Выступление ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Формы взаимодействия школы и семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни.
Ефимова С.П.,
учитель начальных классов высшей категории, МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ» Дрожжановского района Республики Татарстан

Девять десятых нашего
счастья зависит от здоровья.
А.Шопенгауер.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.
В современных условиях в рамках государственной концепции сохранения здоровья подрастающего поколения большое внимание уделяется здоровому образу жизни ребёнка, а именно в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования есть раздел «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», которая обеспечивает:
«пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
формирование установки на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
применение рекомендуемого врачами режима дня;
формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены» [2, с.27-28].
Успех работы по реализации этой программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, во многом зависит от тесного взаимодействия школы и семьи, от высокой профессиональной компетентности и грамотности педагога и родителей.
Самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является младший школьный возраст. В этот период дети значительную часть времени проводят в семье, где закладываются основы отношений к себе и своему здоровью. Здоровый образ жизни – это радость в доме, это залог счастливой и благополучной жизни детей в гармонии с миром.
Одной из нетрадиционных форм сотрудничества с родителями начальной школы являются родительские клубы. «Организация клубов родителей в начальной школе – это благодатное дело. Оно сплачивает родителей. Позволяет развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в будущем проблем подросткового возраста» [1. с.46].
На протяжении многих лет в нашей школе работает «Клуб молодой семьи». Программа «Клуба молодой семьи» предназначена для родителей учащихся 1 класса. Основная задача клуба – освоение родителями новой социальной роли – родителя ученика, для того чтобы помочь ребенку успешно выполнять социальную роль ученика, так как начало учебного года всегда очень сложный и важный процесс для детей, в особенности для первоклассников. Когда ребенок становится первоклассником, ему приходится изменять свой ритм жизни, свое поведение, подчиняя его сначала нормам, а потом и самому себе. За этим процессом стоят два типа мотивов:
а) мотивы, вызванные к жизни внешним контролем (например, основанные на страхе или стремление к поощрению);
б) мотивы, проявляемые бескорыстным общением близких взрослых, их любовью, добротой.
А как ребенка окружить любовью и добротой, как развить нравственную самооценку, изменить отношение к себе, сформировать доброжелательное отношение к людям, помочь ребенку успешно адаптироваться к школьной жизни; как сохранить здоровье ребенка в новых для него условиях;
как формировать познавательные интересы ребенка и стимулировать у него потребности делиться с родителями школьными проблемами;
как грамотно выстроить взаимоотношения в классе между учащимися, их родителями, классным руководителем и школой – вот главные вопросы, которые должен решать учитель. В их решении необходимо единство учителя, учеников и родителей.
В программе педагогизация сознания родителей осуществляется в следующих направлениях:
1) формирование у родителей интереса к себе как педагогу-воспитателю;
2) обогащение опыта родителей психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями;
3) включение родителей в педагогическую деятельность (по самообразованию и самопознанию, разрешению педагогических проблем и т.д.);
4) включение родителей в решение школьных проблем и в коллективную жизнь класса;
5) коллективное обсуждение семейных проблем и поиск путей их решения.
Для реализации этих направлений в программе предусматриваются различные формы работы с родителями:
Лекционная работа. Для проведения этих занятий приглашаются администрация и педагоги школы, медицинские работники. Здесь родители повышают свой теоретический уровень.
Практические занятия, деловые игры, тренинги, праздники, «круглые столы», на которых родители углубляют знания, полученные на лекциях, и формируют практические умения.
Общешкольные мероприятия, в которых принимают участие родители: спортивные праздники и досуги - «Папа, мама и я – спортивная семья», «Ловкие, сильные, смелые» и т. п.
Индивидуальная работа с родителями: индивидуальное консультирование, беседы, посещение семьи на дому, общение по телефону, письменное общение с родителями и т.д.
Программа направлена на пробуждение, развитие, формирование и расширение педагогического сознания родителей и повышения их воспитательного потенциала.
План работы «Клуба молодой семьи».
Сентябрь
Заседание на тему «Первый раз в первый класс».
Вопросы для обсуждения:
Как правильно организовать рабочее место первоклассника?
Как одеть (экипировка) будущего первоклассника?
Режим дня первоклассника.
Какие должны быть учебники?
Октябрь
Заседание на тему: «Об организации обучения в 1 классе».
Вопросы для обсуждения:
Где может проходить первый год начального обучения?
Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни?
Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.
Каким должно быть обучение первоклассников?
Контроль и оценка результатов обучения.
Ноябрь
Заседание на тему: «Профилактика нервно-психических заболеваний. Психогигиена школьников».
Подготовительный этап: проведение анкеты с родителями «Что такое на ваш взгляд «здоровый образ жизни»?
Вопросы для обсуждения:
Причины детской нервности.
Что нужно предпринять, если у ребенка проявляются признаки невроза.
Анализ анкет родителей.
Декабрь
Заседание на тему: «Поймем друг друга».
Подготовительный этап: учащиеся рисуют портрет своей семьи.
Вопросы для обсуждения:
Семья – это самое главное в жизни для каждого человека.
Социальный опрос родителей.
Показ рисунков учащихся родителям.
Анализ рисунков:
-содержательные аспекты (анализ структуры рисунка семьи, отдельных ее членов;
-различие стилей рисования (количества деталей, цвета);
-анализ процесса рисования (последовательность, затраченное время, комментарии).
Январь
Проведение спортивного мероприятия - «Мама, я и мой друг»
Цели: обучение коллективному взаимодействию детей и родителей, пропаганда здорового образа жизни.
Предварительная подготовка: каждая команда готовит название, девиз и эмблему, болельщики придумывают «кричалки», плакаты в поддержку команды и творческие номера во время пауз между этапами соревнований.
Форма проведения: спортивная эстафета с элементами интеллектуального брейн-ринга. В соревновании участвуют несколько команд по 3 человека в каждой. Члены жюри: дети, учителя и родители. Все остальные - болельщики.
Февраль.
Заседание на тему: «Что значит быть хорошим отцом?»
Подготовительный этап:
-анкетирование учащихся «Отцы глазами детей»
-подготовка стенгазеты: «Вот какие наши папы»;
-рисунок на тему «Мой папа дома»;
-подарки папам.
Вопросы для обсуждения:
Поздравление пап с Днем защитника Отечества.
Различные типы пап.
Ознакомление отцов с результатами анкетирования учащихся.
Решение педагогических ситуаций.
Март
Заседание на тему: «Игры и игрушки».
Подготовительный этап: рисунки детей «Моя любимая игрушка».
Вопросы для обсуждения:
Почему современные дети сидят дома, не выходят играть на улицу?
Игры развивают память, мышление, речь детей.
Нужно ли родителям играть с ребенком?
Выступление родителей «Как играет мой ребенок, его увлечения и игры».
Ответы на вопросы об играх и игрушках детей (какая любимая игрушка у ребенка, почему?)
Какие бывают игрушки?
Какие игрушки нужны ребенку?
Апрель
Заседание на тему: «Витаминные препараты в профилактике переутомления».
Вопросы для обсуждения:
Признаки утомления.
Витамины для укрепления организма первоклассника.
Спорт – лучшее лекарство для здоровья.
Реклама витаминных препаратов.
Май
Прогулка – поход в весенний лес.
Подготовительный этап:
- проведение консультации для родителей о походе;
- распределение роли каждого родителя на протяжении всего мероприятия;
- предоставление необходимой литературы для самостоятельного изучения (картотеки наблюдений, подвижных игр и зарядок на воздухе);
-совместное определение маршрута похода.
Таким образом, родительский клуб выступает и как информационный источник, и как своеобразный путеводитель, позволяющий родителям находить в семье дополнительные ресурсы для развития и воспитания, для сохранения и укрепления здоровья детей. В свою очередь, родительская общественность, поддерживая школу, класс, помогая им, облегчает деятельность педагогического коллектива. Родительский клуб способствует формированию отношений сотрудничества, взаимопомощи и партнерства между семьей и школой.

Литература
1.Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы: организация сотрудничества с родителями Москва «Вако», 2005. С.46-47.
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373), 19.7 С.27-28.

15