Рабочая программа по професиональному модулю ПМ 02 для специальности 15. 02. 07 Автоматизация технологических процессов и производств
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТРУБЧЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО МОНТАЖУ, РЕМОНТУ И НАЛАДКЕ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ, СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ И МЕХАТРОННЫХ СИСТЕМ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 15.02.07. «АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ»
2015 г
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 15.02.07. «Автоматизация технологических процессов и производств»
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Трубчевский политехнический техникум»
Разработчики:
Падин Ю.А.- преподаватель ГБОУ СПО «ТПТ»
Рекомендована Экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (ГАУДПО(ПК)С БИПКРО).
Заключение Экспертного совета № 1 от «30» августа 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
7
4 условия реализации рабочей программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
15
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
18
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация работ по монтажу, ремонту и наладке систем автоматизации, средств измерений и мехатронных систем
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация работ по монтажу, ремонту и наладке систем автоматизации, средств измерений и мехатронных систем
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Выполнять работы по монтажу систем автоматического управления с учётом специфики технологического процесса.
ПК 2.2. Проводить ремонт технических средств и систем автоматического управления.
ПК 2.3. Выполнять работы по наладке систем автоматического управления.
ПК 2.4. Организовывать работу исполнителей.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области автоматизации технологических процессов деревообработки при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
осуществления монтажа, наладки и ремонта средств измерений и автоматизации, информационных систем и устройств в мехатронике;
монтажа щитов и пультов, применяемых в отрасли, наладки микропроцессорных контроллеров и микроЭВМ;
уметь:
составлять структурные схемы, схемы автоматизации, схемы соединений и подключений;
оформлять документацию проектов автоматизации технологических процессов и компонентов мехатронных систем;
проводить монтажные работы;
производить наладку систем автоматизации и компонентов мехатронных систем;
ремонтировать системы автоматизации;
подбирать по справочной литературе необходимые средства измерений и автоматизации с обоснованием выбора;
по заданным параметрам выполнять расчёты электрических, электронных и пневматических схем измерений, контроля, регулирования, питания, сигнализации и отдельных компонентов мехатронных систем;
осуществлять предмонтажную проверку средств измерений и автоматизации, в том числе информационно-измерительных систем мехатроники;
производить наладку аппаратно-программного обеспечения систем автоматического управления и мехатронных систем;
знать:
теоретические основы и принципы построения систем автоматического управления и мехатронных систем;
интерфейсы компьютерных систем мехатроники;
типовые схемы автоматизации основных технологических процессов отрасли;
структурно-алгоритмическую организацию систем управления, их основные функциональные модули, алгоритмы управления систем автоматизации и мехатроники;
возможности использования управляющих вычислительных комплексов на базе микроЭВМ для управления технологическим оборудованием;
устройство, схемные и конструктивные особенности элементов и узлов типовых средств измерений, автоматизации и метрологического обеспечения мехатронных устройств и систем;
принципы действия, области использования, устройство типовых средств измерений и автоматизации, элементов систем мехатроники;
содержание и структуру проекта автоматизации и его составляющих частей;
принципы разработки и построения, структуру, режимы работы мехатронных систем и систем автоматизации технологических процессов;
нормативные требования по монтажу, наладке и ремонту средств измерений, автоматизации и мехатронных систем;
методы настройки аппаратно-программного обеспечения систем автоматизации и мехатронных систем управления
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего –410 часов, в том числе:
максимальная учебная нагрузка обучающегося – 302часа,
включая: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 200 часов;
самостоятельная работа обучающегося – 102 часа;
лабораторно-практические занятий- 80 часов;
производственная практика – 108 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Организация работ по монтажу, ремонту и наладке систем автоматизации, средств измерений и мехатронных систем», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 2.1.
Выполнять работы по монтажу систем автоматического управления с учётом специфики технологического процесса.
ПК 2.2.
Проводить ремонт технических средств и систем автоматического управления.
ПК 2.3.
Выполнять работы по наладке систем автоматического управления.
ПК 2.4.
Организовывать работу исполнителей.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7
Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ОК 2- 9
ПК 2.1-2.4
Раздел 1. Организация монтажа, ремонта, наладки систем автоматического управления, средств измерений и мехатронных систем.
410
200
80
-
102
-
-
108
Производственная практика (по профилю специальности), часов
-
-
Всего:
410
200
80
-
102
-
-
108
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 1. Организация монтажа, ремонта, наладки систем автоматического управления, средств измерений и мехатронных систем.
200
МДК. 02.01. Теоретические основы организации монтажа, ремонта, наладки систем автоматического управления, средств измерений и мехатронных систем.
200
Тема 1.1. Организация проектирования, монтажа и наладки средств автоматизации.
Содержание
12
1.
Введение (Цели, задачи, структура профессионального модуля. Требования к уровню знаний и умений. Краткая характеристика основных разделов модуля)..
3
Порядок проектирования. Документация проектов автоматизации и мехатронных систем.
Схемы: структурные, автоматизации, принципиальные, соединений, подключений, сое6динений внешних проводок. Чертежи щитов, электрошкафов, пультов. Спецификации. Смета затрат
2.
Виды монтажных работ.
Организация проведения монтажных работ собственными силами предприятия.
Структура и задачи специализированных монтажно-наладочных организаций.
План производства монтажных работ.
Хранение, транспортировка, приемка в монтаж и испытание средств автоматизации.
3.
Общая последовательность наладки и сдачи в эксплуатацию систем автоматики.
Проверка правильности монтажа. Проверка аппаратуры защиты. Настройка параметрических реле. Наладка систем на электромеханических элементах. Наладка программного обеспечения микропроцессорной техники.
Настройка в наладочном режиме. Настройка и испытания на холостом ходу. Испытания в рабочем режиме. Сдача в эксплуатацию.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
4
Документация проектов автоматизации.
Организация монтажных работ.
Тема 1.2. Монтаж средств измерений и автоматизации, информационных устройств и систем в мехатронике.
Содержание
62
1.
Классификация помещений (зон) по опасности поражения электрическим током, по пожарной опасности, по взрывоопасности и др. признакам.
Конструктивное исполнение электрооборудования в зависимости от климатических условий, места размещения. Конструкции защитных оболочек и степени защиты. Обеспечение взрывобезопасности.
3
2.
Классификация и конструкция электрошкафов и ящиков. Размещение и установка электроаппаратуры в электрошкафах и ящиках (электромеханической, электронной).
Монтаж электрошкафов, ящиков.
Чертежи электрошкафов, ящиков (схемы размещения). Конструктивные разновидности пультов управления.
Размещение и установка аппаратуры на пультах. Монтаж
пультов.
Монтаж приборов и аппаратуры.
3.
Классификация электропроводок. Классификация проводов и кабелей. Конструкция и основные характеристики проводов и кабелей.
Выбор проводов и кабелей для прокладки электропроводок внутри щитов, электрошкафов, ящиков, пультов.
Соединение и заземление приборов и электроаппаратуры в щитах, электрошкафах, ящиках, пультах. Конструкция электропроводок внутри щитов, электрошкафов, ящиков, пультов. Вводы внешних проводок в щиты, электрошкафы и пульты.
Схемы соединений. Изображение аппаратуры и других средств автоматизации на схемах соединений. Способы выполнения схем соединений.
4.
Монтаж электроаппаратуры на технологическом оборудовании.
Способы прокладки и конструкция внешних проводок (в кабельных каналах, защитных трубах, металлорукавах, в коробах, лотках, подвижных проводок и др.).
Провода и кабели, применяемые для прокладки внешних проводок.
Монтаж электропроводок.
Схемы подключений.
Монтаж системы управления на электромеханических элементах.
5.
Конструкция воспринимающих элементов температуры.
Установка воспринимающих элементов.
Прокладка пирометрических проводок.
Монтаж систем измерения с термометрами сопротивления. Назначение, характеристики и выбор термоэлектронных проводов. Монтаж систем измерения с термоэлектрическими термометрами.
Монтаж манометрических термометров.
Пуск в работу систем измерения температуры.
6.
Конструкция отборных устройств при измерении давления различных сред.
Схемы импульсных проводок при измерении давления чистых сред, агрессивной среды, пара и т.д.
Монтаж приборов измерения давления при местном контроле, при дистанционном контроле.
7.
Монтаж сужающих устройств.
Монтаж динамометров при местном и дистанционном контроле. Монтаж вторичных приборов при дистанционном контроле.
Схемы импульсных проводок при измерении расходов чистых неагрессивных сред, агрессивных сред, пара и т.д.
Пуск динамометров в работу.
Монтаж объемных и скоростных счетчиков.
8.
Монтаж систем контроля уровня на базе динамометров (в открытых емкостях и емкостях под давлением).
Монтаж поплавковых и буйковых уровнемеров.
Монтаж ёмкостных и электроконтактных устройств контроля уровня.
9.
Монтаж электродов рН-метров погруженного и проточного типов. Монтаж высокоомного преобразователя. Прокладка соединительных линий. Монтаж вторичных приборов.
Монтаж газоанализаторов.
Монтаж концентратомеров.
10.
Позиционные регуляторы. Позиционные регуляторы на базе электронных регулирующих приборов.
Монтаж позиционных регуляторов.
Регуляторы непрерывного действия.
Монтаж регуляторов на базе электронных регулирующих приборов. Монтаж исполнительных механизмов.
11.
Классификация, конструкция и применение щитов. Монтаж щитов.
Компоновка (размещение) средств автоматизации на лицевой панели и внутри щита. Монтаж приборов и аппаратуры.. Монтаж щитов.
Чертежи щитов и пультов.
12.
Виды трубных проводок. Прокладка трубных проводок. Материалы и изделия для трубных проводок. Заготовка труб. Крепление и соединение труб. Испытания трубных проводок.
Схемы соединений внешних проводок.
13.
Монтаж информационных устройств и систем в мехатронике.
14.
Схемы подключения приборов в сеть.
Лабораторные работы
16
1.
Монтаж системы управления на электромеханических элементах.
2.
Монтаж системы контроля температуры.
3.
Монтаж системы контроля расхода.
4.
Монтаж регулятора с электрическим исполнительным механизмом.
5.
Подключение приборов с интерфейсом «токовая петля» к ПК через адаптер AC2, через преобразователи AC2-M и AC3-M(AC4).
6.
Подключение приборов с интерфейсом RS-485 к ПК через преобразователь RS-232(RS-485 или USB) RS-485 (AC3-M, AC4).
7.
Подключение приборов к ПК через Ethernet с помощью Ethernet конверторов (Ekon 134), через GSM – сеть с помощью GSM – модемов (ПМ 01).
8.
Схема c предустановленной системой исполнения MASTER PLS или Enlogic, подключение ПЛК к ПК с предустановленной системой исполнений CoDeSys.
Практические занятия
36
1.
Классификация помещений (зон).
2.
Выбор конструктивного исполнения средств автоматизации.
3.
Выбор размеров электрошкафа.
4.
Разработка схемы размещения.
5.
Выбор проводов и кабелей. Разработка конструкции проводок внутри электрошкафа.
6.
Разработка схемы соединений графическим способом.
7.
Разработка схемы соединений адресным способом.
8.
Разработка схемы соединений табличным способом.
9.
Выбор защитных труб, металлорукавов, электротехнической арматуры.
10.
Разработка схемы подключений.
11.
Монтаж системы управления на электромеханических элементах.
12.
Выбор термоэлектродных проводов.
13.
Разработка схемы сигнализации.
14.
Разработка документации для монтажа системы контроля.
15.
Разработка документации для монтажа регулятора.
16.
Размещение средств автоматизации на щите.
17.
Разработка чертежа щита.
18.
Разработка схемы соединений внешних проводок.
Тема 1.3. Наладка средств автоматизации.
Содержание
16
1.
Наладка систем на электромеханических элементах.
3
2.
Позиционные регуляторы. Параметры настройки позиционных регуляторов. Выбор параметров настройки. Наладка позиционных регуляторов.
3.
Регуляторы непрерывного действия и параметры их настройки. Установка выбранных параметров на регуляторе. Общая характеристика регуляторов непрерывного действия. Пуск в работу и настройка на технологический процесс регуляторов непрерывного действия.
4.
Наладка информационных устройств и систем в мехатронике.
5.