Подготовка к ЕГЭ: художественные средства языка
Средства художественной выразительностиГотовимся к ЕГЭ
Стилистические фигуры речи: анафора эпифора параллелизм синтаксический антитеза аллитерация инверсия градация парцелляциясравнение
Анафора – повторение начала строки, строфыНе напрасно дули ветры,Не напрасно шла гроза…Мало вам неприятностей… Мало вам пересудов…
Синтаксический параллелизм (рядом идущий) – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или повторение синтаксической модели.Уланы с пестрыми значками,Драгуны с конскими хвостами…
Антитеза – это противопоставление, противоречиеМал золотник, да дорог.Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Инверсия (inversio = перестановка, переворачивание) – это необычный (обратный) порядок слов Вышел месяц ночью темной. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь. Бурь порыв мятежный…
Градация – это постепенное усиление. Каждая последующая фраза заключает в себе усиливающееся смысловое значение. Я победил его, разгромил, уничтожил. Не жалею, не зову, не плачу.
Парцелляция – это членение предложение предложения на части (рубленая фраза) С девушкой я поссорился. И вот из-за чего. У Елены беда стряслась. Большая. Флеров все умеет. И дядя Гриша. И доктор Скворцов.
Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака.Сравнение выражается: Творительным падежом:Снежная пыль вилась столбом. Сравнительным оборотом: Внизу, как зеркало стальное, синеет озеро.
Тропы речи (слова в переносном значении): метафора аллегория метонимия перифраза олицетворение литота гипербола
Другие средства художественной выразительности антонимы (высокий – низкий, глупец –мудрец) синонимы (атака – штурм, прошлое – минувшее) контекстуальные синонимы (пустынный, неприветливый дом; веселый, добродушный смех)Паронимы ( близкие по лексическому значению пары слов: болотный – болотистый, военный - воинский )
Другие средства художественной выразительности историзмы (устаревшие слова, обозначающие несуществующие понятия: салоп, кабриолет) архаизмы (вытесненные из словаря: яхонты, всуе) неологизмы (новые слова: модем, аккаунт) авторские неологизмы (планов…громадьё) диалектизмы (говорить – гутарить – баить) фразеологизмы (во всю прыть, зуб на зуб не попадает, возносить до небес)
Метафора – это употребление слова в переносном значенииДворянское гнездо (гнездо= жилище)Крыло самолета (в сравнении с крылом птицы)Заря жизни (заря = начало)
Олицетворение – это троп, состоящий в том, что неодушевленному понятию приписываются присущие живому существу качества или действия. О чем ты мечтаешь, о ветер ночной? Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами… За окном завывала метель…
Гипербола – это непомерное преувеличение размеров, силы, значения В сто сорок солнц закат пылал.Литота – это образное выражение, в котором содержится преуменьшение величины, силы, значения (мужичок с ноготок, мальчик с пальчик, ниже тоненькой былиночки стану голову клонить)
Оксюморон – (с греч. «остоумно – глупое»), стилистическая фигура, состоящая в соединении двух противоречащих понятий:Горячий снег, живой труп, звонкая тишина, сладкая боль
Синонимы – это различные по написанию и звучанию, но близкие по значению слова ( атака – штурм, прошлое – минувшее, интересный – увлекательный)Антонимы – это противоположные по лексическому значению слова (горячий – холодный, добрый – злой, черный белый, вверх – вниз, взять - отдать)
Паронимы – слова, имеющие в морфологическом составе и в звучании, но различные по значению. Существует точка зрения, что паронимами можно считать только однокоренные слова, типаадресат – адресант одеть – надеть представить – предоставить остатки – останкиболотный – болотистыйдлинный - длительный
Неологизмы – новые слова, появляющиеся в языке в связи с развитием общества (компьютеризация, мониторинг, модем, сайт, хакер)Диалектизмы – слова, употребляемые жителями той или иной местности (баить, гутарить – говорить, качка – утка, гашник – пояс)Историзмы – устаревшие слова, обозначающие не существующие сейчас предметы (салоп – одежда, мушкет, бердыш – оружие, кабриолет – вид транспорта)Архаизмы – слова, вытесненные из словаря, замененные другими словами с тем же значением (вепрь – кабан, яхонт – рубин, всуе – напрасно, вкупе – вместе)
Риторические обращения – когда высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу.Многоуважаемый шкаф! Позволь мне…Мечты, мечты! Где ваша сладость?Риторические вопросы – предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа.На кого не действует новизна?
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий Зуб на зуб не попадаетВтоптать в грязь, вознести до небесКраеугольный каменьБежать сломя голову , во весь духНе с той ноги встатьПотерять головуГлаза разбегаются, глаза на лоб лезутГоворить с глазу на глазсорвалось с языка, вертится на языкеЗнает как облупленногоКак ни в чем не бывало
Практикум
Ночь мы провели в разбитом польском городишке. Гнетущее впечатление успокаивалось тем, что неподалёку в пустой избе спали наши расчёты. Над городом мрачно стоял купол пожара. Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. И только пожары укрыть не смогла. Неожиданно из дома напротив раздались звуки органа. Сидя на лафете пушки, я слушал одинокий среди войны орган. Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома… она звучала древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывало взрывами и не сжигало адовым огнём. Музыка гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолётов, треск и шорох горящих деревьев. Музыка властвовала над оцепенелыми развалинами, та самая музыка, которую, словно вздох родной земли, хранил в сердце человек, который никогда не видел своей родины, но всю жизнь тосковал о ней.
Что такое романтика? Где она обитает? Может, на Крайнем Севере, в Антарктиде, или на Дальнем Востоке? И обычно никто с этим не спорит – где, как не там, и маячить алым парусам трудной, но желанной романтики! Думаю, что человек, который ищет романтику по географическому признаку, не найдёт её нигде. Даже в Антарктиде. Ведь и там люди просто работают, выполняя ежедневные, часто однообразные обязанности.Ладно, допустим, нет романтических мест и краёв. Но профессии-то романтические есть? Мы знаем, как мужественно ведут себя врачи, когда возникают неожиданные обстоятельства… Врач, по моему убеждению, тот же романтик. И если эта романтика тебе не по нутру, не иди в медицинский институт, врач из тебя все равно не получится. А труд физика? Непрерывный поиск, каскад ошибок и открытий, напряженная работа ума… Проблемы, от которых захватывает дух. Хотя бы борьба с грозой. Это ли не подлинное романтическое дело? … Алый парус – это любовь к людям, которая горит в твоём сердце. Хочешь жить под алым парусом – учись любить людей. И тогда любая работа будет для тебя романтической.
Вы помните: «Желтый лист упал на колени Сопи. То была визитная карточка Деда Мороза…». Помните Сопи, человека без крыши, без денег, без идеалов, осенью на скамейке Мэдисон-сквера, размышляющего лишь о том, как попасть в тюрьму, чтобы перезимовать в тепле и «в приятной компании». Помните, совершённые с этой целью несколько попыток воровства и хулиганства ни к чему не привели… Усталый, присмиревший, заворожённый звуками хорала, Сопи вдруг решает начать новую жизнь. Тогда его ни с того ни с сего хватает полисмен, и на зиму он попадает в тюрьму. Смешно и печально. Таков юмор высшего сорта, юмор, наделенный чувством и мыслью. Таков О*Генри в лучших своих произведениях. Враг лжи, несправедливости, тупости, в литературе он видел «средство добыть хотя бы крупицы правды». Его рассказы – золотые россыпи юмористики. Пружина его рассказов – парадокс. Парадоксы не падают с неба. Их надо видеть на земле. И для этого у него был талант.