Проблема психологической готовности к обучению детей 5-7 лет
Проблема психологической готовности к обучению детей 5-7 лет.
Михайлова Ольга Николаевна
педагог-психолог МБОУ СОШ №9
Жизнь первоклассника предъявляет большие требования к воле ребёнка. Будущим ученикам необходимо будет выполнять многие правила на уроке: поднимать руку и вставать, если хочется ответить или о чем-то спросить учителя; сидеть положенное время только на одном месте; внимательно слушать учителя и выполнять все его указания. Правило требует своих действий, мыслей, желаний, умения сдерживать своё поведение, то есть определённого уровня психологического развития. Проблема психологической готовности к школе исследовалась в отечественной психологии в работах А.Н.Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Гуткиной. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, учителю, предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением.
Изучение проблемы психологической готовности к школе ставит вопрос о том, в каком возрасте у детей появляется учебная мотивация и в каком соотношении в старшем дошкольном возрасте находятся игровой, познавательный и познавательно - учебный мотивы (два последних мотива входят как составляющие в учебную мотивацию). Под мотивацией подразумевается внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному, умственному труду.
Наши наблюдения показывают, что среди первоклассников есть дети, которые с трудом адаптируются к новым для них условиям жизни, лишь частично справляются (или не справляются совсем) со школьным режимом и учебной программой. Особенности школьной адаптации, которая заключается во вхождении ребенка в новую для него социальную роль ученика, зависит и от степени готовности ребенка к школьному обучению. Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность на уроке, отвечают одновременно, не поднимая руки, перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания учителей и родителей, когда те выражают недовольство их поведением; они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.
Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
По нашему мнению слабое развитие произвольности – главная проблема в психологической готовности к школе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе – вопрос, весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Они, по данным А.П.Усовой, возникают только при специально организованном обучении.
Анализируя эти предпосылки, Д.Б. Эльконин выделил следующие параметры:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Фактически это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в I классе.
Анализируя результаты проводимого несколько лет в МБОУ СОШ №9 исследования готовности учащихся к школе (см. Приложение 1), можно сделать выводы о том, что достаточно большое количество детей имеют низкий уровень мотивационной готовности к обучению в школе. Данное исследование проводится с использованием стандартизированной методики «Опросник мотивационной готовности к обучению в первом классе» (Р.С.Немов).
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.
Л. С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. В генетическом плане он рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практическое содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая существенный шаг вперед по пути волевого развития.
На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.
Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для школьника.
А. Н. Леонтьев выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности. Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни.
А поскольку главная деятельность дошкольника - это игра, то первым шагом на пути к формированию произвольной деятельности становится совместная со взрослым игра. Но игра не предметная и даже не ролевая, а игра с правилом.
Многое в нашей жизни происходит по правилам, которые сначала бессознательно, а потом и сознательно усваивает ребенок. Сознательное действие по правилу означает, что ребенок не только знает, что и как нужно делать, но и хочет все делать правильно. Но сначала правила усваиваются бессознательно.
В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения.
Если правила поведения, которые постоянно декларирует взрослый (учитель), обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры становятся необходимым условием интересной совместной деятельности, становятся регулятором их поведения.
В силу возрастных особенностей, движущей силой процесса формирования произвольной сферы ребенка является поощрение (самый действенный внешний мотив). Нами предложено использовать этот метод на каждом занятии в школьных группах кратковременного пребывания. В МБДОУ №11 была проведена частичная апробация данного метода. В качестве поощрения на занятии предлагались цветные наклейки небольших размеров («смайлики», звездочки, сердечки), расположенные на одном листе. В процессе занятия за правильные ответы, активное участие в работе и соблюдение правил выдавалось определенное количество фишек (цветные, пластиковые, плоскостные фигурки), которые в конце занятий при подведении итогов, рефлексии, обменивались на одну наклейку. Впоследствии, нами вводились усложнения: ребенок, набравший самое большое количество фишек, имел право первым выбрать наклейку, но каждый получает наклейку в любом случае. Следующее усложнение заключалось в том, что при несоблюдении правил, у ребенка отбиралась одна фишка.
Такая система поощрений, несмотря на внешнюю простоту ее правил, требует от ребенка преодоления внутренних препятствий и является определенным шагом в овладении своим поведением. Эта маленькая победа над собой, которая внешне выглядит как выполнение правил, приносит много радости ребенку. Так как успешность и сохранение интереса к обучению лежит в недрах эмоций, создание позитивной линии учебных успехов и достижений бережно ведёт ребёнка к цели знания.
Когда дошкольник начинает действовать по правилу, перед ним впервые возникают вопрос: «Правильно ли я делаю?» Эти вопросы уже свидетельствуют о том, что правила (правильный способ действия) выделились в сознании ребенка и стали значимыми, он их услышал и хочет выполнять. Факт выделения правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля.
Чтобы правило выделилось в сознании ребенка и действительно регулировало его поведение, оно должно быть не просто усвоено им, не механически выполняться, но приобрести определенную привлекательность, значимость. Другими словами, чтобы у ребенка возник вопрос «Правильно ли я действую?», он должен захотеть действовать правильно, т. е. в соответствии с принятым и понятным правилом.
Осознание правила наиболее ярко проявляется в замечаниях, которые дети начинают делать друг другу в случае его нарушения. Они ревностно следят друг за другом, охотно отмечая промахи других. Контроль действий других детей создает внутреннюю готовность к выполнению тех же действий. В то же время отчетливо прослеживается стремление ребенка работать по правилу (или правильно): в случае, если этого не получается (например, если ребенок нарушает правила поведения), он огорчается и старается в следующий раз сделать все правильно. Подобная реакция ребенка может свидетельствовать о том, что правило приобрело для него личную значимость и стало важным и ценным. Однако способность соблюдать правило на этом этапе еще неустойчива и требует дополнительной поддержки со стороны педагога. Длительность же этапа усвоения правила зависит от его сложности и доступности в каждом конкретном случае. И только когда дети начинают самостоятельно работать по правилам, показанным педагогом, и при этом сами следят за соблюдением правил, можно говорить о том, что они уже овладели правилом действия и способны контролировать свое поведение.
Метод поощрения с помощью наклеек сейчас апробируется в группах кратковременного пребывания детей 5-7 лет в МБОУ СОШ №9 и подлежит дальнейшему исследованию. Основная задача на данном этапе проводимого эксперимента: сбор и анализ результатов по особенностям развития мотивационной сферы детей, описание сравнительных показателей в контрольной и экспериментальной группах (где применяется метод поощрения). Таким образом создание ситуации успешности на занятиях является по нашему мнению одним из факторов формирования личностной готовности к школьному обучению.
Ресурсы
Можейко А.В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольника, М. - Сфера, 2010
Дарвиш О.Б. Возрастная психология, Изд. БГПУ, 2002
Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы, М. - Эксмо, 2008
Немов Р.С. Психология. Книга 2 - М., Владос, 2003
Леонтьев А.Н. Эволюция психики - В.: МОДЕК,1999
Рогов Е.И. Эмоции и воля - М.:Владос,2001
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе - М: ТЦ Сфера,2002
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников - М:Ось,2008
Колпакова Н.В., Трушина Н.В. Организационно- методическое и нормативно - правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога - Барнаул,2006
www.sadik115.ru
Приложение 1
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515