Психологическое сопровождение младших школьников с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС \ казенное общеобразовательное учреждение «Адаптивная школа – детский сад № 301» «Всегда на стороне ребёнка, всегда вместе с ребёнком!»   Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.Целью психологического сопровождения является развитие личности воспитанников детского сада и учащихся начальной школы, их успешного обучения, воспитания, помощь в адаптации и социализации. В ходе психологического сопровождения и коррекции решаются следующие задачи: Своевременное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы, их адаптации в детском саду и школе и социализации;Осуществление индивидуально- ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей; разработка и реализация индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов детей в соответствии с заключениями ПМПК;Систематическое отслеживание психолого-педагогических компетентностей ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;Разработка  критериев  и методов  оценивания  сформированности   метапредметных и личностных компетенций учащихся начальной школы; Раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании, своевременная комплексная диагностика с целью оптимизации учебного процесса;Прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития;Определение наиболее адекватных путей и средств коррекционно-развивающей работы с ребенком;Сохранение психического здоровья детей и предупреждение эмоциональных расстройств (создание благоприятного психологического климата), оптимизация психологического микроклимата в учебном и трудовом коллективе; формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; формирование здорового образа жизни.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по вопросам воспитания, обучения и развития.Оказание профилактической помощи детям, входящим в «группу риска» и стоящим на внутришкольном учете, а также учащихся, находящихся под опекой или попавших в трудную жизненную ситуацию. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ФГОС Участие в разработке и реализации системы оценки УДДучастие в разработке системы оценивания УДД;диагностика развития личностных качеств на основе принципа безопасности;помощь педагогам в анализе и интерпретации результатов. Создание развивающей средыпросветительская и консультативная работа с родителями;развивающая психологическая работа с педагогами Развивающие и коррекционные мероприятия с детьмигрупповая развивающая работа;коррекционно-развивающая работа (индивидуальная или подгрупповая); участие в работе консилиума ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ I ЭТАП – (подготовительная группа детского сада) – ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮВ рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:Реализация проекта «На пороге школы»1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Использую я диагностический комплект под ред. Ю.А. Афонькиной, Т.Э.Белотеловой, разработанный авторами в соответствии с ФГОС.2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. 3. Консультации педагогов будущих первоклассников4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики.6. Формирование группы «риска».5. Составление цикла занятий «Скоро в школу» по подготовке детей к школе.6. Занятия с дошкольниками (подготовительная группа детского сада) по программе «Скоро в школу». II ЭТАП – (1 КЛАСС) – ПЕРВИЧНАЯ АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:1. Диагностика детей на выявление адаптации к школе.  2. Диагностика уровня сформированности УУД.3. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями и педагогами первоклассников.4.Проведение индивидуальных консультаций педагога по выработке единой системы требований к классу и индивидуально-дифференцированного подхода к отдельным детям.5. Организация методической работы педагогов.6. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Система групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. 7.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников. СПИСОК МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ Исследование внутренней позиции школьникаИсследование способности к копированию сложного образца по методике Гуткиной «Домики» Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург);Методика «Составление рассказа по картинке»;Рисуночная методика «Что мне нравится в школе» или «Рисунок человека»Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» Ореховой;Определение адаптации по опроснику Ковалевой Л.М;Особенности поведения ребенка во время исследования. Список методик для мониторинга личностных УУД«Лесенка» (1- 4 класс).Оценка школьной мотивации (1-2 класс). Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) ( 3 - 4 класс.) «Незаконченные предложения» (3-4 класс).Дополнительно «Кто Я?» (модификация методики Куна) (4 класс)Методики для мониторинга регулятивных УУД«Рисование по точкам» (1-2 класс)«Корректурная проба» (1- 4 класс)«Кодирование» (1 класс)Дополнительно «Графический диктант»Список методик для мониторинга логических УУД «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).Выделение существенных признаков (1 - 2 класс).Логические закономерности (3 класс).Исследование словесно-логического мышления (4 класс). (Э.Ф. Замбацявиче)Список методик для мониторинга коммуникативных УУД«Узор под диктовку.» (1-2 класс)«Рукавички». (1-2 класс)«Совместная сортировка» (3 класс)«Дорога к дому» ( 4класс) Общеразвивающие и адаптационные занятия с классом проводятся по программе «Тропинка к своему Я»,разработанной в соответствии с ФГОС. Цель курса: формирование и сохранения психологического здоровья младших школьников через создание социально-психологических условий для их успешной адаптации в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.Основной формой ее проведения является психологический тренинг. СТРУКТУРА ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ Ритуалы приветствия – прощания, направленные на сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.Формулировка темы занятия учащимися .Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы, развитие эмоциональной сферы).Рефлексия занятия 1. Проведение психологической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности адаптации и в формировании УУД. 2. Организация групповой развивающей работы с учащимися по развитию и формированиюУУД по программе «Тропинка к своему «Я»».3.Организация психокоррекционной работы со школьниками с признаками дезадаптации.4. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по вопросам развития, воспитания и обучения.5. Просвещение и консультирование педагогов по следующим вопросам: - индивидуальные и возрастные особенности учащихся. - формирование школьной мотивации у обучающихся.6. Методическая работа с педагогами и специалистами учреждения с целью оптимизации учебного процесса, стиля педагогического общения. Формы проведения: семинары, практикумы, мастер-классы. Семинарские занятия с учителями начальных классов по следующим вопросам: - преодоление психологических барьеров; - профилактика профессиональной деформации;7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы. III ЭТАП (1-2 КЛАССЫ) – КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ IV ЭТАП (1 - 4 КЛАСС) – КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ, С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫМИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ. V ЭТАП - (4 класс) – ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО Диагностика готовности к переходу в среднее звено.Проведение диагностики психолого-педагогического статуса учащихся, выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии.Коррекционно-развивающие занятия с учащимися, испытывающими трудности в обучении, с нарушениями эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе. Консультативно-просветительская работа с родителями предполагает индивидуальное и групповое консультирование и просвещение по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей.Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы в начальной школе. Название курса Класс Форма организации Цель курса 1. «Тропинка к своему «Я»» 1-4 классы Общеразвивающие и адаптационные занятия с классом Развитие социально-психологических навыков 2. Программа психокоррекционных занятий для младших школьников с ОВЗ «Рука в руке» 1-4 классы Коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия Коррекция трудностей в освоении АООП, развитие сенсорно-перцептивных и познавательных процессов 3. Программа коррекции отклоняющегося поведения младших школьников «Ступеньки роста» 1-4 классы Индивидуальные и подгрупповые занятия Формирование навыков конструктивного общения, саморегуляции, контроля поведения 4. Программа коррекции эмоционально-волевой сферы 1-4 классы Индивидуальные и подгрупповые занятия Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы – гиперактивности, агрессивности, замкнутости, повышенной тревожности ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ КУРСОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА МЕТОДЫ РЕФЛЕКСИИ Рефлексия настроения и эмоционального состоянияЦветовые изображения (Цветик-многоцветик, радуга настроения, елочка настроения)Изображение лиц (пиктограммы, смайлики)Дерево чувствКораблик настроения («море радости», «море грусти»)Рефлексия содержания учебного материалаПрием незаконченного предложенияПрием выбора афоризма или пословицыРефлексия достижения целиРефлексия деятельностиСамооценка активности на каждом этапе занятия (лист самооценки, поезд)Дерево творчества (прикрепляют плоды «работал плодотворно», цветы «неплохо», листики «не доволен работой») РЕФЛЕКСИЯ «СЕГОДНЯ НА ЗАНЯТИИ Я… Работал, не покладая рук Не ударил в грязь лицом Славен не словами, а делами Добился своего Не лез за словом в карманБил баклушиУбивал время зряРаботал спустя рукаваПоспешил – людей насмешил СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ