Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме: Лексические средства выразительности

Технологическая карта урока.
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Сопровождение

Организационный момент.
Проверка д.з.
Какие стихи о речевой ситуации вы нашли дома?
Один ученик читает стихотворение.
Технологические карты учащихся.

Создание мотивации.
Чтение стихотворения А.Л. Барто «Страшное кино»
Слушание
Слайд с текстом стихотворения.

Первоначальное осмысление темы.
Вопрос: «Почему девочка не поняла мальчика?»
Вопрос: «Что не так с его речью?»



Слово учителя: «На Руси великое значение придавалось слову, языку, речи. Наши предки говорили:
Язык с Богом беседует.
Язык мал, великим человеком ворочает.
Язык - стяг, дружину водит.
Человеку дано слово, скоту- немота».
Побуждение: выберите себе одну поговорку, которая вам больше понравилась, и впишите её в первую строку карточки.
Слово учителя:
«Русскому языку выпала горькая доля, немногие владеют исконно- русской речью. Мы, современные люди, стали воспринимать предметы целиком, не выделяя в них детали. Например, как мы называем стебли растений, листья растений?
А наши предки называли свекольную и моркувную ботву- гичь, гичка, картофельную ботву- отина, плети тыквы- огудина».
Такая же красота языка сокрыта и в названиях дождей: мжичка (почти туман);
Побуждение: догадайтесь по названию дождей о их характере
Косохлест
Листобой
Сеногной


Слово учителя: «В защиту исконно русского языка выступал наш выдающийся писатель: И.С. Тургенев.









Побуждение: запишите просьбу писателя в карточку.
Ответ: «Мальчик не смог объяснить понятно, что произошло в кино».
Ответ: «Она невыразительная, мальчик не старался сделать её красивой».





Уч-ся записывают поговорку.



Ответ: ботва.











Косой дождь
С силой бьет по листьям
Гноит сено

Уч-ся читают:
Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите чистоту языка как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Уч-ся пишут.








Слайды с поговорками.





















Слайды с названием дождей.


Слайды с цитатами о языке.



Карточка.

Формулирование темы урока.
Вопрос: «Как называется умение владеть своим языком?»
Вопрос: «К чему мы обратимся за помощью»?
Побуждение : «Прочитайте материал учебника, стр. 155, со слов: «Чтобы повествование было»
Повторяет вопрос.
Побуждение: «Сформулируйте тему урока и запишите её название в карточку».
???


Ответ: «К учебнику».

Чтение упр. 397 в учебнике.


Ответ: «Искусство слова»,
«Красноречие»,
«Языковые средства выразительности».
Учащиеся пишут: «Искусство слова»
Учебник










Постановка учебной задачи.














УУД
Вопрос: «Где в обычной жизни вам это пригодится»?», «Нужно ли нам учиться этому искусству?».



«Кто нам может ответить на этот вопрос?»

Побуждение: чит. уч. стр. 154





Вопрос: «Кто владеет искусством слова?»
Побуждение: «Как мы можем у них научиться этому?»
Ответы: «При сдаче экзаменов», «Чтобы вызвать эмоции у слушателя, т.е. затронуть его душу»

Ответ: «Учебник»

Читают уч. стр. 154 «Выразительные средства языка применяются тогда, когда стоит задача»

Ответ: «Писатели, поэты».

Чтение книг, пересказывание, тренировка памяти, написание мини- сочинений.
Учебник
















Слайд

Учебные действия
Вопрос: «Сегодня на нашем уроке незримо присутствует писатель. А кто он, вы догадаетесь сами, посмотрев на иллюстрацию. Кто изображен на картине?
Задача нашего урока: написать мини - сочинение на тему «Ему и смерть не страшна» (4-5 предложений).

Каким способом нам удобнее написать сочинение? (поодиночке или группами?).
Чтобы наше сочинение получилось красивым и выразительным, нам нужно использовать образы, художественные средства выразительности.

Вопрос: «Какие средства выразительности вы уже знаете?»

Игра «Слово- значение- образ»
Метафора – скрытое сравнение- «блестит речное зеркало, оглашенное звонким ячаньем лебедей»
Сравнение - сопоставление двух явлений или предметов с целью раскрытия их образа- «Остап выносил терзание и пытки, как исполин»
Эпитет - устойчивое прилагательное, использующееся для более точной характеристики- «их платья из дорого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутами»
Олицетворение - перенос качеств человека на предмет или явление- «солнце облило степь своим светом»
Задание: прочитайте текст и выпишите из него слова- образы, заполнив таблицу в карточке.
Побуждение: «Вы разделились на три группы и теперь, как бы сказал Тарас Бульба, вы должны проявить по отношению друг к другу лучшие товарищеские качества: взаимовыручка, взаимоуважение.



















Побуждение: «Работа над сочинением требует от нас большого словарного запаса. Для облегчения вашей работы я выписала из повести «Тарас Бульба» средства выразительности. Вы можете их добавить в свою таблицу, внимание, образы записаны не по порядку, а вперемежку.
как молодой борзый пес, сабельный блеск, железная рубашка, как плавающий в небе ястреб, выпить тяжелую чашу, гибельная пика, как лев, снопами валились, смертельное железо, как молодой барашек, жилистая рука.

Побуждение: Для облегчения работы я приготовила обычный текст на тему: «И смерть ему не страшна». Перепишите его к себе в карточку.









Вопрос: «В чем заключается ваша задача?»

Ответ: Ответ: «Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба»







Ответ: группами.








Уч-ся читают карточки и соединяются в группы в зависимости от ответов. Всего 3 группы (одно понятие лишнее)
Ответ: «Сравнение, олицетворение, эпитет, метафора».











Уч-ся читают текст, заполняют таблицу.
«Рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову, а сам глядит все вперед на Остапа, и видит, что уже вновь схватилось с Остапом мало не восьмеро разом. «Остап!... Остап, не поддавайся!» Но, как тяжёлым камнем, хватило его самого в ту же минуту. Все закружилось и перевернулось в глазах его. На миг смешанно сверкнули перед ним головы, копья, дым, блески огня, сучья с древесными листьями И грохнулся он, как подрубленный дуб, на землю. И туман покрыл его очи».














Дети читают текст и переписывают в карточку.
Навстречу Остапу бежали гусары. Они обступили его. Козак стал отбиваться от них. Удары сыпались со всех сторон. Он схватил рукой веревку и накинул ее на шею одному из врагов. Неприятель был повержен.
Ответ: «С помощью средств выразительности украсить текст»
Слайд с изображением схватки Тараса Бульбы с ляхами













Слайд
Карточки- задания разных цветов.














Слайд с текстом.


























Слайд со словами- образами.











Текст напечатан на листочке.




Самоконтроль
Побуждение: «Проверьте правильность заполнения таблицы». Один человек из каждой группы читает «свои «образы.
Какой столбик у вас остался незаполненным? Что нужно сделать?
Какой текст можно использовать для этого?
Уч-ся читают слова- образы, свои сочинения.

Ответ: «Дома дописать таблицу»
Учебник по русскому языку, учебник по литературе.


Самооценка
Вопрос: «Получилось у нас создать текст, используя красивые образы?»



Рефлексия
Побуждение: «Закрасьте флажок на карточке цветом, характеризующим ваше отношение к уроку:
Красный- «Урок понравился, я сделала новое открытие»
Синий-« Урок понравился, но ничего нового я не узнал»
Желтый цвет- «Было много непонятного»
Фиолетовый- «Мне безразлично»
Черный цвет- «Урок не понравился»


Слайды с рефлексирующими цветами.












15