Урок обучения грамоте Согласные сонорные звуки [м], [м,]. Буквы М, м.
МБОУ «Ясновская средняя общеобразовательная школа»
МО « Славский муниципальный район»
Калининградской области
Обучение грамоте (чтение)
Урок в 1 классе
по теме
Согласные сонорные звуки[м], [м,].
Буквы М, м. Чтение слов, предложений с буквами М, м.
Школа России
Думчус С.А. -
учитель I категории
п. Ясное
2016 год
Целевые установки урока:
Предметные результаты:
Учащиеся различают на слух звуки М,М, , характеризуют звуки, находят их в слого-звуковых схемах, читают слоги, слова, предложения с новой буквой.
Метапредметные результаты:
Учащиеся контролируют выполнение учебной задачи, соотносят изученные буквы со звуками, оценивают свою работу.
Личностные результаты:
Учащиеся высказывают своё отношение к матери, соблюдают правила поведения на уроке.
Ход урока:
I.О.Н.У.Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, Не мешай учиться!
II. Работа над темой урока
1). Артикуляционная гимнастика
- Ребята, что вы делаете каждое утро, когда встаёте? (зарядку).
- А зачем нужно делать зарядку?
- А мы сделаем зарядку для голоса и язычка.
Сказка «В гости к бабушке»
Толстые внуки приехали в гости,
С ними худые – лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они всех потянулись.
Утром проснулись - в улыбочку губы.
Чистили мы свои верхние зубы
Вправо и влево, внутри и снаружи
С нижними зубками тоже мы дружим.
Губы сожмём мы, и рот прополощем,
И самоваром пыхтим, что есть мочи.
Чистоговорка (на доске)
Ка – ка – ка –мне нужна мука
Бы –бы –бы – в кухне пара клубы
Ча – ча – ча - печка очень горяча
Ги –ги - ги –испекли нам пироги
Ил – ил – ил – в чайник воду я налил
Ай –ай –ай – чашки чайные давай
Да – да – да – вкусная была еда
Ра – ра – ра – мыть посуду нам пора
2). Упражнения на развитие памяти и внимания (интерактивная доска).
1 слайд: по со ло на ко
- Какой слог лишний? Почему?
2 слайд: пила топор лиса
- Какое слово лишнее? Почему?
3 слайд: стул стол полка тарелка
- Прочитайте шёпотом слова, постарайтесь запомнить их.
4 слайд: чистый
- Кто запомнил одно слово? Два слова? Три слова? Четыре слова? Повторите.
5 слайд: стул стол полка тарелка
- Какое слово лишнее? Почему?
6 слайд: чистый
3).Целеполагание- Послушайте скороговорку: Мама мыла Милу мылом
Мила мыло не любила
(работа над произношением: тихо, громко, быстро)
- Какой звук чаще всего встречается в этой скороговорке?
- Назовите его братца.
- Кто сформулирует задачи сегодняшнего урока?
4).Изучение звуков[ м, м], , букв М, м.
Отгадайте загадку: Много, много окон в нём
Мы живём в нём. Это …(дом). (иллюстрация)
- Произнесём ещё раз слово дом.
Работа в парах: составление схемы слова дом
- Какой звук слышится на конце этого слова? (характеристика звука)
- Сколько этажей в доме? (7) (аналогичная работа)
- Вспомните скороговорку. Если услышите твёрдый согласный звук – покажите синий сигнал, если мягкий – зелёный.
ФИЗМИНУТКА
Глаза следят за пальчиком (упражнения для снятия напряжения)
- Согласные звуки [м м,] на письме обозначаются буквой М. Где же живёт буква М? Почему?
- Ребята, а ведь у буквы М сегодня День рождения. Что же мы ей подарим? В названии подарка должны быть звуки [м м, ] (Машина, мяч, мороженное…)
- Спасибо за подарки.
- Вернёмся к нашему высотному дому и посмотрим, что за жильцы живут в этом доме? Имена жильцов начинаются на звук [м м,]. (Марина, Маша, Миша, Максим…)
- На что похожа буква М? (Выходят две девочки и читают стихотворение)
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я –
Это мы, а между тем
Поучилась буква М».
- Встанем дружно, возьмёмся за руки и построим букву М.
5). Закрепление. Чтение слов с буквой М. (на доске)
- А теперь поселим нашу букву в волшебные ромашки. (Чтение слияний)
МАМА МЕТРО
МИР МОСКВА
- Какое слово самое дорогое?
- А кто знает, что такое метро?
- Метро – это городская электрическая железная дорога, которая находится под землёй.
Словарь
Строят метро в очень крупных городах. Одним из таких городов является Москва.
6). Работа с учебником
Стр.84 – Прочитаем заголовок (хорошо читающий ученик)
- Рассмотрите иллюстрацию.
Учитель: Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
Основал Москву более 850 лет назад князь Юрий Долгорукий.
7 слайд: памятник
- С этого момента Москва росла, укреплялась и вскоре стала столицей Московского государства, а затем и всей России.
8 слайд: чистый
Чтение текстов детьми на стр.84, 85.
- Предлагаю вам попутешествовать по Москве. Возьмём с собой и букву М – она нам покажет некоторые достопримечательности Москвы.
9 слайд:
- Москва – столица нашей Родины. Это очень большой и красивый город. Главное место, где стараются побывать все гости Москвы – это Красная площадь. Чтобы добраться до Красной площади, мы воспользуемся метро. Отыскать их в Москве очень легко.
10 слайд:
Хорошо известно всем
Где метро, там буква М
- Вот мы и добрались до Красной площади.
11 слайд: Красная площадь
- Здесь возвышается самая красивая стройная башня Кремля – Спасская
12 слайд: Спасская башня
- На этой башне установлены Кремлёвские куранты.
13 слайд: Куранты
- Здесь же на площади находится Собор Василия Блаженного.
14 слайд: Собор Василия Блаженного
- На территории Красной площади находится исторический музей
15 слайд: Музей
16 слайд: Вид Москвы
- Очень много интересного ещё можно увидеть в Москве, но нам пора заканчивать путешествие.
17 слайд: чистый
III. Рефлексия.
-Давайте вспомним какие задачи мы ставили в начале урока? Что на уроке было интересным?
- А что трудным?
- Кому дома нужно потренироваться в чтении слов и предложений с новой буквой?