Сценарий урока по русскому языку 3 класс Тема урока: Части речи в русском языке.
Сценарий урока по русскому языку
3 класс
Тема урока: Части речи в русском языке.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма урока: урок - исследование.
Учитель: Залюбовская Ирина Сергеевна
Имя урока: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому» М.В.Ломоносов
Оборудование: интерактивная доска SMARTBoard, проектор, слайды для работы на интерактивной доске, маркеры, таблички с вопросами, названиями частей речи, карточки с предложениями для групповой работы, учебники русского языка (3 класс, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В Пронина)
Цели и промежуточные задачи:
Обучающие (связанные с формированием представлений об окружающем мире)
Повторить и актуализировать знание о составе слова
Сформировать представление о частях речи
Развивающие (связанные с овладением способами деятельности и мышления)
Развивать способности к осознанию противоречия и формированию проблемы
Учиться контролировать осуществленные действия и оценивать полученные результаты с точки зрения соответствия поставленным задачам
Формировать механизм регуляции деятельности через постановку и решение задачи: «Что такое часть речи? Какие бывают части речи?»
Воспитывающие (связанные с проявлением эмоционально–оценочного отношения к миру и самому себе)
Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь
Формировать навыки учебного общения и сотрудничества
Этапы урока:
Оргмомент. Минутка чистописания.
Актуализация (повторение) знаний.
Постановка проблемы и формулирование темы урока.
Поиск решения проблемы.
Физминутка.
Первичное закрепление. Наблюдение за частями речи.
Работа с понятием «части речи», их определением, со схемой.
Применение полученных знаний (групповая работа)
Итог урока. Рефлексия.
Дифференцированное домашнее задание.
Ход урока:
Слайд 1
Орг момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Слайд 2 (слайд открывается постепенно)
Запись в тетрадях «Дата Классная работа».
Минутка чистописания.
- Пропустите строчку для записи темы урока. На строке ниже пропишите соединения сс нн мм пп бб рр
- Если в слове встретились такие соединения, о какой орфограмме мы говорим? (Удвоенные согласные)
- Назовите и запишите словарные слова с удвоенными согласными (10 слов, например: тонна, рассказ, суббота, русский, терраса, телеграмма, аппетит, грамм, группа, кроссворд и т.д.). (Диктуют, записывают в тетради. 2 ученика работают на разных досках)
- Проверим ребят у доски. Оцените. Оцените себя в тетради (Используют оценочную шкалу на полях в тетради).
Актуализация (повторение) знаний.
- В каких частях слова встретилась орфограмма «удвоенная согласная»? (В корне)
- Что такое корень? (общая часть родственных слов)
(на доске появляется схематичное изображение корня)
Слайд 3
- Где еще встречается орфограмма «удвоенная согласная»? (На стыке приставки и корня)
- Что такое приставка? (часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
(ученик помещает схематичное изображение приставки перед корнем)
- Какие еще части слова вы можете назвать? (Суффикс и окончание) (ученик помещает схематичное изображение суффикса и окончания в схеме)
- Какую работу в слове выполняют эти части слова? (Образование родственных слов, изменение и согласование слов)
Постановка проблемы. Сообщение темы урока
- Посмотрите вокруг. Что из окружающих нас предметов тоже имеет свои части? (Называют, например: стол, часы, стул, ручка и их части)
Слайд 4
- Что вы заметили? (У предметов нет каких-то частей)
- Могут ли эти предметы нам служить правильно без этих частей? (Нет, каждая часть выполняет определенную работу)
- Всё в окружающем нас мире имеет свои части. Мы с вами общаемся с помощью языка, речи, и в ней тоже есть части. Например, в письменной речи, тексте есть части? (Да, абзацы).
- Ребята, назовите другие части нашей речи (Звуки, слоги, слова, прилагательное, падеж, предложения и др.).
Учитель фиксирует все предложенные версии детей на доске.
- Посмотрите, сколько я записала вариантов ваших ответов, а части речи не названы/ названы не все.
Учитель ориентируется на ответы детей.
- Что мы не знаем? (Что такое часть речи? Какие части речи есть в языке?)
- На какие вопросы будем искать ответы? Какая тема нашего урока?
Вернуться к слайду 1.
- Запишите в тетрадь тему урока Части речи.
Поиск решения.
- Как будем искать ответы? Что предлагаете делать? (Понаблюдать за речью, поработать со словами, предложениями, проверить наши предположения)
Слайд 5 (открывается сверху вниз поэтапно)
а) Растут вкусные ....
- Предлагаю вам незаконченное предложение. Назовите пропущенное слово. Отступите строчку и ниже запишите его (записывают на доске и в тетради).
- У вас есть другие варианты? (Запись 4-5 слов в столбик)
- Почему мы смогли вставить не одно слово, а разные слова? Что общего у этой группы слов? (обозначают предмет и отвечают на вопрос что?) (Учитель прикрепляет под столбиком слов карточки «предмет», «что?». Дети подписывают в тетрадях)
- Ребята, я вас поздравляю, вы «открыли» часть речи! Может быть, вы знаете, как она называется? (Учитель сообщает, что это имя существительное и прикрепляет карточку с названием части речи над столбиком слов. Дети записывают в тетрадях)
- Почему такое название? (называет существующие предметы или явления)
б) Идет ... дождь.
- Какое слово можно вставить на месте пропуска во 2 предложении? (Называют, записывают варианты во второй столбик на доске и в тетрадях)
- А что общего у этой группы слов? (обозначают признак предмета или явления и отвечают на вопрос какой?) (Учитель прикрепляет под столбиком слов карточки «признак предмета», «какой?» Дети подписывают в тетрадях.)
- Кто знает, как называется эта часть речи? (Учитель сообщает, что это имя прилагательное, прикрепляет карточку над столбиком слов. Дети записывают)
- Почему такое название? («Прилагается» к предмету или явлению)
в) ... веселые дети.
- Назовите слово, которое мы можем вставить в 3 предложение?
(Называют, записывают варианты на доске и в тетради в третий столбик).
- Что объединяет эту группу слов? (эти слова обозначают действие предмета, процесс и отвечают на вопрос что делали?)
(Учитель прикрепляет под столбиком слов карточки «действие», «что делали?» Дети подписывают в тетрадях.)
- Молодцы. Что вы открыли? (Еще одну часть речи)
- Кто знает, как называется эта часть речи? (Учитель сообщает, что это глагол, прикрепляет карточку над столбиком слов. Дети записывают)
Физминутка
- Ребята, предлагаю немного отдохнуть.
Слайд 6
- Ребята, давайте еще раз посмотрим на эти группы слов - части речи. Теперь у вас есть всё, чтобы ответить на вопрос «Что такое часть речи?»
Слайд 7
Дети делают вывод и отвечают, что часть речи - это группа слов, которая обозначает одно и то же (например, предмет), отвечает на один и тот же вопрос.
- Какие предложенные вами версии в начале урока оказались верными? (Ученики называют, учитель стирает неверные ответы на доске, оставляя названия частей речи)
6. Первичное закрепление. Наблюдение за частями речи.
- Ребята, как вы считаете, мы сможем определить части речи в тексте? Давайте попробуем.
- Запишите предложение (Ученики работают в тетрадях, один - на SMARTBoard). Слайд 8
Поздней осенью сменила белка рыжее платье на серую шубку.
- Найдите в этом предложении существительное, прилагательное, глагол.
(Другой ученик у доски определяет части речи и сокращенно надписывает над словами, проговаривая способ определения частей речи – «что обозначает и на какой вопрос отвечает»)
- Запишите следующее предложение.
В вершине густой ели устроила хлопотунья теплое гнездо.
- А теперь сделайте такую же работу, но поработайте в парах на местах.
Выполняют. Устная проверка. Самооценка выполнения задания на шкале.
- Что вы заметили? В предложениях остались неподписанные слова (на, в). Что это за слова? (Предлоги) Как вы думаете, предлоги - это части речи? (Да Нет..)
- Нужны ли они в речи? Они выполняют работу? (Да)
- Какую? (Связывают слова в предложении)
- Если мы уберем их из предложения, что мы получим? (Непонятные предложения). Какой вывод мы сделаем? (Эти слова тоже являются частями речи)
- Чем отличается эта часть речи от существительных, прилагательных, глаголов? (Ничего не обозначают, не отвечают ни на какой вопрос) Могут ли они самостоятельно работать? (Нет) Для чего они нужны? (Служат, помогают другим частям речи)
- Как мы их назовем? (Помощники, служебные) А существительное, прилагательное, глагол? (Самостоятельные, т.к. они могут работать самостоятельно)
7. Работа с понятием «части речи», их определением и схемой по учебнику.
- Давайте проверим себя по учебнику. Открываем его на стр.5.
- Что такое часть речи? (Ученики читают определение) Правильно мы с вами ответили на этот вопрос? (Да)
- Что видите на схеме? (Большую группу частей речи, которая называется самостоятельные, а предлоги и союзы – это служебные части речи) Обо всех ли частях речи мы сегодня говорили на уроке? (Нет)
- Какая часть речи вынесена в отдельную группу? (междометия)
8. Применение полученных знаний.Групповая работа (карточки А4)
- Определите, какой частью речи является выделенное слово. Надпишите.
Мы будем печь хлеб. Печь топится.
2. Рой пчел кружится над цветущей липой. Рой яму глубже.
3. Кошка пила молоко. Пила хорошо заточена.
4. На полке лежал кусок мыла. Мама мыла дочку.
(Проверка и защита у доски, работает представитель от группы)
- Что интересного вы заметили? (Одно и то же слово может являться разными частями речи, в зависимости от контекста)
9. Итог урока. Рефлексия
- Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока
- Что такое часть речи? Какие части речи есть в языке? Как можно определить часть речи?
- Оцените себя. Как вы сможете ответить на эти вопросы самостоятельно?
Слайд 9
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующих уроках? (Учиться определять эти и другие части речи, изучать их более подробно)
10. Дифференцированное домашнее задание.
- Учебник стр.5 - учить определение.
По выбору: стр. 6, упр. 210 или составить и записать самостоятельно 5 предложений со словарными словами и надписать части речи.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615