Урок Статья в газету: композиция, языковые средства


Тема: Статья в газету: композиция, языковые средства
Цель:Подготовить учащихся к самостоятельному написанию статьи на актуальную тему.
Задачи:
Формировать умение находить в тексте статьи зачин, центральную часть, концовку, определять особенности их строения.
Формировать умение определять ведущий тип речи и сопутствующие типовые фрагменты.
Формировать умение определять в текстах статьи языковые средства, воздействующие на читателя.
Формировать умение составлять фрагменты статьи на заданную тему.
Развёрнутый план урокаВступительное слово учителя. Постановка цели урока.
П: «Журналист – прежде всего современник. Он обязан им быть. Он живёт в сфере вопросов, которые могут быть разрешены в современности (или, во всяком случае, в близкое время)». Это высказывание принадлежит М.М. Бахтину, известному русскому философу и литературоведу.
Подтвердите справедливость слов М.М. Бахтина своими примерами, используя выбранные дома из последних номеров газет статьи.
П: Сегодня на уроке мы познакомимся с композицией статьи, будем учиться находить языковые средства, воздействующие на читателя.
Проверка домашнего задания (цель – повторить теоретические сведения о статье).
П: Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, откройте таблицу «Жанры публицистического стиля» в опорных конспектах. проверим, как вы выполнили домашнее задание. Ответьте на вопросы, пользуясь таблицей.
У учащихся должна быть в тетрадях следующая таблица.
Вопросы Статья
Цель Привлечь внимание людей к важному вопросу, имеющему общественную значимость, убедить их в справедливости или ошибочности высказанной мысли.
Автор Обязательное проявляется личная позиция автора.
Адресат Массовый адресат
Условия общения Официальная обстановка
Тип речи Рассуждение- доказательство (Почему так, а не иначе? Что из этого следует?)
Рассуждение- объяснение (Что это такое?)
(Могут быть использованы элементы повествования и описания.)
Требования к передаче информации Статья должна быть убедительной, доказательной; в статье поднимается проблема; раскрытие проблемы происходит с помощью доводов.
П: С какой целью создаётся статья?
П: Проявляется ли в статье авторская позиция?
П: Кому адресован текст?
П: В какой обстановке может быть использован текст статьи?
П: Каким типом речи необходимо воспользоваться при создании текста статьи? Какие вопросы можно задать к текстам данных типов речи?
П: Какой должна быть статья, чтобы вызвать определённое отношение к поднятой проблеме? С помощью чего происходит раскрытие проблемы?
П: Укажите отличительные признаки статьи от заметки и репортажа.
У: Статья объясняет читателям общественную значимость для них актуальных процессов, формирует определённое общественное мнение. В проблемной статье обязательно проявляется авторская позиция, для доказательства проблемы используются логические доводы, ведущий тип речи в статье – рассуждение.
Объяснение нового материала (цель – показать особенности композиции статьи).
Эвристическая беседа.
П: Прочитаем статью известного учёного-физика Н. Семёнова. Какой общественно важный вопрос поднимается автором?
Текст
Наука будущего. Кому предстоит нести её знамя? Кто они, специалисты, доктора и академики XXI века? Нужно ли вам, сегодняшним школьникам, готовить себя к тому, чтобы осуществить планы будущих исследований, проверить наметки будущих открытий?
Да, нужно!
Но что вы должны знать, чтобы быть готовыми нести знамя науки? Что должны усвоить, чтобы уверенно отправиться в путешествие в неведомое?
Во-первых, дорогие школьники, отправляйтесь в путь смолоду! Смолоду начинайте исследовать самостоятельно. Ищите свою тему с юных лет. Только в молодости дерзкие идеи кажутся реальными. Да и времени впереди уйма.
Во-вторых, воспитывайте в себе волю и настойчивость, прилежание и упорство. Открыватель должен быть очень чутким, очень зорким, очень внимательным в наблюдении. Один и тот же опыт приходится повторять много раз. И с большей тщательностью.
И, конечно, нужны знания. Без знаний мысли бесполезны. Чтобы описать явление, нужны и физика, и химия, и математика, и биология, и ещё техника, и социальные науки, и гуманитарные.
И, наконец, помните: служение науке – труд. Увлекательный труд во имя знаний. Нелёгкий труд! Кто не любит трудиться, тому в науку идти не надо!
Итак, воля и упорство, знание и труд помогут вам, молодые путешественники в неведомое, преумножить славу русской науки.
П: Обратим внимание на композицию статьи. Композиция статьи не отличается от композиции репортажа: в ней есть зачин, центральная часть, концовка.
П: Найдите зачин. Определите проблему, поставленную автором в зачине.
У: Проблема подготовки специалистов для осуществления будущих открытий, исследований.
П: Как автор начинает статью, чтобы вызвать интерес к поставленной проблеме?
У: Зачин представляет собой цепь вопросительных предложений и ответ на них – Да, нужно!
П: Прочитайте центральную часть статьи. Найдите логические доводы, которые автор использует для раскрытия проблемы. Запишите их.
П: Какие слова служат для связи аргументов в статье?
У: Вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец.
П: Каково значение данных вводных слов?
У: Служат для оформления мыслей.
П: К какому выводу приводит автор в заключении (концовке)?
У: Чтобы преумножить славу русской науки надо воспитывать в себе волю, упорство, стремиться к овладению знаниями и любить трудиться.
П: Какое слово служит средством связи концовки с центральной частью?
У: Вводное слово: итак.
П: Какие типы речи использованы в данной статье? Найдите их.
У: Рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение.
В ходе анализа статьи, в тетрадях у учащихся должна появиться следующая запись.
Композиция статьи
1.Зачин–Постановка проблемы–Кто готов нести
знамя науки
будущего?
2.Центральная–Аргументы–1. Начинать исследования
часть(раскрытие надо смолоду.
проблемы с2. Воспитание в себе воли помощью и настойчивости,
доводов)прилежания и упорства.
3. Необходимы знания.
4. Кто не любит трудиться, тому и в науку идти не надо.
3.Концовка–Вывод–Помогут вам воля и
упорство, знания и труд.
Лингвистический анализ текста статьи (цель – определить языковые средства, воздействующие на читателя).
П: А сейчас найдите в тексте статьи языковые средства, воздействующие на читателя, заполнив таблицу.
Лексические средства Примеры
Использование художественных средств:
Метафоры –
Эпитеты – Нести знамя науки, преумножить славу русской науки.
Дерзкие идеи, увлекательный труд.
Морфологические средства Примеры
Глаголы в повелительном наклонении Воспитывайте, помните, отправляйтесь, ищите.
Синтаксические средства Примеры
Именительный представления
Прямое обращение
Парное употребление однородных членов; повторение союза и перед однородными членами
Повторы
Побудительные, вопросительные, восклицательные предложения
Вводные слова
Вопросно-ответное построение высказывания
Расчленённые предложения
Обобщённо-личные предложения Наука будущего
Сегодняшние школьники, дорогие школьники
Воля и упорство, знания и труд;
Нужны и физика, и химия, и математика…
Что должны, смолоду, очень
Да, нужно! Ищите свою тему с юных лет. Кому предстоит нести её знамя?
Конечно, итак, наконец
Нужно ли вам, сегодняшним школьникам, готовить себя к тому, чтобы осуществить планы будущих открытий?
Да, нужно!
Один и тот же опыт приходится повторять много раз. И с большой тщательностью.
Ищите свою тему с юных лет.
П: Проявляется ли в тексте личная позиция автора? Как?
У: Личная позиция автора проявляется через вопросительные, восклицательные, побудительные предложения; безличные предложения со словами нужно, нужны; обращения; повторы; художественные средства: метафоры, эпитеты.
П: Таким образом, подбор языковых средств в тексте полностью подчинён задаче – убедить сегодняшних школьников смолоду готовить себя к будущим открытиям, воспитывать в себе необходимые черты характера.
Этап закрепительных упражнений (цель – применить полученные теоретические сведения при выполнении упражнений).
Упражнение № 1. Анализ текста-образца (цель – формировать умение определять части композиции статьи, ведущий тип речи).
П: Прочитайте текст. Какая проблема поднимается в статье?
Текст
Здесь, близ старинного городка Обояни, медовый яблочный аромат не просто витает в воздухе – он царственно господствует над всеми запахами позднего лета. Благоухание яблок плывёт над садами, которым, кажется нет ни конца ни края, свежим прибоем окатывает улицы и автотрассу, перерезавшую городок пополам. Даже удушливая бензиновая гарь бесконечного потока машин не в силах одолеть это нежное дыхание плодоносящих садов…
Можете вы себе представить яблоневый сад размером в три тысячи гектаров? У меня, например, на это не хватило бы воображения. Такой сад надо увидеть воочию, чтобы испытать светлое, радостное потрясение перед его величием и мощью. Сад-гигант разбежался ровными шеренгами фруктовым посадом и лохматыми гривами лесополос во всю ширь всхолмленной равнины. Той самой равнины, где 55 лет назад гремела, жгла огнём, сотрясала землю и небо невиданная в истории танковая битва. Давно затянуло рваные раны земли, распаханы воронки от взрывов бомб и снарядов. На местах жестокого сражения встали строгие обелиски – дань памяти тем, кто сложил здесь голову, защищая Отечество. Но, может быть, нет лучшего памятника погибшим, чем этот необозримый яблоневый сад, отягощённый плодами. В его свежем, чистом благоухании навсегда и бесследно растворился смрад горящего железа и смерти.
Весной над садами, облитыми бело-розовой пеной, в лесополосах и укромных рощицах, любовно сохранённых на неудобьях, гремят ликующие хоры знаменитых курских соловьёв. Есть ли реквием по усопшим солдатам более волнующий и прекрасный, чем гимн торжествующей жизни?
Спасибо человеку, которому первому пришла в голову мысль насадить сады на этой горькой равнине! Спасибо людям, воплотившим этот великолепный замысел в жизнь…
П: Прочитайте зачин. Как сформулирован тезис?
У: Тезис представлен в форме вопроса и ответа на него.
П: Определите границы центральной части. Какие языковые средства, используемые автором, помогают ярко, образно представить нам яблоневый сад?
У: Метафоры: лохматые гривы лесополос, сад-гигант разбежался ровными шеренгами, гремят хоры курских соловьёв, затянуло рваные раны земли, аромат царственно господствует; эпитеты: необозримый сад, свежее чистое благоухание.
П: Прочитайте вывод. Найдите анафору. Какова её роль?
У: Анафора (Спасибо) выражает отношение автора к поднятой проблеме, усиливает экспрессивность высказывания.
П: Подумайте, какие типы речи сочетаются в статье?
У: Описание места, повествование, рассуждение.
П: Какой тип речи использует автор в зачине, какой тип речи – в центральной части, в концовке?
П: С какой целью автор использует в статье разные типы речи?
(У: Автор стремится ярко, образно передать описание сада, подчёркивая тем самым, что лучше памятника погибшим быть не может.)
Упражнение № 2. Конструирование центральной части по данному началу и заключению [работа в группах] (цель – формировать умение конструировать фрагмент текста статьи).
П: Прочитайте фрагменты статьи. Определите, какой из данных текстов – зачин, а какой – концовка. Аргументируйте свой ответ.
Текст № 1
Право на личное счастье – светлое право каждого человека. Но надо чаще спрашивать себя: что я, лично я, сделал для того, чтобы люди были счастливы, чтобы недостатков в жизни стало меньше? Что я сделал для своих товарищей, для всего общества? Стало ли кому-то легче от того, что я на свете есть?
Текст № 2
Все мы хотим, чтобы жизнь наша была лучше, справедливее. Но некоторые рассуждают так: «Пусть это сделает кто-то, а я приду на готовое».
П: Какая проблема поднимается автором статьи?
У: Проблема счастья.
П: Согласны ли вы с мнением автора статьи? Какие аргументы, подтверждающие ваше мнение, вы можете привести?
П: Назовите языковые средства, которые помогают эмоционально воздействовать на читателя.
У: Текст № 1: повтор (что я сделал); вопросительные предложения.
Текст № 2: союз но (противит. значение); прямая речь.
П: Ваша задача сейчас – оформить свои размышления в центральной части статьи.
П: Какие союзы и вводные слова вы используете для связи аргументов с тезисом?
У: Союзы так как, потому что, хотя, тем не менее;
вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец.
П: Какими языковыми средствами, воздействующими на читателя, вы воспользуетесь?
(см. таблицу в объяснении нового материала.)
Упражнение № 3. Самостоятельное составление зачина и концовки статьи (цель – формировать умение конструировать фрагмент статьи на заданную тему).
П: Нужно ли в наши дни читать книги? Над вопросом стоит задуматься, может быть, действительно, в дни радио и телевидения незачем травить время на чтение книг? А ваше мнение?
П: Составим материалы к рассуждению на тему: «Нужно ли в наши дни читать книги?»
П: Каким типом речи воспользуемся при создании текста статьи?
У: Рассуждением-доказательством.
П: Какую мысль необходимо заявить в зачине?
У: Книги читать необходимо.
П: Сформулируйте тезис сначала в одном предложении, простом по составу, повествовательном по интонации. А затем сформулируйте тезис в виде вопроса и ответа на него.
У: 1. Чтение книг – это не просто приятное занятие, но и необходимое занятие.
2. Нужно ли в наше время читать книги? Да, несомненно.
П: Какие доводы, какие доказательства, подтверждающие тезис, вы можете привести?
У: Книги расширяют кругозор.
Книга даёт возможность восхищаться языком.
Книга заставляет думать, развивает мысль.
П: Какие примеры, подтверждающие тезис, можно привести?
У: Высказывания о книгах писателей, влияние книг на поступки людей.
П: Как бы вы сформулировали вывод?
У: Наша жизнь обеднела бы без книг.
В тетрадях должна появиться запись.
Нужно ли в наши дни читать книги?
Зачин (тезис)–(Учащиеся пишут свой вариант)
Центральная часть–1. Книга расширяет кругозор.
(аргументы)2. Книга даёт возможность восхищаться языком.
3. Книга заставляет думать, развивает мысль.
(примеры)1. Высказывания писателей о книгах.
2. Влияние книг на поступки людей.
Концовка (вывод)(Учащиеся пишут свой вариант)
Подведение итогов урока (цель – проверить усвоение учащимися теоретического материала о статье).
П: Проверьте себя, как вы усвоили особенности жанра статьи.
Допишите предложения.
Статья начинается с …, заканчивается …
Для связи аргументов с тезисом в статье используются …
Вывод обычно присоединяется словами …
По типу речи проблемная статья ..
Основная мысль формулируется в …
Домашнее задание.
П: Какие проблемы волнуют вас?
П: О чём бы вы хотели написать статью?
П: Напишите статью на самостоятельно избранную тему.