Обобщение опыта Пректная деятельность в начальных классах
Проектная деятельность в начальной школе
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, так как с позиции отечественных психологов, учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7-10 лет. Стандарты второго поколения ставят задачу развивать личность ребенка через формирование универсальных учебных действий.Одна из функций УУД обеспечить учащихся возможностью самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.Один из самых эффективных способов индивидуализации образовательного пространства школьника – включение его в проектную или исследовательскую деятельность.
Слайд 1. Одним из ведущих методов на уроках в школе является – метод проектов. Он используется не только в среднем и старшем звене школы, но и в начальной школе. Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно. Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, уроки технологии и другие.
Слайд 2.Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Главный принцип метода проектов – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».
Слайд 3. Проект – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.
Слайд 4. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе.
Слайд 5. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Слайд 6. Основная цель проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Работая над проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным удовольствием, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.
Слайд 7. Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Слайд 8. Использование метода проектов в практической деятельности позволяет
пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
приобщать детей к процессу познания;
привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Слайд 9. Существуют различные типы проектов, которые можно объединить в группы по общим направлениям.
По виду преобладающей деятельности:
Исследовательско -творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно -практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов).
Проекты могут классифицироваться:
по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
по характеру контактов между участниками: внутриклассными; внутришкольными; региональными
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по теме: монопроекты, межпредметные,
по продолжительности: краткосрочные , средней продолжительности, долгосрочные
Слайд 10. Каковы этапы работы над проектом
I этап: Подготовительный «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) Сбор и обработка информации
II этап Организация деятельности: Разработка собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации; программа действий; разработка варианта реализации своей программы; деление на группы и распределение ролей в группе.
III этап Осуществление деятельности,реализация плана действий (проекта), подготовка к защите проекта ,«добывают» необходимые знания, оформляют портфолио, готовят стендовую защиту, разрабатывают электронную презентацию и т.д.
IV этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
V этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Слайд 11 Успешное осуществление проектной деятельности в начальной школе возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определённую роль в совместной работе.
«Проект для ученика – это средство самореализации».
Роль ученика:
определить проблему, интересующую его самого и интересную для окружающих, желательно, чтобы эта проблема была актуальной;
поставить перед собой цель и определить пути достижения этой цели;
вести дневник работы над проектом или собирать материалы в папку;
научиться самостоятельно добывать информацию из различных источников;
привлечь как можно больше людей для консультаций по данному вопросу;
не отступать от графика работы над проектом, составленного совместно с руководителем.
«Проект для учителя – средство решения задач обучения и воспитания».
Роль учителя как руководителя проектной работой:
организация образовательной среды для учащегося: доступ к источникам информации: книгам, компьютеру, консультантам из состава учителей-предметников (договорённость с ними о помощи), организация экскурсий, если проект коллективный;
создание комфортных условий для работы;
составление удобного графика работы для ученика;
изучение личности каждого учащегося для выявления интересов, склонностей, способностей к тому или иному виду деятельности, состояния здоровья, психологических качеств личности, от которых зависит продолжительность работы над проектом или количество участников проекта;
помощь на каждом этапе работы в качестве сотрудника;
организация предварительного выступления перед учащимися класса и родителями.
Проект для родителей – это средство для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налаживание творческих контактов со школой.
Роль родителей:
вдохновлять ребёнка на выполняемую им работу;
организовать рабочее место, образовательное пространство в доме;
проявлять максимальную заинтересованность в работе ребёнка;
выполнять вместе с ним наиболее трудные части работы;
интересоваться работой ребёнка в школе;
постоянно выражать уверенность в успехе ребёнка.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности. В первом классе это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, технологии в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Слайд 12 В 1 классе моими учениками были созданы такие проекты: «Моя малая родина» и «Моя семья» и несколько мини-проектов по различным предметам, один из них, «Живой Алфавит от А до Я», но все эти проекты относились к творческим и были рассчитаны на неделю и один урок соответственно.
«Живой Алфавит от А до Я» проектная деятельность на уроке в период закрепления изученных букв (каждой букве соответствовала картинка с животными). Цель проекта: Закрепление темы звуки и буквы. Составление и подбор слов на соответствующие звуки и буквы. Развитие умения работать сообща. По желанию были организованы группы, которые осуществляли: подбор слов на определенную букву по общим признакам «Одушевленные предметы, отвечающие на вопрос кто?». Красочно оформляли страницы. Результатом работы стал журнал, который мы демонстрировали на параллели.
2. Во 2 классе» коллективный информационный проект «Домашние любимцы – попугаи», «Кошки и собаки – лучшие друзья людей, практико-ориентированный «Курить – здоровью вредить».3. В 3 классе парный исследовательский проект «Таинственное число 13». Работа с одаренными детьми, творческие проекты «Наш зимний сад», «Постройки Древней Руси» - проекты по технологии.
Слайд 13 Рассмотрим подробнее работу над проектом в различные учебные года.
2 класс.
Прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо было доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно. Так как для этого возраста ведущей деятельностью является игра, то первое тренировочное задание организовала в форме игры.
Первый этап – тренировочное занятие.
Для знакомства ребят с методикой проведения проектной деятельности понадобилось три фронтальных занятия в течении одной недели. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта.
Подготовка к занятиям.
Для проведения тренировочных занятий я приготовила карточки с символичными изображениями этапов:
- выбрать тему
- подумать
- спросить у другого человека
- получить информацию из книг
- понаблюдать
- посмотреть по телевизору
- провести эксперимент
- обсудить в группе
- подведение итогов, оформление результатов
- представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.);- презентация проекта
Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же те листах учитель предлагает детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т.д.).
Выбор темы проекта и разработка плана проекта.
Для тренировочного проекта я выбрала самый простой вид – информационный.
Класс я разделила на две группы. Каждая группа расположилась за общим столом, где в центре располагались карточки с этапами и темами проекта. После того, как ребята расположились, я объявила, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами были убраны.
1 группа – «Домашние любимцы – попугаи».
2 группа – «Кошки и собаки – лучшие друзья людей».
Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?
Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.
- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол легла карточка с символом «подумать».
Следующий вопрос, который я задала детям:
- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?
Отвечая на него, дети постепенно выстроили линию и карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.)» и «презентация проекта».
Сбор информации.
Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.
подумать;
Например, подумав, школьники могут сделать такие заключения о местах обитания попугаев, кошек и собак. Для этого чтобы зафиксировать, ученикам надо написать несколько предложений или нарисовать на листочке схематически, так как умение письменно фиксировать информацию у детей развито слабо.
Следующим предложение может быть предложение о размерах, внешних особенностях и окраске животных, питании.
Следующий пункт плана:
спросить у другого;
Я нацелила ребят на то, что они могут расспрашивать о животных можно и взрослых и других детей.
получить информацию из книг;
Мною заранее была подобрана дополнительная литература по темам, которые выбрали дети. Доступную информацию дети почерпнули из различных справочников и детских энциклопедий. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.
Особенно ценны в проектной деятельности (если проект предусматривает исследовательскую работу):наблюдения и эксперименты;
Темы, выбранные детьми, допускают возможность их использования, поскольку во многих домах есть данные животные. Ученики без труда могут пронаблюдать и отметить особенности поведения и питания данных животных. Я предложила дома выяснить: любят ли животные музыку, чем питаются, как спят, во что любят играть и с кем.
Данное занятие, помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита, я старалась не затягивать, поддерживая темп работы над проектом «на одном дыхании».
Обобщение информации.
В каждой группе в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой по мере необходимости.
Но чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы – карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.
Работая с детьми на данном этапе, я выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут рассказать, основываясь на своих исследованиях. Для ученика начальной школы это очень сложно. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Они учатся высказываться свободно и смело.
Сообщение по результатам работы (презентация проекта).
Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их и выпустить в каждой группе газету или маленькие книжечки. После того как газеты (а группы выбрали именно газеты) были готовы, каждый участник группы рассказал о том вкладе, который он внёс в процессе работы. До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.
Первое занятие по обучению работы над проектом закончилось. Важнейшим результатом его работы стало, как я считаю, знакомство с общей схемой – планом проектной деятельности. Теперь моим детям предстояло пройти этот долгий, но увлекательный путь совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы.
Хочу рассказать о следующем проекте, сделанном во 2 классе
Слайд 14 Проект «Курить – здоровью вредить».
Тип проекта: практико-ориентированный, коллективный, средней продолжительности.
Цель проекта: формирование здорового образа жизни; воспитание человека, который умеет заботиться о своём здоровье; создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
К сожалению, в последнее время отмечается увеличение числа курящих подростков. Общепризнано, что необходима профилактика отклоняющегося поведения. Учителя начальных классов понимают, что она должна вестись с младшего школьного возраста.
Слайд 15 Было проведено родительское собрание «Вредные привычки», Классный час «Если хочешь быть здоров»
За неделю до классного часа (он проводился в форме акции) в кабинете был вывешен плакат:
Ребята!
20 ноября во всём мире отмечают
Международный день отказа от курения.
Предлагаем провести акцию «Второклассники против курения»,
в рамках, которой объявляются конкурсы:
на лучшее мини сочинение «Почему я никогда не буду курить»;
на лучший мини плакат против курения;
на лучшую частушку против курения.
Принимайте участие в конкурсах!
В ходе этого проекта были созданы творческие группы: поэты (составили антирекламу в стихах, агитбригада приготовила рекламу здорового образа жизни, певцы исполнили лучшие частушки против курения, редакторы составили листовки из мини - сочинений «Почему я никогда не буду курить»)
На театрализованном классном часе – акции ребята показали сказки по выявлению причин курения и его последствий, в гостях на празднике побывали внутренние органы по выяснению вреда курения. После работы творческих групп всем присутствующим ребятам были розданы листовки «Я никогда не буду курить» с просьбой: « Прошу вас не выбрасывать листовки: прочитал сам, передай другому».
Слайд 16 фото
Слайд 17
Ещё интересный исследовательский парный проект средней продолжительности проводимый в 3 классе «Таинственное число13»
Слайд 18 Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
1 этап – мотивационный:
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
Так получилась, что моя отличница впервые получила тройку, да ещё 13 числа, в классе, где учатся 13 учеников. Задалась вопросом, является ли число 13 несчастливым.
Так появилась проблема, над которой мы работали в 3-ем классе.
2 этап – планирование деятельности:
Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.
И началась работа по разработке данного проекта, которому мы дали название «Таинственность числа 13». К нашему проекту присоединилась еще девочка, которую тоже заинтересовал этот вопрос. У нас образовалась группа из 2 участниц. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Мы решили искать в школьной и поселковой библиотеках, и, конечно, в Интернете; составили план действий, и каждой досталось конкретное задание. Стали собирать информацию.
3 этап. Информационно-операционный:
Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
Работая над проектом «Таинственность числа 13» на этом этапе мы вместе просматривали найденный материал, попутно выясняли, что нужно просмотреть, провести ещё анкетирование, исследовать, сделать выводы.
4 этап. Рефлексивно-оценочный:
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других групп. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата.
Готовый материал с помощью родителей был оформлен и представлен в виде презентации. Проектная группа выступила перед одноклассниками на классном часе, перед родителями, тем самым, приобретая ораторские способности. Было решено данную работу представить на школьную научно-практическую конференцию исследовательских и творческих проектов младших школьников « Я – исследователь». Результат нашего выступления – грамота.
Чему же учились мои ученики, участвуя в проектной деятельности? - учились расширять кругозор - находить источники информации - планировать свою работу - сотрудничать друг с другом - доводить начатое дело до конца Вам, уважаемые коллеги предлагаю свою работу над проектами строить по следующим правилам:
Слайд 19
1. Подходить творчески к любому проекту своих учеников.2. Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.3. Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.4. Избегать прямых инструкций .5. В процессе работы над проектом учить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.6. Тесно сотрудничать с родителями.7. При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем один раз раскритиковать.
Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу:
Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся работы. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.
Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.
Все учебные предметы в начальных классах обладают богатыми возможностями для организации проектной деятельности. Считаю целесообразным и эффективным применение метода проектов в работе с детьми младшего школьного возраста.
Список литературы :Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.
И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование. М., 2005.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов Изд. 1-е/ 2-е, стереотип. – Волгоград, - В помощь администрации школы, - 2008, 91 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров – М.: под ред. Полат Е.С., - 272 с.
Педагогические технологии / Под общей ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д., 2002.
Педагогические технологии в образовательном процессе: Организация и проведение методической недели В помощь администрации школы
Педагогические технологии: Учебное пособие для вузов. - под ред. Кукушина В.С. Изд. 2-е, испр., доп. - 336 с.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии. Уч.пос. – М.: - 2003 г
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование
http://festival.1september.ru/articles/501897/
http://www.obrazpress.ru/index.php?option=com_deeppockets&task=catContShow&cat=13&id=199&Itemid=62