Методическая разработка внеурочного занятия Умники и умницы (4 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
г.о. Электросталь Московской области
-419106413400
144010, Московская область, г. Электросталь, ул. Ялагина, 22А, тел.: 8-496-57-3-62-91, 3-13-67
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЗАНЯТИЯ ПОВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Составитель: Лихачева Ольга Егоровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Внеурочное занятие.
Тема: «Такое доброе суровое Солнце».
Цель: сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летнего отдыха к учебе.
Задачи:
- сформировать знания о месте Земли в Солнечной системе, показать значение Солнца для всего живого на Земле, спроецировать полученные знания на оценку и корректировку собственной позиции по отношению к окружающей среде и собственной жизни;
- способствовать формированию изучения предметов и явлений с разных точек зрения, основываясь на методические приёмы различных наук;
- развить познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать;
- воспитывать дружеские отношения, чувство взаимопомощи, умение прислушиваться к мнению другого, бережное отношение к природе, потребность как можно больше узнать о Вселенной и о нашей планете.Оборудование: проектор, карточки с высказываниями о Солнце, лист белой бумаги, презентация, образцы выращенного лука на свету и в темноте, схемы воздействия солнечных лучей на Землю, памятка «Чтобы Солнце всегда для нас было добрым».
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слайд 1.
Тема занятия «Такое доброе суровое Солнце». Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страницы большого журнала, который будет нам рассказывать о яркой и ближайшей к нам звезде – Солнце.
Актуализация знаний
Слайд 2.
В безоблачную ясную ночь на небе видны многочисленные звёзды. Одни из них похожи на яркие точки, другие напоминают далёкие огоньки.
Давным-давно люди смотрели в небо и видели звезды, только звезды, россыпи сверкающих алмазов. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звездное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки. Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы. Сначала человек придумал такой прибор, с помощью которого можно увидеть ближе небесные тела.
Как назывался этот прибор? (Телескоп)
Слайд 3.
Отгадайте загадку.
«Колокольчик синенький прозвенел букашке:
- Ты скажи мне, милая, что там за ромашка
Выросла над облаком жёлтая такая,
Яркая, лучистая, очень уж большая?
- Это, кроха, не цветок, - та в ответ смеется,
- Это крупное светило под названьем...»(Солнце)
Знакомство с новым материалом.
Знаете ли вы, что Солнце гудит, как колокол. Внутри него каждые несколько минут возникают звуковые волны. Их чистота слишком низка для нашего слуха, но приборы её улавливают. Анализируя этот звон, учёные делают выводы о строении Солнца.
Итак Солнце – небесное тело
образовалось около 5 миллиардов лет назад,
вращается вокруг своей оси,
это шар раскалённых газов,
самая близкая к Земле звезда.
Какое значение имеет Солнце для жизни на земле?( Ответы детей).
Благодаря ему на Земле есть жизнь. Оно дает нам свет и тепло.
Из какого произведения отрывок (на доске)?
«…Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
“Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!”
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти…» ( К. И .Чуковский. «Краденое солнце».
Люди издавна поклонялись Солнцу. Посвящали ему баллады, стихи, песни, строили в честь него храмы. Назовите хотя бы одну песню о солнце.
Объясните пословицу «Придёт солнышко и к нашим окошкам».
Первичная проверка понимания.
- Перед вами высказывания о Солнце, мы будем читать их, если это мы знаем, ставим на полях птичку, А если это ново для нас, то восклицательный знак. (приём “Инсерт”)
V – знал,
! – узнал новое.
№ Высказывания Условные знаки
1 Солнце - самая важная для человека звезда.
2 Древние поклонялись богу Солнца.
3 Оно дарит нам свет и тепло.
4 Солнце - ближайшая к Земле звезда.
5 Это огромное раскаленное космическое тело, имеющее форму шара.
6 Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую "кашу". Температура такой "каши" - 6000°.
7 Солнце больше Земли в 109 раз.
- Почему же Солнце тогда кажется нам таким маленьким, несмотря на свои размеры? ( Ответы детей)
Применение и добывание знаний в новой ситуации.
Давайте проведём опыт.
- Встаньте, посмотрите в окно. Закройте левой рукой левый глаз.
- Поставьте перед собой ладонь правой руки и посмотрите на мяч, который весит на дереве. Что больше?
- А почему нам кажется, что ладошка больше?
- Чем дальше от нас находится предмет, тем меньше он кажется.
Солнце — это огромный пылающий шар, находящийся очень далеко Земли, но нам кажется не больше футбольного мяча.
Продолжение знакомства с новым материалом.
Слайд 5. Земля – наш общий дом. Это единственная в Солнечной системе живая планета. Благодаря Солнцу на Земле светло и тепло, на Земле есть воздух, есть вода. На Земле растут растения, недра Земли содержат различные полезные ископаемые. Мы живём на планете, где всё есть для жизни.
Слайд 6. Задумайтесь на минуту, что было бы, если бы Солнце погасло?
Слайд 7.Все понимают, солнце даёт нам тепло и свет. Но ведь не просто свет, а также все краски и оттенки. Каким образом белый солнечный свет рождает такое богатое многоцветие? Мы видим преломление луча света через призму. Мы видим как появляется радуга. В природе призмой является капелька воды.
С помощью стихотворения вспомним цвета радуги.
Каждый (красный)
охотник (оранжевый)
желает (жёлтый)
знать (зелёный)
где (голубой)
сидит (синий)
фазан (фиолетовый).
Слайд 8. Но вернёмся к Солнцу. Оно непрерывно излучает во все стороны огромное количество энергии. Как это понимать? Одна двухмиллиардная доля всей излучаемой Солнцем энергии достаётся Земле. Вся остальная энергия уходит во Вселенную. Слайд 9. Но даже этой доли достаточно, чтобы на Земле возникали ветры, морские волны, чтобы таяли снега и льды, сходили снежные лавины, появлялись туманы и облака, росли растения, жили животные, шли дожди, сверкали молнии, текли реки, загорались полярные сияния, падали с круч водопады и жил человек. Слайд 10. Круговорот воды в природе. «Виновник» этого явления солнечная энергия. Без солнечного тепла, солнечной энергии наша планета никак бы не смогла. Но причём же солнечный свет? Слайд 11. Свет Солнца нужен для того, чтобы на Земле существовала жизнь. Для жизни на Земле необходимы и тепло, и свет. Для чего же нужен свет? Слайд 12. Он необходим растениям. Они превращают воду и углекислый газ при свете в кислород и углеводы. Это в науке называется фотосинтез. ( Образец лука выращенного на свету и без сета). Свет нужен животным, чтобы видеть. Без зрения животные и человек, не могли бы перемещаться и отыскивать те самые углеводы, которые приготовили для них растения. Слайд 13. Итак Солнце даёт нам свет, тепло. Даёт нам возможность любоваться различными природными явлениями. Но у каждой медали есть две стороны – лицевая и оборотная. У солнечно – земных отношений тоже есть две стороны - лицевая: Солнце для нас «доброе», как мама, оно – дарит нам энергию и свет, оно – источник жизни на Земле.
– оборотная: Солнце для нас «суровое», оно опасно не только ожогами для любителей загорать, но, более того, оно – постоянная угроза жизни на Земле. Солнечные лучи (особенно ультрафиолетовые) грозят спалить всё живое на планете. От Солнца мчатся к нам солнечные ветры. Но жизнь на Земле есть! Потому что наша планета имеет атмосферу и магнитосферу. ( Схема ) Атмосфера – воздушная оболочка – защищает нас от губительного воздействия солнечных лучей. Особенно важен слой озона. Он поглощает ультрафиолетовые лучи. Магнитосфера – магнитное поле планеты – защищает нас от губительного воздействия солнечного ветра.
Информация и инструктаж по выполнению правил поведения на солнце.
( Подготовленная ученица рассказывает о том ,как вести себя под лучами солнца. (Использует памятку).
Слайд 14. «Чтобы Солнце всегда для нас было добрым» нам нужно соблюдать правила поведения на солнце. Как же правильно загорать на солнце?
1. Начинайте загорать с 5 – 10 минут, понемногу увеличивая время. Но не злоупотребляйте. Лучшее время для нахождения на солнце – утро с 7 – 8 часов до 12. Воздух не слишком разогрет и нет опасности перегрева или ожога. 2. Загорайте на солнце не ранее, чем через час после еды. 3. Пейте только подкисленный охлаждённый чай, воду. 4. Никогда не спите под прямыми солнечными лучами! 5. Голову всегда защищайте лёгким головным убором (панамой, кепкой, косынкой, соломенной шляпой).
6. Для равномерного загара пользуйтесь солнцезащитными кремами. Можно смазывать кожу растительными маслами (например, ореховым, гвоздичным). Не следует загорать более 40 минут, а детям – более 20 минут. 7. Не перегревайтесь. Иначе можно получить солнечный удар. Его лёгкая форма выражается вялостью движений, головной болью, учащением дыхания, влажностью кожи. 8. Детям до двух лет, пожилым, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией, опухолями — загорать нежелательно.
9. Людям с повышенной чувствительностью к солнечным лучам не стоит отдыхать на южных курортах весной и летом. Теперь вы знаете как правильно загорать на солнце. Слайд 15. А в заключении я хочу прочитать вам стихотворение. «Воссияй, о солнце, ярче! Пусть твой лотос золотистый Раскрывает лепестки. В сердце лотоса укрыто То священное начало, Что Вселенной жизнь дало.»Рефлексия.
Слайд 16.
- Можете ли вы утверждать, что ваш багаж знаний пополнился? (Да)
Значит, день прожит не зря. Мне хотелось, чтобы каждый день для вас был открытием, тогда и жить интереснее. А в этом вам поможет школа.
Метод пяти пальцев «5 - Я»
М - (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?
Б - (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?
С - (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?
У- (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?
Б — (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?
- Обведите свою ладошку.
- На мизинце продолжите: Я узнал о...
- На безымянном продолжите: Я сделал
- На среднем пальце продолжите: Настроение у меня
- На указательном – продолжите: Я помог
- На большом пальце – продолжите: Мое самочувствие