Формирование коммуникативной компетентности у студентов как часть профессионального роста будущего педагога.
Формирование коммуникативной компетентности у студентов как часть профессионального роста будущего педагога.
Кострова Людмила Юрьевна
Костанайский педагогический колледж,
преподаватель кафедры
«Дошкольное воспитание и обучение»
г.Костанай
mila.kostrova.66@mail.ru Актуальным стал вопрос коммуникативной компетентности специалиста, способствующей успешному самоопределению молодежи в мире труда, непрерывного образования, межличностных общественных отношений, но самое главное - это одно из основных условий действительного развития и самореализации личности. Поэтому задачей образовательного процесса является формирование коммуникативной компетентности как части профессиональной подготовки специалиста.
В последнее время все более пристальное внимание ученых стала привлекать проблема взаимоотношений специалистов в профессиональной деятельности, а также взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Исследования показывают, что около 70 различных решений, в том числе и управленческих, принимаются в устной форме, в процессе делового взаимодействия, эффективной коммуникации. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, в частности учебной, в случае образовательного процесса. Обновление системы образования связывают с идеями гуманизации. Это влечет за собой изменение моделей обучения, упор делается на личностно-ориентированную модель, которая традиционные формы взаимодействия обучаемого и обучающегося переводит на субъект - субъектную основу. И.С. Якиманская считает субъектный опыт основанием для формирования траектории индивидуального развития, определяет функции, содержание и источники субъектного опыта.
Субъектный опыт определяют предметы, представления, понятия, операции, приемы, правила выполнения действий, эмоциональные коды личностные смыслы, установки, стереотипы, что особо значимо для установления эффективных коммуникаций. Субъект - субъектные отношения в педагогическом колледже имеют особенности по сравнению с субъект - субъектными отношениями в школе. Этими особенностями являются содержательные характеристики субъектов разновозрастной состав студентов, единые целевые установки получение профессии, наличие социального опыта, опыт коммуникативной деятельности, содержание коммуникативного, материала, предназначенного для усвоения в процессе взаимодействия, коммуникативная компетентность как компонент профессиональных знаний.
Прежде чем рассматривать способы формирования коммуникативной деятельности субъектов образовательного процесса, необходимо сформулировать, что же включает в себя такие понятия, как коммуникация, коммуникативные способности, коммуникативные умения, коммуникативная компетентность, и как они отражаются в образовательном процессе.
Анализ литературы позволил определить следующие подходы к формулированию коммуникаций - сообщение, общение - общение, специфическая форма взаимодействия моделей в процессах их познавательно-трудовой деятельности - процесс обмена информацией - смысловой аспект социального взаимодействие. Таким образом, коммуникация представляет собой самостоятельную часть процесса общения и специфическую форму взаимодействия субъектов.
В педагогическом процессе коммуникация выступает как полифункциональное условие общения и выполняет ряд функций информационную, мотивационную, социальную, регулятивную, развивающую, воспитательную и конфликтологическую. В социально-психологическом смысле коммуникация - это процесс передачи информации от респондента к реципиенту. Для полноты коммуникации важно знать эффект - изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения.
Выделяют различные варианты коммуникаций. Наиболее распространяемым является подход, учитывающий три типа результатов, а -изменение в знаниях, б - изменение установок в изменение поведения получателя. Эффективность коммуникации установлена а - природой источника информации, б - особенностями форм общения и содержания самих сообщений в обстановкой, в которой люди получают информацию. В исследованиях выделяют различные виды коммуникаций педагогическая, деловая, массовая, межличностная, субъектная и т.д. В образовательном процессе особое внимание уделяется педагогической коммуникации, при которой педагог выступает либо непосредственно как источник информации, либо как организатор ее поиска.
Коммуникация предполагает обмен различного рода информацией, знаниями, навыками и умениями в ходе взаимодействия людей. Тем не менее, зачастую приходится сталкиваться с ситуацией, когда в процессе речевого взаимодействия обмена информацией не происходит.Причиной этого является несформированность коммуникативной компетенции участников общения, которая рассматривается современными исследователями коммуникативного подхода К.Морроу, Е.И. Пассов и др. в качестве главной цели обучения. В соответствии с коммуникативным подходом обучения должно учитывать особенности речевой коммуникации, а в основе процесса обучения должна лежать модель реального общения. Такое понимание коммуникативного подхода позволило выделить его основные принципы - речевая направленность процесса обучения - ориентация не только на содержание, но и на форму высказывания - использование подлинно коммуникативных заданий - использование аутогенных материалов - использование личностно-ориентационного подхода к обучению, что включает в себя учет потребностей студентов при планировании и организации урока, опору на индивидуальные когнитивные стили и учебные стратегии обучаемых, перераспределении ролей педагога и студента в учебном процессе, использование личного опыта и их самостоятельности в решении учебных задач.
Перечисленные принципы коммуникативного подхода реализуются в системе приемов, отбор и организация которых определяют эффективность процесса обучения. Приведем описание некоторых групп обучающих приемов и типов упражнений.
1.Приемы драматизации или игрового моделирования - ролевые игры, воображаемые ситуации, сценарии, обучающие игры.
2.Приемы вопросно-ответной работы - дискуссия, интервью, верные - неверные утверждения.
3.Приемы стимулирования речемыслительной деятельности - вопросно-ответная работа, решение проблемных задач, направляемая и свободная дискуссия.
Эти приемы и виды упражнений эффективны при использовании типов взаимодействия, адекватных условиям реальной коммуникации - групповой и парной работы, когда студенты осуществляют совместную деятельность для решения поставленной задачи. Педагогическое общение - важнейшее средство педагогической коммуникации общения.
В педагогическом общении большое значение имеет тон речи и ее громкость, темп и выразительная насыщенность. По данным некоторых специалистов по речевому общению, в процессе коммуникации до 40 информации передается именно интонацией. При общении педагога со студентами воздействие интонации еще более усиливается. Громкость голоса - общий показатель жизненной энергии и уверенности в себе. Обычно громко говорят люди, которые желают быть уверены, то окружающие обязательно услышат их слова и примут к сведению.
Характерно, что большинство педагогов отмечают склонность к повышенной громкости речи даже в будничной обстановке. Малая громкость голоса свидетельствует о том, что это человек сдержанный, скромный, вероятно хорошо воспитанный. Тихий голос может быть твердым, даже жестким. Сильные и внезапные колебания громкости голоса свидетельствуют об общей повышенной эмоциональности. Хорошие педагоги знают, что речь, произнесенная в одном тоне не может увлечь слушателей. Поэтому они сознательно варьируют громкость речи, придавая сказанному сильный эмоциональный аспект. Но самое важное в речи - это произнесенные слова. Умение построить развернутое высказывание - показатель довольно высокого интеллекта. Общение занимает ведущее место в педагогической деятельности, поэтому необходимо формировать у студентов навыки педагогического взаимодействия с учащимися и их родителями. Получатель в педагогическом процессе всегда обучаемый, задача которого не только принять сообщение, но и усвоить его, превратить в знания, что совсем не обязательно при других видах коммуникации, ибо характер обратной связи у них иной. Важную роль в профессиональной деятельности, особенно в педагогическом искусстве, играют коммуникативные способности, они являются одним из факторов эффективности коммуникации.
Коммуникативные способности, по мнению В.Д. Шадрикова, выступают как свойства или качества индивида, обуславливающие успешность деятельности или овладение ею, т.е. индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешной деятельности. Развитие коммуникативных способностей необходимо совершенствовать через формирование коммуникативных умений, лежащих в основе профессиональной деятельности. Стихийное формирование коммуникативных умений приводит нередко к авторитарному стилю поведения, возникновению частных конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между педагогом и обучаемыми, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании, а нередко и к асоциальному поведению обучаемых.
Развитие коммуникативных умений приводит к развитию коммуникативной компетентности, под которой понимается совокупность знаний, умений и навыков, включающих - функции общения и особенности коммуникативного процесса - виды общения и его основные характеристики - средства общения вербальные и невербальные - репрезентативные системы и ключи доступа к ним - виды слушания и техники его использования - обратную связь - вопросы и ответы - формы и методы делового взаимодействия, технологии и приемы влияния на людей.
Развитие коммуникативной компетентности - поэтапный процесс. Он включает в себя организацию коммуникации, развитие коммуникативных способностей и формирование коммуникативных умений. Предполагаемый результат - сформированность коммуникативной компетентности определенного уровня. На коммуникативно-диагностическом этапе предполагается диагностика реального уровня развития необходимых умений, достижения внутренней мотивации для понимания трудностей и противоречий при реализации коммуникативных функций, планирование будущего уровня развития необходимых умений в общении.
Коммуникативно-деятельностный этап предполагает контролируемые изменения коммуникативных способностей студентов. Формирование коммуникативных умений может осуществляться педагогом, как в группе, так и индивидуально. В группе можно выделить три круга проблем:
-теоретические проблемы общения в педагогическом процессе структура общения, барьеры общения личностные, социально-психологические, социальные, закономерности внутригруппового взаимодействия;
- конкретные способы поведения в трудных ситуациях взаимодействия конфликтные ситуации, преодоление критики, выступления на публике, контакты с незнакомыми людьми, необходимость иметь дело с враждебными людьми, контакты с людьми, наделенными властью, и т.д.;
-самопознание своей личности в процессе общения как меня воспринимают другие, как я воздействую на других в общении, в чем трудности моего общения и т.д Студентам было предложено высказаться по социально-психологической среде в колледже, отражающей следующие стороны :
- комфортность коммуникационной среды - общение с одногруппниками, преподавателями, администрацией;
- гарантия справедливого и уважительного отношения со стороны преподавателей.
Ответы студентов позволяют охарактеризовать среду обучения, коммуникативную среду как в целом комфортную. 82% согласны, что им всегда приятно общаться со сверстниками, 93% отмечают уважительное отношение к себе со стороны преподавателей.
Предложенная структурная, модель процесса развития коммуникативной компетентности предполагает формирование коммуникативных умений студентов на сознательном и бессознательном уровнях личности. В первом случае на основе научных знаний о явлениях педагогического общения происходит контролируемый процесс изменения коммуникативных способностей, во втором - изменения достигаются с помощью бессознательных механизмов психики, таких, как эмпатия, идентификация и др. Общение между людьми происходит не только словами. Точнее, даже не столько словесно, сколько при помощи невербальной информации, преподаваемой мимикой, жестами, взглядами, положением собеседников относительно друг друга. Все это существенно дополнит, обогатит содержание наших слов или даже сказать за человека то, что он не решается произнести вслух, а может разоблачить, раскрыть нам глаза на истинные намерения того, кто пытается ввести нас в заблуждение, лукаво произнеся красивые фразы.
Невербальная коммуникация - мощное средство общения. Владеть им полезно любому человеку. Учителю же это просто необходимо. Подсчитано, что словесно человек получает лишь 8 информации. Остальное приходится на невербальную. Язык мимики, жеста и взгляда, модуляций голоса использовался человеком еще с тех времен, когда он, не обремененный научными познаниями, постигал все интуитивно. И, как всякий атавизм, невербалика оказывает сильнейшее воздействие на наше общение. Кстати, именно поэтому в русском языке так много фразеологизмов, свидетельствующих о невербальном общении строить глазки, ходить фертом, прятать глаза, повесить голову. По мимике и жестам читают и состояние человека. Педагог должен помнить общение начинается задолго до первого произнесенного слова. Еще только открыв дверь, учитель обнаруживает отношение учащихся к себе. Насколько правильно организована сама аудитория знакома ли она, где располагается место педагога, проветрено ли помещение - все это важные экстралингвистические факторы речи. Но вот мы вошли в класс и Улыбнулись? Нахмурились? Сильно хлопнули дверью? Оглядели всех или сфокусировали взгляд на одном? В любом случае общение уже началось, нас читают. У каждого педагога в зависимости от его многочисленных личностных качеств - темперамента, возраста, характера, степени конформизма - существует индивидуальная ситуация речевого комфорта, учитывающая ритмико-интонационные, тембровые, динамические, дикционные характеристики речи. Она может модифицироваться, в том числе в ходе работы по совершенствованию этих параметров, однако именно она определяет для каждого учителя его манеру вести урок. Экстралингвистические ошибки, явно препятствующие общению - это хмурое лицо педагога, входящего в класс, однонаправленность его взгляда и речи, отсутствие зрительного контакта с каждым, размещение его взгляда и речи по отношению к ученику на расстоянии, исключающем продуктивное деловое общение. Ведь зачастую наше лицо, жест, тон голоса говорят больше, чем язык текст изложения, записанный на диктофон, воспроизводится гораздо менее точно, чем тот же текст, прочитанный учителем в классе! Вежливая улыбка при рассказе о страшных или неприятных вещах становится издевательски-злорадной, а сатирическую историю нельзя рассказать с озабоченным видом. Мы это знаем, но нередко забываем. Поэтому будем следить за тем, чтобы наше речевое и невербальное поведение соответствовало друг другу.
Коммуникативная компетентность студентов, достигнутая в процессе формирования коммуникативных навыков, предполагает решение задач на различных уровнях педагогического общения а) микроуровне - простейший акт общения субъект – субъект; б) мезоуровне - общение, ограниченное рамками определенной темы или группы; в) макроуровне - общение с другими субъектами в системе сложившихся в социуме норм, традиций и устоев.
Таким образом, одной из наиболее актуальных проблем современного общества, и в частности сферы образования и воспитания, является проблема профессиональной компетентности, в том числе коммуникативной, которая находит свое выражение в умениях передать информацию разными речевыми средствами понять состояние собеседника в искусстве воздействия на партнера по общению в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
Анализ деятельности свидетельствует о необходимости специальной целенаправленной подготовки субъектов в плане коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетентность.
Определение компетентности студентов - одна из важнейших задач обучения и воспитания, решение которой способствует становлению базовых компетентностей человека. С целью изучения навыков культуры общения со взрослыми, сверстниками было проведено исследование - анкетирование студентов 1,2,3 курсов дошкольного отделения Костанайского педагогического колледжа. Следует отметить, что анкетирование, как метод получения необходимой информации достаточно широко распространен. В анкетах предполагалось самостоятельно подобрать соответствующую форму обращения к собеседнику ситуации просьба родителю, преподавателю, другу, однокурснику. Одновременно проводилось наблюдение за речевым поведением студентов. Анализ анкетных данных обнаруживает, что у студентов 1 курсов не наблюдается большого разнообразия в выборе формул речевой ситуации. Приоритетным является слово пожалуйста, далее пожалуйста глагол в повелительном наклонении. Дважды встречается скрытая форма не дашь ли мне. У студентов 2-3 курсов слово пожалуйста также является самым частным, далее следует слово одолжите мне, помогите мне. Значительно расширяют перечень такие формулы, как будьте любезны, извините, а вы не могли бы. Наблюдения показывают, сто студенты чаще используют вежливые слова, адресуя просьбу взрослому, чем при общении со сверстниками. При этом чаще являются такие формулы как дайте пожалуйста, пожалуйста помогите мне. А к сверстникам иное обращение - быстро дай - кому сказала, принеси - умоляю, сделай. Таким образом, анализ речевого поведения дает возможность определить уровень сформированности речевой компетентности и прогнозировать тенденции ее развития.
Анализ полученного материала позволяет проследить динамику компетенции будущих воспитателей:
- меняется этический характер отношений между коммуникантами;
- расширяется круг адресатов;
- меняется характер просьб и их приоритетность;
- увеличивается количество формул речевого этикета просьбы.
Это свидетельствует об осознании студентами своей социальной роли и ролевой позиции при обращении со взрослыми и сверстниками.
Процесс развития коммуникативной компетентности нельзя рассматривать в отрыве от формирования коммуникативных умений, способностей общения коммуникация - коммуникативные способности - коммуникативные умения - коммуникативная компетентность. Формирование коммуникативной компетентности - процесс поэтапный. Обучение и воспитание способствует развитию коммуникативных способностей, формированию коммуникативных умений и компетентности студентов, будущих специалистов.
Профессия педагога относится к разряду коммуникативных, поскольку данная практическая деятельность подразумевает общение, и ее успех в значительной мере зависит от коммуникативной компетентности специалистов в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии. Использование разнообразных форм и методов совместной деятельности педагога со студентами позволит оптимизировать процесс формирования и развития коммуникативной компетентности студентов.
Коммуникативная деятельность - целенаправленный процесс. Субъект - субъективные взаимоотношения участников образовательного процесса являются одним из педагогических условий успешной организации коммуникации.
Литература
Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. // Педагогика. Научно-теоретический журнал. №4. – 2005. – С.25.
Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М., 2006.
Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.
Грехнев В.С. Культура педагогического общения. Книга для учителя, 1990. - М.: Просвещение, 1990.
Компетентностный подход как фактор повышения качества современного образования: Сборник научных статей /Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 220с.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 1999. - т.2.
Резюме
В докладе говорится о значении вербального и невербального общения в процессе формирования коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа, а также приводятся результаты небольшого исследования по теме доклада.