КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРОГУЛКИ С МАЛЫШОМ (СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ)

Министерство образования Российской Федерации
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»
г. Мичуринск Тамбовской области









КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ



ПРОГУЛКИ С МАЛЫШОМ
(СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ)




Измайлова С.В.












Мичуринск-2014
ВЕСЕННИЕ ПРОГУЛКИ С МАЛЫШОМ
(СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ)
В весеннюю пору изменения в природе наиболее яркие. Проследите за ними вместе с ребенком: осмыслить происходящее самостоятельно маленькому человеку не под силу. Постарайтесь организовать прогулку таким образом, чтобы не подавлять детской самостоятельности, инициативности и в то же время учить понимать увиденное, отмечать красоту просыпающейся природы, бережно относиться к ней. Останавливайте внимание ребенка на интересных фактах, объясняйте их. Будите детскую мысль вопросами, рассуждениями, интересуйтесь его мнением. Ребенок сначала учится отвечать на вопросы взрослого, а пройдет немного времени - и сам начнет задавать их.
Побуждайте малыша отмечать весенние изменения в природе всеми органами чувств: замечать что-то интересное, прислушиваться к новым звукам, вдыхать запахи пробуждающейся жизни, дотрагиваться до чего-либо (например, до сосульки) и обращать внимание на то, какая она (холодная, тяжелая) и т.д.
Обогащайте детскую речь эпитетами, сравнениями.
Читайте стихи, пойте.
Виды наблюдений
Неживая природа
Выйдя в парк (сквер) в погожий солнечный денек, обратите внимание малыша на синее небо, легкие белые облака. Проследите, как медленно плывут они вдаль. Яркое солнце постепенно пригревает. Под его лучами становится тепло. Пусть ребенок сам убедится в этом, приложив ладонь к поверхности скамейки, столика, к рукаву собственной шубки. Можно поэкспериментировать - пощупать ствол дерева с солнечной и теневой стороны. Где теплее и почему? Задания на температурные различия можно продолжить. Один мяч лежит на столике, другой в пакете. Какой из них теплый? Почему?
А солнышко пригревает, весну зазывает. Под его лучами снег искрится, переливается. Какой он теперь: сухой, пушистый, легкий ли сырой, мокрый, тяжелый?
Ребенок может проверить это и ответить на вопрос сам. Вместе положите на асфальт снег и понаблюдайте, как он темнеет, становится серым. Вскоре побегут от него ручейки. Совсем недавно малыш скользил по льду, трогал лед в канавке ногой. Лед трещал, но не ломался. А теперь, куда ни глянь, везде вода.
В следующий раз можно наблюдать, что быстрее растает на асфальте: снег или пластинка льда? Какая из луж больше («Обойди и определи сам»), глубже («Измеряй лопаткой, не ногой»)? Малыш бросая в лужи щепки, ветки и т.д., сам отмечает, что тонет, а что плавает.
Двинулись в обратный путь и вдруг на карнизе, под окном первого этажа дома, увидели ряд сверкающих на солнце сосулек. Рассматриваем их, отмечая: длинные - короткие, толстые - тонкие, прозрачные. Тронешь лопаткой - колются: хрупкие. Ребенок может подержать сосульку в руке, выразить словами свои ощущения: холодная, твердая, мокрая, гладкая, скользкая.
Прислушайтесь. Слышен звон капели. Это песенка сосулек. «Поставь пустое ведерко, послушай: кап-кап! А как журчит ручеек в канавке?» Пусть ребенок вторит услышанным звукам, упражняет свой артикуляционный аппарат.
Смотрите, как весело скачут дождинки по лужам, пузырятся и вскоре пропадают совсем. Еще ярче сверкает все вокруг, еще сильнее греет солнышко. Прочитайте стихотворение «Солнышко» Г. Бойко:
Туча спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали - 
Мы б его расцеловали.
В следующий раз расскажите ребенку, что веселый весенний дождик всех напоил, всех умыл. Идите медленно, оглядываясь вокруг, спрашивайте: «Кто напился? Кто умылся?» Малыш показывает на цветы, листья.
Живая природа
Еще только сходит снег, а на проталинах уже появляется нежная травка. Рассмотрите травинки в лупу. Какие они храбрые, не боятся утренних морозов! Пусть ребенок ощутит эту нежную зелень, обогатит свой словарный запас: трава мягкая, ласковая; травушка-муравушка шелковая. Прочитайте «Сельскую песню» А. Плещеева:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
На склоне небольшого холмика ребенок заметит первые цветы мать-и-мачехи, одуванчика. Поддержите его радость, вместе полюбуйтесь цветами, рассмотрите их в лупу: похожи на солнышко. Пусть малыш проведет пальцем: мягкие, пушистые.
Гуляя по улице, остановитесь у клумбы.
Обратите внимание ребенка на бутоны - домики для цветков. Объясните: солнышко пригревает, его лучи стучат в домики-бутоны, будят цветы. Через несколько дней малыш с радостью сообщает вам: «Уже проснулся цветок!» Теперь он сам спешит к клумбе, чтобы посмотреть, сколько еще цветов проснулось. Спрашивайте у малыша, как называются цветы, какого они цвета, большие они или маленькие. Ребенок учится различать нарциссы высокие и низкие, тюльпаны красные и желтые. Пытаясь спрятать в ладошках головку пиона, учится употреблять слова: пушистый цветок, крупный. Присев, закрывает ладошкой анютины глазки: маленькие. Увидев букет на столе, начинает считать, сколько в нем нарциссов, тюльпанов и т.п.
Малыши легко отличают дерево от куста. В один из теплых солнечных дней наклоните ветку куста и покажите ребенку набухшие почки - домики для листьев. «Всю зиму листья спали в своих домиках. Теперь солнышко пригревает, посылает свои лучи будить листочки». Поставьте ветку с набухшими почками в воду, наблюдайте за изменениями. Появились первые листья. Пусть ребенок трогает их клейкую поверхность, нюхает их. Все больше и больше листьев на кустах, на деревьях. «Вон какая красавица стоит - березка. Ствол ее белый, гладкий, шелковый, тонкий и высокий. Листья маленькие, нежные, блестящие. Оглянись, малыш! Зеленая трава, зеленые кусты, зеленые деревья: все кругом зелено. Весна какого цвета? Конечно, зеленого».
Школьники и взрослые развешивают скворечники - домики для скворцов. Скворцы прилетят, на крыльях весну принесут.
Наблюдать за поведением птиц в весеннюю пору одно удовольствие. Только недавно воробьи сидели на заборе нахохлившиеся, притихшие, а теперь их не узнать: чирикают, шумными стайками перелетают с куста на куст, пушистыми комочками скачут между луж. Какое у них настроение? Почему?
Прислушайтесь, и вы услышите громкое воркование голубей. Они тоже рады приходу весны. Ребенок, послушав, отгадывает: кто чирикает, каркает, воркует, гулит. Наблюдая за поведением птиц, уточняйте: у птиц два глаза, два крыла, две ноги, перья, клюв. Теперь их уже не надо подкармливать, они сами находят себе еду: травку, мошек, букашек, червячков.
В яркий солнечный день внимание малыша привлекает карканье ворон. Объясните: всполошились вороны, раскричались. Оказывается, все птицы давно гнезда вьют, строят себе дома, и только вороны все проворонили, да спохватились. Теперь нужно срочно браться за дело. Спустя некоторое время покажите ребенку их большие гнезда в кронах деревьев.
Не остаются без внимания детей и проснувшиеся насекомые. Крохотные существа вызывают противоречивые чувства. Ребенок с интересом смотрит, как беспрерывно снуют в траве муравьишки. Расскажите об этих дружных тружениках. Малыш может настороженно отнестись к выползшему на тротуар майскому жуку, может неожиданно проявить враждебность к какой-либо безобидной букашке, придавив ее ногой. Что это, агрессия? Нет, всего лишь интересный, с его точки зрения, эксперимент: что будет с букашкой? Д порой и проба собственных возможностей: хватит сил? Если не обратить на это внимание, ребенок может с увлечением отрывать крылышки у козявки, слушая ее жужжание. Нужно не забывать об этом и вовремя предотвращать нежелательные действия: «Куда это спешит малышка? Давай проследим». Или: «Какая маленькая, а храбрая! Бежит через дорогу к своей маме, не боится». Учите детей милосердию: «Не бойся, жучок, беги по своим делам. Мы тебя не обидим, мы добрые люди!»
Ребенок увидел божью коровку. Подставьте ладонь, дождитесь, когда она переползет к вам на руку. Рассмотрите в лупу ее тоненькие ножки, усики-паутинки, подчеркните, что нужно бережно обращаться с ней. Пропойте: «Божья коровка, улети на небо ... »
Неизменный восторг у детей вызывают первые бабочки, мотыльки. Понаблюдайте за ними.

ОСЕННИЕ ПРОГУЛКИ С МАЛЫШОМ
(СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ)
Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, - это природа, с которой его нужно знакомить: помочь понять, полюбить, научить бережно к ней относиться ...
Наблюдая за живыми объектами или за трудом взрослых, дети в силу собственной активности стремятся помочь им: покормить котенка, полить с дворником клумбу и т.д. Дети заняты интересным и полезным делом, учатся доводить начатое до конца, общаться с людьми, будь то взрослые или сверстники, приобретают практическую сноровку.
Не спешите каждый раз сразу же объяснять малышу что-то, предоставьте ему возможность самому разобраться. Приучайте исследовать, активно мыслить. Почаще задавайте ему вопросы.
Итак, чем же можно заниматься с ребенком осенью?
Наблюдение за живой природой
Наблюдения за растениями
Цветы. На лугу, в поле или у цветочной клумбы покажите детям цвeты (2-3), скажите, как они называются, спросите, какого цвета листья, цветки. Подведите к самостоятельному выводу: у всех цветов листья зеленого цвета. В последующих наблюдениях давайте задания: «Отыщи на полянке синие цветы, а теперь жёлтые, белые; назови белый цветок (ромашка). Отыщи на клумбе aнютины глазки, какого они цвета? А где еще анютины глазки ? и т.д.
Ребенок постарше (3-4 лет) вместе с друзьями быстро запомнит названия 3-4 цветов на клумбе и стольких же в поле. Дети с интересом рассматривают и называют части растения: цветок - стебель - листья.
Обхватывая головку астры, георгина, ребенок видит: цветок не помещается в ладонях крупный, пушистый.
Малыш проводит пальчиком по стеблю - длинный.
Можно нюхать резеду, флоксы. Какой аромат!
Овощи, фрукты, ягоды. Удивительные открытия ждут ребенка в огороде. Оказывается, одни овощи открыто красуются на грядках, другие нужно отыскивать в листве. «Балуются, прячутся - решает малыш.. А есть ведь еще и такие, которые сидят в земле, и извлечь их оттуда совсем не просто! Ребенок вытаскивает морковку. Ему становится понятен смысл загадки «Красная девицa сидит в темнице, а коса на улице».
Дети осваивают понятия «форма» (морковь продолговатая, луковица круглая, кабачок овальный), «цвет», «величина», «характер поверхности.» (репа гладкая, огурец шероховатый, «колючий», картофель твердый, помидор мягкий). Они пробуют овощи на вкус, спрашивают, какие из них можно есть сырыми, какие нужно варить. Вспоминают, кто из животных любит грызть морковку, капусту. Мальчик к 3 годам могут перечислить до трех, старшие до пяти наименований овощей; при сравнении двух помидоров отмечают: меньше - больше, легче - тяжелее; огурцы длиннее - короче, тоньше - толще.
Дети хорошо ориентируются во фруктовом саду, могут показать, где растут яблоки, сливы, поведут взрослых к малине, смородине. Каждый с удовольствием рассказывает, какие фрукты и ягоды он любит, понимает, почему нельзя сразу есть плоды и ягоды (не помыли).
В один из солнечных осенних деньков можно показать детям дары I1Jедрой осени: яблоки зеленые, красные, желтые; сливы фиолетовые, желтые, темно-бордовые; виноград зеленый, желтый, черный и т.д. Пусть каждый выбирает плод, который привлек его внимание, исследует его и рассказывает о нем: крупный или мелкий, твердый или мягкий, гладкий или шероховатый. Затем пробует его (сладкий, сочный), вдыхает аромат.
А сколько веселья, когда ребенок вместе с друзьями ест арбуз!
Листья, кусты, деревья (клены). При легком ветерке с клена медленно летят крупные, ярко раскрашенные листья. Они кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Легкие. Проверь: положи лист на стол и подуй на него.
Дети собирают: пестрые осенние листья в букет, составляют: из них узоры, чередуя по величине, цвeтy (красный - желтый или желтый - коричневый и т.д.). Взрослый мастерит детям шапочки, пояса, сумочки, скрепляя черенки листьев между собой.
Поигpай, а теперь можно и серьезным делом заняться: подумать, чем отличается куст от дерева (клена). У куста ветки и листья вот они, совсем рядом, можно потрогать. А у дерева высокий ствол, ветки и листья видны - а не достать. Стволы деревьев бывают толстые и тонкие. Толстое дерево можно обхватить, взявшись за руки вдвоем или втроем. А тонкий ствол обхватит и один человек. Поиграйте, закрепляя новые знания: «Раз, два, три к дереву беги! Раз, два, три - к кусту беги!» Организуйте прятки: «Ау! Ищите нас. Мы спрятались за деревом, за кустом» и т.д. Озадачьте детей, предложив отыскать самое красивое дерево. Полюбовавшись вдоволь им (или ими), дети начинают понимать, почему осень называют золотой.
Желуди, шишки. На опушке леса, в парке детям нравится собирать шишки, желуди. Рассматривая этот природный материал, ребенок может понять, что значит гладкая и шероховатая поверхность, учится сравнивать: шишка - как ежик; у желудя - шляпка, как у человека. Все дружно решают: «Культурный желудь. Здоровается с нами - шляпу снимает». Дети приносят дары леса домой. Покажите, в какие игры можно играть с ними на детской площадке: по контуру, проведенному палочкой на песке или мелом на асфальте, выкладывать из шишек сову, чебурашку, из желудей - кораблики, ракеты и т.д.


15