Статья «Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста парикмахерского мастерства»


Тема: «Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста».
“Знание только тогда знание,
когда приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью!”
Л.Н.ТолстойСегодня особое внимание уделяется проблеме социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации, учащихся с нарушениями слуха. Успешная профессиональная деятельность лиц с нарушениями слуха предполагает высокий уровень не только обучения и образования, но и духовно – нравственной социально – психологической (адаптационной и компенсирующей) технологической информацией и коммуникативной культурой. Большое внимание в обучении должно уделяться формированию без барьерного пространства жизнедеятельности учащихся с нарушением слуха.
В настоящее время профессиональная компетентность выпускников школы-колледжа для детей с нарушением слуха имеет огромное значение, как ведущее качество специалиста. В условиях современной ситуации на рынке труда профессиональная компетентность обеспечивает успех в работе и построении карьеры в рамках выбранной профессии.
Выбор профессии учащимися с нарушением слуха является определяющим этапом профессионального самоопределения, это связано с тем, что проблема профессионального самоопределения носит фундаментальный характер, ибо она способствует будущему становлению самостоятельной профессионально востребованной личности.
Познавательная активность будущего специалиста имеет два тесно связанных источника – обучающие воздействия и личный опыт самого учащегося, который включает в себя опыт его индивидуального взаимодействия с миром и результаты предшествующего обучения.
Работа по профессиональной компетентности учащихся с ограниченными возможностями предполагает развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, мотивации.
Разработанная мною проектно-исследовательская деятельность позволяет углубить ЗУН учащихся в будущей профессии, а также помогает старшеклассникам в профессиональном самоопределении. Работа в подготовке проектов «Ах карнавал», «В твоих руках весь мир», «В гостях у сказки», «С праздником, дорогие наши учителя», «Школьные годы чудесные», «Красота спасет мир», "Мир моей профессии", видеожурнала «Красота и Здоровье» и т.д. была направлена на изучение личностных особенностей учащихся и формирование реалистического самовосприятия, ознакомление с миром профессии парикмахер-модельер и сходными с ней профессиями и с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии и планирования карьеры.
Формирование ключевых компетенций учащихся профессионального образования для детей с ограниченными способностями, требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделяется формированию деятельностно-компетентностного подхода через внедрение практико-ориентированных задач.
Необходимо учитывать тот факт, что профессиональная компетентность имеет как деятельностную составляющую, относящуюся непосредственно к профессии, так и личностную. То есть помимо того, что учащийся как будущий специалист должен владеть глубокими знаниями, высокоразвитыми умениями и навыками в своей сфере труда, он должен постоянно работать над совершенствованием личностных качеств, необходимых в его профессиональной деятельности. Современный специалист должен владеть навыками делового общения, способствовать созданию положительного социально-психологического климата в коллективе, брать инициативу на себя, принимать креативные, нестандартные решения в самых неожиданных ситуациях.
Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда.
В     ходе     профессиональной     подготовки происходит постоянное обогащение содержания деятельности на основе модели деятельности специалиста, включающей описание системы его основных   функций, проблем и задач, предметных и социальных компетентностей. Деятельностная модель подготовки специалиста предполагает постоянную трансформацию видов деятельности. Первоначально студент овладевает опытом учебно- познавательной деятельности академического типа, где моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы. Далее осваивается опыт профессиональной деятельности путем моделирования условий, содержания и динамики реального производства, отношений, занятых в нем людей, используя такие активные формы, как деловая игра, мозговая атака и т.д. В ходе учебно-профессиональной деятельности учащиеся овладевают реальным опытом выполнения прикладных исследований, научно-технических разработок.
Целью образования является не только передача учащемуся совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Все это и составляет специфику компетентностного подхода. Его реализация предполагает перенос акцентов на воспитательную, развивающую функции образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие, высокую психологическую устойчивость и готовность к полезному труду.
Уровни профессиональных компетенций складываются из уровня сформированности общепрофессиональных и специальных компетенций, уровня воспитанности, уровня удовлетворенности студентов своим обучением в колледже, востребованности выпускников колледжа на рынке труда.Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины.
В своей педагогической деятельности оценку освоения компетенций осуществляем во время проведения зачета или экзамена. Цель проведения экзамена – установление уровня освоения профессиональных компетенций у студентов. Диагностика станционного оборудования систем телекоммуникаций и технических средств информатизации узла диспетчерского управления.
Комплект заданий для квалификационного экзамена состоит из комплекта заданий для теоретической части. Теоретическая часть квалификационного экзамена проводится в форме тестового опроса или по билетам с вопросами. Задания по контролю знаний, учащихся предполагают проверку усвоения теоретических понятий, уровень понимания основ профессиональной деятельности с учетом требований по специальности.
Постоянное и систематическое стимулирование самовоспитания учащихся, грамотное педагогическое руководство этим процессом и психолого-педагогическая поддержка будущих специалистов позволит с начала обучения ориентировать их на активную работу над собой по формированию профессиональной компетентности.
Переход на компетентностно-ориентированное образование является закономерным этапом модернизации системы профессионального образования, позволяющим разрешить противоречия между требованиями к его качеству, предъявляемые государством, обществом, работодателем, а также формирующимися рынками труда, и его актуальными образовательными результатами.
Таким образом, профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности.
Список литературы
Гилязова О.Г. Сущность социализации и ее механизм// Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи в условиях современного общества: Материалы международной научно-практической конференции. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. – С. 190–191.
Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова - Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - с. 288.
Климов Е.А. Как выбрать профессию. М., 1997г.
Моя профессиональная карьера. Пособие для учащихся. М., 2002г.
Манушина О. «Центр профессиональной ориентации» // Директор школы -2006г.- №1.
Мартина Н. «Формирование готовности к профессиональному самоопределению» // Директор школы - 2006г.-№3.
Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. Пособие для учащихся. М., 1999г.
Пряжников Н. «Направления и методы профориентации» // Директор школы -2006г.-№2.
Психологическое сопровождение выбора профессии. Учебное пособие. М., 1998г.
Хвостов В. «Предпрофильная подготовка» // Директор школы -2006г.-№2.
Шафигулина Г. «Профессии, которые предпочитают школьники» // Директор школы -2005г.- №5.
Щербо И. «Реализация профильного обучения в школе» // Директор школы -2005г.- №4.