Формирование профессиональной культуры и компетентности будущего специалиста посредством производственной практики

Формирование профессиональной культуры и компетентности будущего специалиста посредством производственной практики.

Новое время требует дополнительных знаний и навыков выпускников техникума. Работодатели хотят видеть специалиста, умеющего работать на компьютере, способного самостоятельно принимать решения в рамках своих обязанностей.
Одной из основных целей комплексного плана мероприятий техникума является формирование профессионально компетентной, социально адаптированной личности конкурентоспособного специалиста на основе обновления содержания профессиональной подготовки обучающегося. Формирование у обучающихся первоначальной профессиональной культуры и профессиональной компетентности начинается уже на первом курсе в период проведения лекционных и лабораторно-практических занятий.
Дальнейшее формирование профессиональной культуры и компетентности происходит в период проведения практики с целью получения первичных профессиональных навыков.
Производственная практика является составной частью учебного процесса и имеет целью не только закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе обучения, приобретение необходимых знаний, умений, навыков практической работы по изучаемой специальности, но и формирование профессиональной культуры и профессиональной компетентности.
Производственная практика проводится в соответствии с действующими образовательными стандартами НПО и включает:
- практику, направленную на получение первичных профессиональных навыков (учебную);
- практику по профилю специальности (технологическую);
- преддипломную (квалификационную или стажировку).
Сроки проведения практик определяются графиком учебного процесса. Организация и порядок их проведения осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями по организации производственного обучения.
Содержание производственной практики определяет рабочая программа, которая разрабатывается мастером производственного обучения и утверждается учебной частью.
Очень большая работа выпадает на долю мастера производственного обучения насколько грамотно будет составлена эта программа, насколько она будет приближена к реальным условиям производства и отвечать требованиям работодателя, настолько эффективным будет результат.
При проведении практики на предприятиях мастером производственного обучения:
- устанавливают связь с руководителями практики от предприятия;
- составляют рабочую программу практики, разрабатывают тематику индивидуальных заданий;
- принимают участие в распределении обучающихся по предприятиям, по рабочим местам или перемещении их по видам работ;
- осуществляют контроль хода практики и организации труда обучающихся;
- оказывают методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материала к дипломному проекту.
Итогом практики по профилю специальности является оценка, которая выставляется мастером производственного обучения на основании наблюдений за работой практиканта, результатов выполнения им индивидуального задания, а также характеристики, составленной руководителем практики от предприятия. При этом приоритет должен отдаваться оценке от руководителя предприятия.
Таким образом, при совместной систематической работе преподавателей-предметников, мастера производственного обучения и руководителя практики от предприятия, при выполнении обучающимися всех требований можно говорить о формировании профессиональной культуры и профессиональной компетентности.
Расхождения между требованиями, предъявляемыми к специалисту рынком труда, и существующим уровнем подготовки выпускников в учебных заведениях обуславливают необходимость разработки такой модели организации практики по профилю специальности, которая отвечала бы требованиям времени и обеспечивала конкурентоспособность выпускников техникума на рынке образовательных услуг.
Исходя из вышеизложенного, ясно, что перед учебным заведением стоят следующие задачи:
- нормативно-методическое обеспечение контроля и руководства практикой обучающихся;
- внедрение практикоориентированных технологий в условиях техникума и производства, позволяющих учитывать различные интересы и способности обучающихся;
- знакомство обучающихся с основами формирования профессиональной карьеры посредством деятельностных технологий (конкурсы профессионального мастерства, выставки и кружки технического творчества, мастер-классы, педагогические мастерские, творческие лаборатории педагогов техникума);
- расширение и развитие связей с перспективными предприятиями, учреждениями города по профессиональной подготовке специалистов;
- расширение социального партнерства в формировании конкурентоспособных специалистов.
Для решения данных задач можно выделить следующие технологии обучения обучающихся, способствующие созданию модели современного специалиста, которая должна быть сформирована в период практики по профилю специальности,
- технология развивающего обучения; целевая подготовка специалистов; информационные технологии.
Профессиональные компетенции обучающихся нашего техникума складываются из нескольких составляющих.
1. Профессионально-нравственная активность и гражданственность:
- высокий интеллектуальный уровень;
- духовная культура;
- самостоятельная работа над развитием собственной нравственности и интеллекта.
2. Профессиональная компетентность и мобильность:
- умение самостоятельно действовать и принимать ответственные решения;
- способность генерировать идеи;
- способность изменять свои трудовые функции в процессе деятельности;
- умение гибко адаптироваться в меняющихся условиях;
- профессиональная мобильность, динамизм, гибкость;
- владение профессиональными знаниями и опытом организации производства в условиях многоукладной экономики;
- ориентация на эффективность и качество.
3. Профессиональная адаптация и самореализация:
- коммуникабельность и контактность в различных социальных группах;
- практикоориентированный интеллект;
- целеустремленность и настойчивость;
- коммуникативные способности;
сотрудничество.
4. Способность к непрерывному профессиональному росту, саморазвитию и самосовершенствованию:
- способность к самообучению и саморазвитию;
- формирование высокой общей и профессиональной культуры;
- самостоятельность и творчество;
- разносторонние знания современной науки, техники и технологии.
5. Информационная культура:
- умение грамотно работать с информацией;
- владение новыми информационными технологиями.
6. Дополнительная подготовка:
- дополнительная квалификация;
- углубленная подготовка;
- освоение родственных рабочих профессий.
Особое внимание при формировании профессиональной культуры и профессиональной компетентности наших обучающихся уделяется совместной деятельности с социальными партнерами. Цель социального партнерства для коллектива заключается в максимально успешном решении основной задачи-подготовки конкурентоспособных специалистов, отвечающих требованиям работодателя. В условиях расширения потребности в специалистах с начальным профессиональным образованием, повышения требований к качеству их подготовки и профессиональной компетентности важными условиями работы техникума с социальными партнерами являются:
- взаимодействие с социальными партнерами в целях повышения степени соответствия результатов деятельности образовательной системы потребностям сферы труда;
- приближение подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей;
- привлечение дополнительных источников для развития материально-технической базы.
Модель специалиста, которая рассмотрена нами в данной статье, направлена на адаптацию обучающихся к условиям рыночной экономики и на развитие профессиональной культуры и профессиональной компетентности, результатом чего являются трудоустройство и социальная защищенность выпускников нашего техникума.
Только высококвалифицированные кадры, обладающие высокой профессиональной компетентностью, способны обеспечить эффективное развитие промышленности и социальной сферы общества.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



15