Программа повышения квалификации педагогического коллектива общеобразовательного учреждения «Тьюторское сопровождение педагога в период подготовки к прохождению процедуры аттестации»

Программа повышения квалификации педагогического коллектива общеобразовательного учреждения
«Тьюторское сопровождение педагога
в период подготовки к прохождению процедуры аттестации»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа повышения квалификации педагогического коллектива общеобразовательного учреждения «Тьюторское сопровождение педагога в период подготовки к прохождению процедуры аттестации» разработана в соответствии с нормативно-правовой основой проведения экспертизы профессиональной деятельности в процессе аттестации педагогических работников (Приложение 1).
Акутуальность программы.
В условиях стремительной модернизации современного образования основным участником экспериментов, проводимых в системе образования, и главным её ресурсом является педагог. Для решения всех возникающих задач на качественно новом уровне педагогу необходимо осваивать новые компетенции, выходить на новый уровень профессионально-личностного развития. Среди целей профессионального образования, заявленных в нормативных документах федерального уровня, особо выделена следующая: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Для её реализации необходимо создание благоприятных условий, способствующих формированию у педагогов внутренней установки на саморазвитие. Так как управлять любым процессом развития всегда непросто, возникает необходимость тьюторского сопровождения педагога, обеспечивающего его профессиональное развитие, что особенно остро ощущается в период подготовки к прохождению процедуры аттестации.
Концепция программы.
Программа повышения квалификации педагогического коллектива общеобразовательного учреждения «Тьюторское сопровождение педагога в период подготовки к прохождению процедуры аттестации» направлена на создание благоприятных условий взаимодействия педагога и тьютора, в ходе которого решается ряд конкретных задач, связанных с самоопределением аттестуемого в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания возможностей использования собственных ресурсов и ресурсов образовательного учреждения для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории. При этом тьютор выступает лишь в роли сопровождающего и наставника, который способен оказать методическую поддержку и помощь при постановке цели, организации внутренних и внешних ресурсов педагога для её достижения. Обязательным условием при этом является тот факт, что процесс методического и педагогического сопровождения основывается на активности самого педагога, совершающего реальные действия, регулируемые непосредственно аттестуемым.
Условия, необходимые для реализации программы – обеспечение самостоятельного выбора педагогом:
вариантов самообразования (курсов повышения квалификации, форм обучения)
дополнительных образовательных услуг;
тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности (оформление в виде индивидуального образовательного маршрута).
Основное средство реализации программы – тьюторское сопровождение педагога в период подготовки к прохождению процедуры аттестации, обеспечивающее связь индивидуальной образовательных потребностей педагога и возможностей их достижения.
Технологии, применяемые при оказании тьюторского сопровождения:
консультирование;
тренинговые;
профильных и профессиональных проб;
активизирующие методики;
работа с педагогическим портфолио;
проектные;
информационные.
Для успешности реализации программы необходимо соблюдение ряда принципов:
признание объективности целей индивидуального образовательного маршрута педагога в образовательном процессе;
индивидуализация и персонализация образовательного процесса;
многообразие возможностей для развития личности педагога;
непрерывность и преемственность (восприятие образовательного процесса во взаимосвязи, единстве и последовательности в соответствии с целями образования);
психологический контакт тьютора и педагога (атмосфера взаимоуважения и доверия);
взаимодополняемость (психологическая, педагогическая, информационная и прочие);
свобода выбора педагогом дополнительных образовательных услуг (помощи, наставничества).
Концептуальные основы программы:
– вовлечение каждого педагога в активный познавательный процесс путём создания поисково-проблемной ситуации;
– органичное сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;
– углубление знаний о методах научных исследований и развитие личностных навыков исследовательской деятельности;
– развитие и усовершенствование коммуникативных навыков (умение  обосновывать суждения и выводы, публичные выступления, этические нормы и правилами ведения диалога);
– демократичная организация образовательного процесса.
Цель реализации программы повышения квалификации педагогического коллектива общеобразовательного учреждения «Тьюторское сопровождение педагога в период подготовки к прохождению процедуры аттестации» - обеспечение готовности педагога к успешному прохождению аттестации с учётом требований ФГОС НОО, ФГОС ООО и профессионального стандарта педагога.
Задачи, реализуемые для достижения поставленной цели:
знакомство с тьюторскими технологиями;
овладение тьюторскими технологиями и их внедрение в деятельность общеобразовательного учреждения;
создание системы тьюторского сопровождения педагогических работников на базе общеобразовательного учреждения;
организация непрерывного и целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
мониторинг личностно-профессионального развития педагогических работников общеобразовательного учреждения;
выявление перспектив реализации потенциальных возможностей педагогических работников;
учёт требований ФГОС НОО, ФГОС ООО к кадровым условиям реализации образовательной программы при формировании кадрового состава общеобразовательного учреждения;
создание индивидуального образовательного маршрута и перспективного плана профессионального саморазвития педагогических работников;
психолого-педагогическое и методическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута педагога.
Целевая аудитория – педагогические работники общеобразовательного учреждения, желающие повысить квалификационную категорию, готовящиеся к процедуре прохождения аттестации.
Этапы реализации программы:
ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ:
создание группы тьюторов из числа руководителей школьных методических объединений (ШМО);
самоанализ готовности руководителей ШМО к тьюторской деятельности;
анкетирование педагогического коллектива по теме: «Готовность к ФГОС»;
прохождение педагогическими работниками курсов повышения квалификации по теме «ФГОС»;
проектирование педагогическими работниками индивидуальных образовательных маршрутов с целью углубления и расширения представления о ФГОС.
ПРАКТИЧЕСКИЙ:
проведение методических семинаров по теме «ФГОС»;
участие педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства (индивидуально, в составе конкурсной группы, в качестве наставников обучающихся и т.п.);
реализация индивидуальных образовательных маршрутов посредством организации самостоятельной профессиональной деятельности педагогических работников;
представление достигнутых результатов в форме самопрезентации (педагогическое портфолио, мастер-классы, открытые уроки и т.п.);
подготовка педагогических работников к процедуре аттестации;
прохождение процедуры аттестации в соответствии с аттестационными сроками.
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ:
рефлексия (коррекция профессиональной деятельности через самоанализ);
диагностика и самодиагностика педагогической деятельности;
подведение итогов (по результатам прохождения процедуры аттестации).
Ожидаемые результаты реализации программы:
Планируемый результат
Критерии оценивания

1. Компетентность в реализации тьюторских технологий
Наличие системы тьюторского сопровождения профессионального развития педагогических работников

2. Организация тьюторского сопровождения
Реализованная программы по тьюторскому сопровождению педагогических работников

3. Создание банка диагностических материалов для мониторинга профессионального развития педагогических работников
Наличие диагностического инструментария по изучению профессионального и личностного развития педагогических работников

4. Проектирование перспективного плана творческого развития педагогических работников
1. Реализация плана саморазвития;
2. Повышение уровня педагогического мастерства
(динамика участия в конкурсах профессионального мастерства, исследовательских проектах, инновационной деятельности образовательного учреждения, конференциях и т.п.)

5. Мониторинг личностно-профессионального развития педагогических работников
Наличие результатов мониторинга.

6. Тьюторское сопровождение педагогов, готовящихся к прохождению процедуры аттестации в период подготовки отчёта по самообследованию
Готовность педагога к успешному прохождению процедуры аттестации

Мониторинг результативности программы подразумевает:
повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников, диагностику профессионального и личностного роста;
увеличение объемов инновационной деятельности образовательного учреждения, увеличение числа педагогов-инноваторов;
динамику участия и результативности педагогов в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, проектах;
динамику участия и результативности обучающихся образовательного учреждения в конкурсах, фестивалях, конференциях, олимпиадах;
реализацию перспективного плана профессионального саморазвития педагогических работников.
Перспективы развития программы прослеживаются в активном освоении и реализации тьюторских технологий как в управленческой деятельности, так и в образовательном процессе школы. Тьютор поможет педагогу осознать свои образовательные и профессиональные интересы, выработать индивидуальную образовательную программу.
Ресурсное обеспечение программы:
Кадры – директор образовательного учреждения, заместители директора по методической, учебной и воспитательной работе, заведующий центра информатизации, методисты, руководители ШМО, педагогический коллектив;
Материально-техническое оснащение – наличие необходимой научно-методической литературы, оснащенные учебные кабинеты, медиатека, оргтехника.
Формы организации деятельности участников программы повышения квалификации педагогического коллектива «Тьюторское сопровождение педагога в период подготовки к прохождению процедуры аттестации»: методические семинары, педагогические советы, мастер-классы и творческие мастерские, индивидуальное консультирование, использование дистанционных образовательных технологий.
Структура индивидуального консультирования:
Обратная связь (установление контакта «тьютор-педагог»);
Выявление текущего запроса педагога и работа над ним;
Обсуждение событий, происходящих в образовательном процессе;
Объективный анализ выполнения (невыполнения) ранее согласованных договоренностей;
Фиксация новых договорённостей и «домашнее задание».
Оптимальная продолжительность консультирования – 1 академический час.
Принципы тьюторского сопровождения педагогических работников:
Гибкость (ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способов деятельности);
Непрерывность (обеспечение последовательного, системного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса);
Индивидуализация (учёт личностных запросов, особенностей и интересов педагогических работников);
Открытость (управление собственной познавательной и образовательной деятельностью).
Тьютор в качестве сопровождающего профессиональное развитие педагогических работников организует такие ситуации, как самоопределение, самообразование, самореализация в профессии.
Механизм реализации программы подразумевает разработку индивидуального подхода к каждому педагогу в соответствии планом работы образовательного учреждения на учебный год, утверждённого директором, который подразумевает развитие творческих способностей, самоопределение каждого конкретного педагога, готовящегося к прохождению процедуры аттестации, овладение им самостоятельной образовательной деятельности.
Тьюторские технологии сопровождения и организационные формы определяются индивидуально на каждом этапе реализации программы повышения квалификации:
Технология сопровождения
Организационные формы

Технология индивидуальных и групповых консультаций
Методические семинары, мастер-классы, творческие мастерские; диагностические занятия; анкетирование, тестирование; индивидуальное консультирование; инструктаж

Информационные технологии
Групповые занятия

Тренинговые технологии
Ролевые игры; мини-тренинги; коррекционно-развивающие занятия

Проектные технологии
Педагогические проекты, конкурсы профессионального мастерства; мини-проекты, олимпиады

Методические рекомендации по реализации программы:
Программа повышения квалификации педагогического коллектива общеобразовательного учреждения «Тьюторское сопровождение педагога в период подготовки к прохождению процедуры аттестации» может реализовываться в разных формах, с учётом индивидуальной готовности педагога, готовящегося к прохождению процедуры аттестации и уровня его профессиональной подготовки.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.
Тьюторское сопровождение – это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании. Под данным сопровождением подразумевается:
создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога;
оказание всесторонней (методической, педагогической, психологической, социальной и пр.) помощи при решении вопросов, возникающих в период подготовки педагога к прохождению процедуры аттестации;
привлечение педагога к решению задач развития школы, реализации программ, проектов и т.п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества;
обеспечение условий повышения уровня профессионализма педагога с учётом адекватной оценки педагогической профессиональной компетентности, а также запросов, интересов, потребностей самого педагога.
Основные функции тьютора реализуются через ряд задач:
Функция
Задачи

Проектировочная
Разработка концепции тьюторской программы или события (цель, формы, методы, средства, этапы);
Разработка содержания включая учебные материалы (курсы), элементы рефлексии и мотивации;
Разработка вариантов перспективного плана развития педагога, индивидуального образовательного маршрута;
Разработка организационно-методической и нормативной документации;
Разработка информационно-методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс;
Разработка требований к информационно-образовательной среде, создающей условия для социального, образовательного и профессионального самоопределения педагога.

Организационно-мотивационная
Создание благоприятной атмосферы, стимулирующей учебный процесс при
осуществлении социальных контактов между педагогами;
Организация решения административных и технических вопросов, возникающих у педагога при подготовке и проведении очных и дистанционных образовательных событий;
Контроль рассылки итоговых документов.

Информационно-консультационная
Ориентация в ресурсах среды, помощь в выстраивании образовательного движения;
Консультирование и поддержка педагога, помощь в затруднительных ситуациях в процессе их самостоятельной и/или групповой деятельности;
Оказание помощи в систематизации полученных теоретических знаний и практических навыков, указание способов трансформации их в профессиональную деятельность;
Оказание помощи в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей приблизиться к намеченным целям (помощь в решении проблем личностного и профессионального самоопределения).

Аналитическая
Наблюдение и фиксация личностных данных, способностей педагога, его планов и намерений, интересов, склонностей, мотивов, готовности в целом к социально-профессиональному самоопределению;
Анализ портфолио личностного развития и педагогического портфолио в процессе и по итогам обучения.

Рефлексивная
Организация рефлексивной деятельности на этапах обучения педагогического коллектива общеобразовательного учреждения;
Создание условий для освоения педагогом рефлексивных навыков и умений.

Алгоритм создания тьютором педагогического ресурса педагога, готовящегося к прохождению процедуры аттестации:
«ХОЧУ» - создание информационно-образовательной среды для педагога;
«МОГУ» - написание индивидуальной перспективного плана самообразования, индивидуального образовательного маршрута;
«ЗНАЮ» - курсы, конференции, семинары, круглые столы, вебинары и т.д.;
«УМЕЮ» - открытые уроки, мастер-классы, творческие мастерские;
«ДЕЛАЮ» - качество образовательного процесса как результат повышения профессиональной компетентности педагога.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Краткосрочные
Успешное прохождение педагогом процедуры аттестации с присвоением заявленной квалификационной категории

Долгосрочные
Повышение качества педагогической деятельности в межаттестационный период

Основные критерии и показатели эффективности реализации программы:
Критерии
Показатели

Положительная динамика количества педагогических работников, активно применяющих современные образовательные технологии
Количество педагогов, принявших участие в различных муниципальных, всероссийских, федеральных конкурсах, в сравнении с предыдущим периодом.

Проектирование уроков в соответствии ФГОС.
Количество уроков, соответствующе требованиям ФГОС.




Трансляция инновационного педагогического опыта педагогического сообщества аттестуемых учителей.
Активность работы педагогического сообщества аттестуемых учителей.

Изучение критериальной базы оценивания коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих.
Овладение критериальной базой оценивания коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих.


Календарный план осуществления тьюторского сопровождения педагога в период подготовки к прохождению процедуры аттестации
№ п\п
Наименование мероприятия
Срок проведения
Ответственный
Форма представления
Примечание

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1
Мониторинг уровней квалификации педагогического коллектива для составления плана-графика аттестации педагогов
Апрель-май
Методист-тьютор
График аттестации (таблица)
Создание графика аттестации на будущий учебный год

2
Формирование тьюторской группы
Август
Методист-тьютор
Приказ о создании тьютерской группы
Состав тьюторской группы с распределением функций

3
Разработка Положения по тьюторскому сопровождению
Август
Заместитель директора по методической работе, методист-тьютор, руководители ШМО
Положение о тьюторском сопровождении
Регламент действий тьюторов

4
Распределение наставничества
Сентябрь
Заместитель директора по методической работе, методист-тьютор
Приказ о наставничестве
-

5
Инструктаж для тьюторов-наставников
Сентябрь
Методист-тьютор
Вводный инструктаж
Ознакомление с рабочей тетрадью тьютора

6
Практикум для аттестуемых педагогов
Сентябрь
Методист-тьютор, тьюторы-наставники
Семинар
Ознакомление с нормативно-правой базой и методические рекомендации для аттестации; составление модели деятельности педагога для подготовки к аттестации

7
Оформление информационного стенда
Сентябрь
Методист-тьютор
Информационные материалы, нормативные документы, графики
-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП

8
Подготовка информации о курсах повышения квалификации
В течение года
Методическая служба
Информационные письма
В соответствии с графиком КПК

9
Проведение индивидуальной работы с педагогами, готовящимися к прохождению процедуры аттестации по сопровождению процесса подготовки к данной процедуре
В течение года
Методист-тьютор
Карта индивидуального сопровождения педагога
Консультирование, собеседование и пр.

10
Подготовка материалов для аттестации на заявленную квалификационную категорию
До начала аттестационного периода (индивидуально)
Аттестуемый педагог
Пакет документов
Самостоятельная работа аттестуемого. в т.ч. оформление эл.портфолио

11
Первичная проверка аттестационных материалов
До начала аттестационного периода (индивидуально)
Тьютор-наставник
Анализ
Индивидуальное собеседование по итогам проверки

12
Корректировка аттестационных материалов
До начала аттестационного периода (индивидуально)
Аттестуемый педагог
Пакет документов
По необходимости

13
Итоговая проверка документов
До начала аттестационного периода (индивидуально)
Методист-тьютор, руководитель ОУ
Пакет документов
-

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

14
Подача заявления
Аттестационный период
Аттестуемый педагог
Заявление
Оформление аттестационного заявления

15
Оформление и отправка аттестационных материалов
Аттестационный период
Аттестуемый педагог
Пакет документов: отчёт о самообследовании, аттестационное задание
-

16
Присвоение квалификационной категории
По окончанию аттестационного периода
Представитель экспертной группы, экспертная комиссия
Приказ ДОиМП ХМАО-Югры
-







Приложение 1.
Нормативно-правовая основа проведения экспертизы профессиональной деятельности в процессе аттестации педагогических работников:
1. Федеральный уровень:
- ФЗ от 29.12.2012 № 273-фз (ред. от 07.05.2013 г. с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013 г.) "Об образовании в РФ";
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 "Об утверждении государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020 гг.";
- Приказ Минобрнауки от 24.03.2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- Приказ Минтруда и соцзащиты от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”;
- Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
2. Региональный уровень:
- Приказ ДОиМП ХМАО-Югры № 1110 от 25.08.2014 г. «Об аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории ХМАО-Югры»;
- Приказ ДОиМП № 1274 от 02.10.2014 г. «О внесении изменений в приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 25.08.2014 г. № 1110 «Об аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории ХМАО-Югры»;
- Приказ ДОиМП №1264 от 30.09.2014 г. «Об утверждении Положения о сертификации экспертов по аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории ХМАО-Югры».









Список литературы:
Бахмутский А.Е, Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Подготовка к аттестации: методические рекомендации для педагогических работников общего образования. – СПб.: Своё издательство, 2014 г..
Бахмутский А.Е., Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Аттестация педагогических работников: сопровождение профессиональной педагогической деятельности. Рабочая тетрадь слушателя курсов повышения квалификации тьюторов. СПб.: Изд-во «Свое издательство» 2014 г..
Валькова О.Ю. Организация научно-методической поддержки инновационно-творческой деятельности учителя муниципальной методической службой. Геленджик, 2007 г..
Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования / Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства. Сборник научных трудов. - Томск, 2004 г..
Дайжест «Тьюторство в системе образования» - составлен по материалам Всероссийской тьюторской конференции 1993-2000гг..
Железцова Г.А. Сопровождение: теория и практика. Красноярск, 2004 г..
Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учебное пособие. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011 г..
Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение как определенный тип поддержки управленческой команды в сфере образования. Москва, 2003 г..
Костина Н.А. Организация поддержки профессионального развития педагогов. Красноярск, 2004 г..
Тьюторство, профессия которой нет. Управление школой, 2004 г. № 42.
Тьюторство, как новая профессия в образовании. Томск, 2002 г..











Заголовок 215