего семейного праздника. Ведь отдых всей семьей, игры развлечения - это всегда здорово. Я думаю, все кто здесь собрались, любят музыку. Поэтому наш семейный конкурс называется “Музыкальная семейка”.
Вы будете соревноваться в умении петь, танцевать, и преображаться всказочных героев, отличать музыкальные инструменты играть на них.Итак, я приглашаю команды занять свои места:
“Скрипичный ключ”, “Домисолька”, “Волшебная скрипка”.
Прошу, дорогие друзья поприветствовать их аплодисментами.
А поскольку это конкурс, и нам не обойтись без жюри. Сегодня у нас присутствуют
(представление жюри - 3 чел.)
Дорогие друзья! А помогать мне вести наш конкурс будет принцесса МИНОТКА!
(Забегает принцесса МИНОТКА)
Минотка: Добрый вечер друзья! Очень рада видеть вас.
Ведущая: Ну вот, все музыкальные семейки в сборе, жюри на месте, можно начинать наше веселое состязание.
Минотка: Но сначала, неплохо было бы, познакомится, И я объявляю первый конкурс “Приветствие”, где команды должны поприветствовать друг друга и рассказать немного о себе. (Домашнее задание)
1. “ПРИВЕТСТВИЕ” (выступление команд)
Ведущая: Прошу жюри оценить конкурс. А мы продолжаем, следующий конкурс “Угадай мелодию”. В этом конкурсе команды должны угадать пять мелодий, сказать как они называются, за правильный ответ - 1 бал
2. “УГАДАЙ МЕЛОДИЮ”
примерные мелодии:
1. “Буратино”
2. “В траве сидел кузнечик”
3.”Кабы, не было зимы”
4. “Антошка”
5. “Песенка львенка и черепахи”
6. “Чунга-чанга”
7. “Два веселых гуся”
8. и. т. д.
Ведущая: А сейчас жюри прошу подсчитать очки, а зрителям предлагаю послушать песню "УЛЫБКА" (ИЛИ ЛЮБОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР)
ЖЮРИ: По итогам, 1 и 2 конкурса
Минотка: Здорово, молодцы! аплодисменты командам. Мы продолжаем, следующий конкурс “СЕМЕЙНЫЙ ТАНЕЦ” жюри прошу внимательно следить за исполнением этого конкурса
3.”СЕМЕЙНЫЙ ТАНЕЦ”
(Команды сами выбирают танец по карточкам)
ВАЛЬС, ПОЛЬКА, ПЛЯСОВАЯ
Ведущая: Молодцы! Думаю, все команды справились с заданием отлично. Пока наши музыкальные семейки отдыхают, а жюри подводит итог, мы проведем конкурс со зрителями.
МИНОТКА загадывает музыкальные загадки (приз - конфета)
Минотка: Ну что, устали, ребятки, отгадывать мои загадки, а сейчас мы отдохнем дружно танцевать пойдем.
МАССОВЫЕ ТАНЦЫ : “ЛАВАТА”, “БУГИ-ВУГИ”, “ТАНЕЦ -СИДЯ”
(на усмотрение)
Ведущая: Всем спасибо, можете занимать свои места, а жюри прошу огласить общий итог конкурса. (Выступление жюри)
Минотка: А мы продолжаем наш конкурс, следующее задание “СЕМЕЙНЫЙ ОРКЕСТР”, нашим командам нужно самим выбрать себе инструменты, но для этого они должны их угадать. (за ширмой инструменты Минотка на них играет - команда угадывает инструмент и забирает его)
4. “СЕМЕЙНЫЙ ОРКЕСТР”.
Ведущая: Теперь инструменты у вас в руках и вам нужно выбрать мелодию, которую вы будете исполнять. Вам предлагается три стрелочки - подходите, выбирайте.
Дети выбирают (на стрелочках - “Ах вы, сени”, “Как у наших у ворот”, “Во поле березка стояла”) Команды исполняют мелодии
Минотка: Спасибо, команды! Вы просто удивили нас всех! А сейчас послушайте выступление ансамбля русских народных инструментов!
Оркестр детей исполняет р.н.п. “Калинка”
Ведущая: Предоставим слово жюри.
Ведущая: А теперь заключительный конкурс нашего вечера! Музыкальный клип!
Наши участники должны за короткое время придумать клип на песню, переодевшись в сказочных героев, т.е. изобразить жестами и мимикой сюжет своей песни.
Конкурс “Музыкальный клип”
(клипы: “Антошка”, “Два веселых гуся”, “Чунга-чанга”)
Ведущая: Пока жюри подводит общий итог, мы все дружно исполним с вами песню: “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”
Ведущая: Ну что, друзья мои наступает торжественный момент - закончился наш конкурс и я представляю слово жюри, объявить общий итог и назвать победителей.
Награждение
Ведущая: Дорогие друзья! Я благодарю семьи за участие в конкурсе, а жюри за объективные оценки, желаю вам, чтобы после нашей встречи вы стали еще дружнее и музыкальнее, не теряйте чувство юмора, счастья вам, здоровья и всех благ. До свидания, до новых встреч.
Минотка: А я дарю вам сладкий пирог - “Семь нот” и приглашаю пить чай.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
Успешность музыкального развития детей зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли продолжение музыкальное развитие ребенка дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с формированием у детей того базового объема знаний, умений, навыков в области музыкальной деятельности.
Не секрет, что во многих семьях родители совсем не уделяют внимание, музыкальному развитию детей, считая, что это необязательно. Гораздо важнее, по их мнению, научить ребенка читать, считать, писать. Это ошибочная позиция, и это хорошо понимаем мы - педагоги. Ведь музыкальное развитие тесно связано развитием эмоционального мира ребенка, с его интеллектуальным развитием, с формированием важных нравственных понятий. Очень благотворно занятия музыкой влияют на физическое развитие ребенка. А самое главное – без приобщения к этой области искусства невозможно полноценное становление личности ребенка.
Я убеждена, что необходимо работать в тесном единстве с семьей. Участие родителей в жизни детей не только дома, но и в детском саду, обеспечит целостность педагогического процесса. Это участие мам и пап в праздниках, развлечениях, в музыкальных занятиях, музыкальных гостиных и т.д. Совместные действия вселяют уверенность родителей и детей в свои силы, способствуют совместному сопереживанию событий, предшествующих празднику и самого праздника.
Начиная работу с детьми в младшей группе, я решила раздать родителям анкеты, через которые хотелось больше узнать об их детях, их музыкальных способностях и предпочтениях.
Родители с пониманием отнеслись к анкетам, смогли поделиться не только впечатлением их детей, но и своими впечатлениями о музыкальном развитии ребенка.
Анализ анкет дает мне возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, к развитию их творческих проявлений.
Формы работы с родителями
Одной из таких форм являются открытые музыкальные занятия, на которых могут присутствовать родители. В зависимости от их количества я предлагаю им не просто присутствовать на занятии, но и принимать в нем активное участие, например, стать участниками оркестра музыкальных инструментов, детских игр, танцев, исполнить любимую, знакомую песню вместе с детьми.
Консультации. Эта форма не нова, но она может быть довольно эффективной. Консультации по вопросам музыкально воспитания детей я провожу индивидуально, когда есть необходимость в общении с одной семьей. Например, когда родители испытывают затруднения в том, как организовать музыкальное воспитание ребенка дома, на что оно должно быть направлено.
Семинар – практикум. Он обычно посвящен какой-нибудь теме. Например: «Кукольный театр своими руками», «Домашний оркестр своими руками» и т.д. на такие семинары приходят те родители, которые заинтересованы в данной теме.
Совместные праздники и развлечения. Это одна из самых эффективных форм работы с родителями. Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в их подготовке и проведении, но это и не обязательно. Я работаю с энтузиастами. Мы разучиваем сценки для утренников, танцы, такие как «Кадриль». Родители с удовольствием исполняют роли сказочных героев и других персонажей. А для самых занятых и стеснительных мы находим роли прямо на празднике. Не вставая со своего места, они подыгрывают детям на инструментах, машут флажками, шарами, надевают разнообразные маски и атрибуты, поддерживая атмосферу праздника. Здесь очень важно, что присутствие родителей на всех мероприятиях, связанных с музыкально-эстетическим воспитанием детей, является для них своеобразной школой, где они учатся общаться с детьми, играя. Задача родителей – содействовать музыкально – творческому развитию ребенка.
Музыкальная гостиная. Эта форма работы, помогает раскрыться родителям с другой стороны. Мы слушаем с ними музыку классиков, рассматриваем картины и пытаемся передать свои впечатления и чувства детям.
Музыкальная жизнь. В каждой группе у нас оформлены наглядные стенды для родителей, где собрана информация по музыкальному воспитанию. Тематика таких стендов самая разнообразная: «Музыка на кухне», «Мама и папа, возьмите меня за руки», «Музыкальный словарь», «Рисуем музыку» и др.
Чтобы совместная работа принесла желаемые результаты, я придерживаюсь следующих принципов:
с уважением и пониманием отношусь к родителям, привлекая их в качестве союзников к активному участию в процессе музыкального воспитания детей;
воспитываю у детей бережное и уважительное отношение к родителям, стремление вовлекать их в совместные действия и игры.
Консультация-практикум для родителей и детей младших групп
«Играем со звуками»
Цель: познакомить родителей с различными вариантами изучения вместе с малышом мира звуков.
Мероприятие состоит из 3-частей.
Первая часть – выставка пособий, шумовых музыкальных инструментов, игр со звуками выполненных из бросового материала родителями и детьми старших групп.
Вторая часть – краткая беседа-диалог с родителями о необходимости развития музыкального слуха детей, о простоте и вариативности этой деятельности.
Третья часть – небольшая игровая программа для детей и родителей.
Часть 3. Игровая программа.
Раздаётся стук в дверь, появляется Медведь
Медведь: Ой, извините, я, кажется, опоздал? Это здесь учат быть музыкальным? А то мне медведь на ухо наступил – совсем нет слуха.
Музыкальный руководитель: Как это нет слуха? Разве такое может быть? Сейчас мы это проверим. Мишка, ты живёшь в лесу?
Медведь: В лесу.
Музыкальный руководитель: Неужели там нет никаких звуков?
Медведь: Не знаю….
Музыкальный руководитель: А это что?
Игра «Звуки леса»
В записи звучат звуки леса, дети, родители
и Медведь определяют что звучит.
Медведь: Ой, как интересно! Сколько в лесу звонкого, шуршащего, стучащего! А ещё смотрите, что есть в нашем лесу (высыпает из корзины палочки, шишки, листочки).
Музыкальный руководитель: Знаешь, Мишенька, а ведь все эти твои интересные подарки тоже могут звучать.
Медведь: Это как?
Музыкальный руководитель: А, например, вот так (показывает удары палкой о палку).
Медведь: Как здорово! А ребята с родителями так могут?
Музыкальный руководитель: Дети, родители, выбирайте понравившиеся вам Мишкины подарки и попробуйте придумать, как они могут звучать.
Игра «Лесной оркестр»
Дети с родителями придумывают, как можно извлечь из предметов звук,
а затем вместе исполняют русскую танцевальную мелодию.
Мишка пританцовывает.
Медведь: Как здорово, как интересно, какие вы молодцы! Оказывается, на каждом шагу живёт музыка!
Музыкальный руководитель: И не только на каждом шагу, а в каждом шаге.
Медведь: Это как же так?
Музыкальный руководитель: А вот как. У тебя есть папа? Как он ходит: (Медведь показывает) А младший братишка есть? Как он ходит (Медведь показывает)
Медведь: Как здорово! Они ходят по-разному!
Музыкальный руководитель: В разном темпе. Большие папины ноги идут неторопливо (музыкальный пример), а маленькие ножки братика – быстро (музыкальный пример).
Медведь: Получается игра! Ребята, идёмте играть, а родители помогут – будут хлопать быстро или медленно.
Игра «Большие и маленькие ноги»
Музыкальный руководитель: Ещё, Мишенька, твоих маму и папу, и братика можно различать не только по звуку шагов.
Медведь: Что, есть ещё какие-то музыкальные отличия?
Музыкальный руководитель: Есть – это…. (обращается к детям и родителям) как вы, думаете, что? Верно, голос. Как разговаривает твой папа? Мам? Братишка? (медведь показывает)
Медведь: А здесь ведь тоже есть и мамы, и папы, и ребятишки. Ну-ка, я сейчас попробую догадаться кто меня позовёт (отворачивается)
Игра «Узнай по голосу»
Последним звучит голос мамы Медведя: «Мишенька, ты где? Пора домой!»
Медведь: Ой! Это мама меня домой зовёт! Ну я побежал. Спасибо вам за то что научили меня быть музыкальным. И в самом деле, хоть и говорят, что медведь на ухо наступил, но слух-то есть у всех, а вокруг столько интересных звуков! Побегу, всем своим об этом расскажу! До свидания!
Музыкальный руководитель: Вот и наша встреча подошла к концу. Но мы не прощаемся с миром звуков, потому что много интересного не только в лесу у мишки, не только здесь в музыкальном зале, но и повсюду вокруг – на улице, на кухне, в магазине… да где угодно. И пусть каждый ваш день будет наполнен новыми открытиями в таком разнообразном и огромном мире звуков.
Возможно организовать и 4-ю часть - это мастерская по изготовлению шумовых инстурментов из бросового материала, где дети и родители вместе изготавливают что-то звучаще-шумящее для себя.
Ответить с цитированием
Консультация для воспитателей. Взаимодействие педагогов, родителей
и воспитанников через проектный метод
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственно ребенка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.
Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И тем не менее трудностей в воспитании не убавляется! Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип « Не навреди!». Именно поэтому сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.
Что же представляет собой этот метод? Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности.
Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.
Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу, и даже подружиться.
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс можно вести по нескольким направлениям:
1. Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе, – «Встречи с интересными людьми»:
папа – милиционер;
бабушка – учитель;
мама – врач и другие.
Такими интересными людьми, конечно же, являются родители детей. Ведь каждый из них профессионал в каком-то деле. В рамках реализации раздела программы по ознакомлению детей с окружающим родителей можно привлечь к проведению занятий, на которых они расскажут детям о своих профессиях. Педагогу при этом важно подготовить родителей к встрече с детьми, помочь составить интересный для них рассказ. В ходе этого проекта дети могут ознакомиться с разными профессиями и открыть для себя, какие интересные люди их папы, мамы, бабушки и дедушки.
2. Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях:
«Природа и мы»;
«Транспорт в нашей жизни»;
«Издание книги»;
«Животные и человек» и другие.
Проект «Транспорт в нашей жизни» можно организовать после проведения занятий по теме «Транспорт». Детям и родителям можно предложить показать, на каких видах транспорта можно добраться, например:
к бабушке и дедушке;
на дачу;
к другу;
в другую страну.
Выполненные проекты, как правило, вывешиваются для ознакомления только после их защиты ребенком. Каждый должен пояснить, с кем он выполнял задание, и сказать 2 – 3 предложения на тему того, что изображено на проекте. Обычная тема транспорта перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту детей направление. Ведь одно дело – о транспорте поговорить и иллюстрации рассмотреть и совсем другое – рассказать, как интересно лететь в другую страну, как весело вместе с папой и мамой ехать в гости к бабушке на поезде, прокатиться по родному городу на автобусе или трамвае. Впечатлений у детей много, во время работы над проектом они «освежаются», и можно поделиться ими с друзьями и родителями друзей: что-то уточнить, некоторые представления расширить, ну а о чем-то и вовсе впервые узнать. Проект «Транспорт в нашей жизни» также целесообразно приурочить к началу нового учебного года. После жарких летних каникул детям и взрослым есть чем поделиться. А интересы детей могут привести к новым проектам.
Хочу предложить еще одну идею для начала нового учебного года – проект «Давайте познакомимся». Наиболее актуален он для новых групп. Дети, педагоги и родители еще не слишком хорошо знакомы друг с другом. Между тем вместе предстоит прожить так много интересных насыщенных дней, поэтому уже на этапе знакомства важно показать, что в детском саду живется весело и дружно. А также важно донести до родителей мысль, что воспитание ребенка – это общее дело педагогов и родителей и делать его с самого начала нужно сообща!
Так, родителям воспитанников детского сада можно предложить предоставить информацию о своем ребенке на листе из фотоальбома. Подбирать и оформлять лист они должны вместе с ребенком, а заполнить его от лица ребенка:
меня зовут;
я люблю;
я не люблю;
мое любимое блюдо;
мое нелюбимое блюдо;
моя любимая игрушка;
мои друзья;
мои родители;
мои дедушки и бабушки и т. д.
Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начнет заполняться. Этот альбом может постоянно пополняться. Ведь проходит время, меняются дети, меняются их увлечения. Странички фотоальбома рассказывают, какими они были, как изменились.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;
творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», Мир природы»;
групповые: «Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»;
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя « метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия свершить, а также стремление «заразить» интересами детей их родителей.
«Организация работы с родителями в современном ДОУ»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
- посещение семей воспитанников на дому;
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- совместные экскурсии;
- Дни общения;
- Дни добрых дел;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- утренние приветствия;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- тренинги;
- семинар – практикум;
- родительские гостиные;
- телефон Доверия;
- почта Доверия;
- семейный вернисаж.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить», объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.
С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки (см. Приложения).
К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:
«Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут».
«Спасибо вам за труд большой,
За все, что сделано с душой!»
«В группе папа есть у нас,
Он помощник просто класс.
Пилит, чинит и строгает,
Во всем нам очень помогает».
«Папы, мамы – молодцы!
Во всем нам помогают.
Белят, красят и поют,
И в игры играют».
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.
Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «В гости к Вини – Пуху», «Мы – дети планеты Земля» (см. Приложение), проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».
В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.
Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе» (см. Приложения).
Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.
Было много восторгов и удивлений.
На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.
Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
- родительские уголки,
- папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон» (см. Приложения),
- библиотека – передвижка,
- фотомонтажы «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,
- фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»,
- семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
- эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
- копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «»Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проведены:
- праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»,
- развлечения «Семейные посиделки», «День смеха» (см. Приложения),
- «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком),
- спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления» (см. Приложения),
- вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»,
- совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья» (см. Приложения),
- выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»,
- празднование дней рождения (ежемесячно),
- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»,
- спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»,
- совместные походы «В мир прекрасного»,
- экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу» (см. Приложения).
Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Было немного страшно проводить первый семейный праздник: дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Семейные посиделки».
Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.
Весь праздник был построен на играх, родители – дети, потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Праздник закончился словами:
«Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!»
(0. Высоцкая)
При подготовке к празднику оформила плакаты:
«Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь», «Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их», приглашения в форме сердечка, подобрала совместно с музыкальным руководителем музыку, приготовила призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень радовались, были счастливы.
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
Теперь у нас в группе традиция, ежегодно отмечать семейные праздники «Вместе весело шагать», «Мы счастливая семья», «Праздник дедушек и бабушек».
Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.
Именно поэтому я решила провести досуг «А ну-ка бабушки» (см. Приложения).
Все творчески подошли к выполнению заданий: придумали частушки для конкурса, приготовили детям костюмы «Из бабушкиного сундучка», испекли сладкое угощение и поделились рецептами, приняли участие в выставке «Моя бабушка лучше всех».
Дети, родители, бабушки и дедушки приняли активное участие в играх, конкурсах, пели песни, частушки, читали стихи, танцевали.
Этот семейный досуг доставил много всем радостных и волнующих минут.
Мамы и папы гордились своими детьми, а внуки и внучки – бабушками, а я – творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.
Проведенные мною конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.
Праздник «День рождения» для детей в группе мы отмечаем ежемесячно.
С большим нетерпением дети ждут этот праздник: для них это всегда ожидание чуда, предвкушение радости. И дети, и взрослые умеют творить маленькие чудеса в этот день. Праздник своего ребенка может стать праздником для других детей, но об этом должны позаботиться взрослые.
Родители готовят рассказ о ребенке, приносят фотографии, стараются показать что – то интересное из жизни всей семьи. Вместе готовим игры, конкурсы для всей группы, украшаем кабинку, кровать, стул именинника. Эти мероприятия не обходятся без привлечения спонсорской помощи, которая оказывается на уровне осознанной важности проводимых мероприятий (чаепитие, призы, подарки).
Дети очень любят и ждут этот праздник, знают, что их обязательно поздравят, и они унесут с собой не только подарки, а массу незабываемых впечатлений.
В результате дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы стал более сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны, научились вежливой форме общения, развился эстетический вкус.
Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Просто так», «Подари книгу детям» (см. Приложения).
У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.
Мы с детьми любим, ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия» (см. Приложение).
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
В решении этой задачи мне помогли фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья – здоровый образ жизни».
Живой интерес и даже удивление родителей вызвала выставка – стенд «Семья глазами ребенка», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились» (см. Приложения). Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю интригующее, яркое сообщение (см. Приложения). Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть групповой или семейный альбомы. Благодаря мягкой мебели, дети сидят на угловом диванчике и рассказывают интересные истории, играют. Есть у нас и кафе «Сказка», где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить.
Очень необычно у нас оформлен «уголок именинника». Портреты детей в виде парашютов с «мордашками» каждого ребенка изготовлены из бросового материала: глины, теста, ниток, плитки, бумаги, пуговиц, фольги. Прежде чем начать работу, с каждым из родителей провела индивидуальную беседу, показ. Родители говорили, что не смогут, очень сложно. Но, стоили появиться первым портретам, как за ними появились все остальные. Дети очень радовались, ведь они тоже принимали участие в поделке своего портрета. Сейчас этот уголок украшение нашей приемной (см. Приложения).
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы.
Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.
Итог – уютная отремонтированная группа и спальня с красивыми шторами и красочными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
По результатам повторной диагностики в группе нет родителей – наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей – лидеров; до 67% выросло количество родителей – исполнителей.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.
Воспитанники моей группы приняли участие:
- в районной выставке на «День Защиты детей», семья Кати Шаган заняла первое место за поделку «Дружная семейка» - 2005 год, за поделку «Совушка - сова» - 2006 год;
- в районном спортивном фестивале «Папа, мама, я – спортивная семья» - 2008 год, семья Снежаны Сергеевой награждена районной грамотой;
- в районном семейном литературно – творческом конкурсе «С любовью к дому своему» -2008 год семья Полины Бубырь в номинации «Моя родословная» заняла первое место, награждена районной грамотой;
- в районном семейном литературно – творческом конкурсе «С любовью к дому своему» 2008 год родители моей группы награждены благодарственным письмом и ценными подарками за портреты детей из бросового материала «Наши дочки и сыночки»;
- в районном конкурсе газеты «Новости Кулунды» на тему «Я с бабушкой своею» - 2008год, семья Полины Бубырь поместила стихи и рассказ собственного сочинения, нарисовала портрет своей бабушки.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.
Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Я убедилась, что «вместе весело шагать по просторам», на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями
Создание единого пространства развития ребёнка – тема не новая, устранение противоречий семейного воспитания и воспитания в ДОУ ключ к решению многих задач стоящих перед педагогикой. Конечно, хорошо, когда ребёнок растёт в такой семье, где слушают Моцарта и Баха, в доме есть музыкальный инструмент, на котором играют родители, где малышу поют перед сном колыбельные песни. Таких семей крайне мало. В детском саду мы учим детей вслушиваться в музыку, “купаться” в ней, проявлять творческую фантазию, импровизировать, петь, танцевать, прививаем культурные и эстетические ценности. А дома взрослые навязывают ему “современную эстраду”, ведь ребёнок поневоле слышит то, что включают взрослые. Получается не что иное, как раздвоение эталонов, это неправильная позиция родителей. Безразличие взрослых – это проблема. Я не в коем случае никого не обвиняем, но считаю, что педагоги обязаны помочь семье, научить родителей использовать чудесную силу музыкального искусства. Много ошибок родители совершают по незнанию, здесь помощь детского сада оказывается просто необходимой. Родители не должны полагать, что музыкальное воспитание в детском саду относится только к детям и заключается в проведении занятий, организации праздников и развлечений. Мамы и папы должны быть осведомлены о проведении индивидуальной работы, тематике музыкальных занятий, программных направлениях и требованиях, иметь представление о различных видах музыкальной деятельности, музыкальных кружках, реализуемых проектах и т.д. Я предлагаю родителям различные формы сотрудничества.
Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях:
повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, всеобучи, семинары при Родительском университете);
пропаганда музыкального искусства (информационный блок на музыкальной страничке, возможность пользования фонотекой “Музыкальный киоск”);
вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них);
совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).
Повышение компетентности родителей, расширение их музыкального кругозора, просвещение – без этого трудно организовать семейное
музыкальное воспитание. Ежемесячно я готовлю для родителей консультации, статьи, предлагаю буклеты. Некоторые темы вопросов, которые освещаю, подсказывают сами родители, поскольку в начале года я провожу анкетирование. Многие родители ценят всеобучи и семинары, поскольку здесь предоставляется много практического материала, мы вместе поём, разучиваем, игры, упражнения.
Важной составляющей области взаимодействия с родителями считаю пропаганду музыкального искусства. Для обогащения музыкальной среды семей мной была собрана фонотека “Музыкальный киоск”, где собрана коллекция детских песен, музыки для движения и танцев, шедевров мировой классики, детских сказок, музыки для релаксации, этнической музыки. У родителей появилась реальная возможность познакомиться со специализированной музыкой. Большую помощь при подборе фонотеки оказали родители-меломаны. Теперь, зачастую, дети рекомендуют родителям взять на прослушивание тот или иной диск.
Уже несколько педагоги ДОУ заключили творческий союз с родителями воспитанников. Многие с большим желанием откликнулись на предложение: так в детском саду появились родители-соавторы, родители-помощники, родители-артисты и музыканты. Традиционным стало проведения музыкальных гостиных, в которых участвуют родители: “Магазин игрушек”, “Мелодии зимы”, “Весеннее настроение”, “Мамина песня”, “праздник молока”, “Осенняя палитра”.
Родители исполняют роли, выступают с музыкальными номерами, музицируют вместе с детьми. В музыкальных гостиных у нас всегда много друзей, кроме родителей к нам приходят профессиональные музыканты, выпускники, которые обучаются в Школе искусств, Доме детского творчества. Ежегодно в мае у нас проходит конкурсно-игровая программа “Семейное дефиле”, это яркий праздник с участием детей и родителей, наших выпускников и обязательно спонсоров. Цели этого конкурса: укрепление семьи, как социального института, поощрение семейного творчества, открытие талантов у родителей, демонстрация достижений и умений, пропаганда семейных традиций.
Родители, которые выбрали активную позицию, стали нашими соратниками, у них появляется мотивация, интерес к различным воспитательным направлениям, которые мы предлагаем. И, в итоге, повышается эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается улучшение показателей по диагностике музыкальных способностей, большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью, театральным искусством.