Формирование этнокультурных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС
Семинар Союза учителей-Уредучилер бирлиги» Республики Алтай и Алтайского края. 2015 год.
Куратор Федеральной экспериментальной площадки
Шаламаева Валентина Викторовна
«Формирование этнокультурных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС»
В период глубокого духовного кризиса современное общество пытается найти выход в возрождении забытого народного опыта, народных знаний, в попытке отыскать их истоки. «Обращение к истокам и созидательно, и спасительно, - пишет Г.Н.Волков, - без наших корней, без этнической духовности - пустота, вакуум, пустыня в душе. Что остаётся без этих корней? Чем заполнить этот вакуум?... Только культурой, только духовностью...» Обращением к национально-культурным корням - путь формирования позитивной идентичности своей национальной общности, национального достоинства, самоуважения и толерантности - типа сознания, непротивопоставляющей культуры своего народа по отношению к другим.
Для того, чтобы сформировать такое сознание необходимо рассматривать экологическое образование с разных позиций, важнейшей из которых является этноэкология, которая позволяет эффективно использовать в традиционной педагогике особенности национального самосознания, самоидентичности.
В контексте проекта этноэкология рассматривается в межпредметной интеграции на уроках биологии, географии и дополнительного образования. В дифференцированном подходе использования этноэкологии на интегрированных уроках, занятиях наблюдается сохранение традиционной культуры и внедрение её принципов мировосприятия в жизнь подрастающего поколения.
Всё глубже осознавая единство мира, мы возвращаемся к целостному его восприятию. Процесс интеграции знаний отражает ещё одну общую закономерность процесса познания: по мере его развития происходит не только постепенное движение вглубь, но и одновременно движение вширь.
Методической и инновационной основой интегрированных уроков, занятий с использованием этноэкологии является формирование и развитие знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметной, межпредметной и межцикловой связи в усвоении различных наук.
Больше всего от обращения к национально-культурным корням выигрывает ребёнок, так как в процессе взаимодействия отдельных дисциплин, интеграции экологии и этноэкологии создаётся уникальная база для познания мира, построенная на интегрированно-дифференцированной основе, которое способствует повышению мотивации за счёт понимания необходимости, социальной значимости полученных знаний, стимулирования познавательных интересов и потребностей для созидательной деятельности в современном мире.Сформированное^ социально-экологических компетенций обучающихся: здоровьесбережения, социоприродных взаимодействий, саморегулирования, личностной рефлексии;
Развитие исследовательских, творческих и профессиональных способностей
Становление гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции;
Использование полученных знаний в реальной жизнедеятельности.
Руководствуясь данными принципами Институт семьи и воспитания разработал ФГОС второго поколения, а именно-его воспитательный компонент.
ФГОС Основан на представлении о воспитании как масштабном социокультурном явлении - трансляции культуры от поколения к поколению, включения подрастающих поколений в культуротворчество и как педагогическом процессе, компоненте образовательного процесса, сущность которого заключается в создании условий для духовно-нравственного становления личности. Программа должна обеспечить ориентацию учащихся на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, с самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу зож, образования, профессионализма, самореализации в общественно-и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, уважение к старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом
Для внедрения этнокультурной составляющей ФГОС в своем регионе необходимо постичь логику и закономерности современных социокультурных процессов. Чтобы успешно строить свое Завтра, необходимо понять: что происходило до нас, какие пласты мудрости своих предков мы можем открыть для себя сегодня.
Священные знания Седого Алтая
Центральный Алтай – это не только перекресток путей народов, не только место встречи древности и современности, это ещё и котел, в котором переплавлялись духовные накопления народов: как тех, что населяли его, так и тех, что проходили через него: кто торговыми тропами, а кто и тропою войны. Именно здесь, на территории Центрального Алтая сошлись языческие верования алтайцев с двумя мировыми религиями: буддизмом и христианством. Эпос для алтайцев представляют собой «Тайную доктрину», содержащую законченную духовно-философскую космогоническую систему, близкую тем, что даны в учениях Тибета, Китая, Индии. Современное конфессиональное многообразие Алтая – это духовное богатство его жителей и глубочайшая социальная проблема. Важно понимать: что здесь является духовной основой общества, а что – политическими спекуляциями.
В разные исторические периоды на Алтае сооружаются храмово-ритуальные комплексы и отдельно стоящие алтари, устраиваются астрономические сооружения для наблюдения за Небом и для взаимодействия с ним. Такие храмы под открытым небом – места коммуникации человека и природы, не отчуждающие человека от прямых контактов с Ней, но позволяющие ощущать себя неотъемлемой частью Космоса, активно взаимодействующей с Ним.
Учителя Каракольской долины, участвовавшие 7 лет в Федеральном эксперименте «Конструирование и реализация модели культуротворческой школы..»накопили богатый опыт, которые опубликован в Комплекте учебников «Алтай заповедный»(3 учебных пособия).Комплект получил ГРАН-ПРИ на Всероссийском конкурсе книгоиздателей и признан «Лучшей учебной книгой 2010 года».
«Лучшая учебная книга»-2010г.
Учебные пособия серии «АЛТАЙ ЗАПОВЕДНЫЙ», были признаны лучшими учебниками 2010 года, став лауреатом 19-го конкурса ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года».
Данный комплект учебных пособий был подготовлен творческой группой: учителей –практиков экспериментальных школ Каракольской долины Онгудайского района, ученых Республики Алтай и Алтайского края в рамках Проекта Программы развития ООН и Глобального экологического фонда «Экспериментальная апробация непрерывного школьного экологического образования и просвещения путем разработки комплекта учебных пособий по региональному компоненту для общеобразовательных школ Республики Алтай».