Доклад по воспитательной работе на тему: Гражданско-правовое воспитание 
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
-3810269875Гражданско-
правовое 
воспитание
школьников.
00Гражданско-
правовое 
воспитание
школьников.
  Подготовила:
                                                                Волчанова Н.И.
                                                               Учитель истории и обществознания
г. Новоалександровск, 2016
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
 но чтобы они путем правильного воспитания
сделались хорошими – это в нашей власти» 
Плутарх
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования. 
Гражданско – правовое  образование – это  одна из важнейших задач, которая сегодня стоит не только перед школой, но и перед всем обществом, так как формирование гражданского общества немыслимо без обеспечения в стране прав и свобод личности, а юридическая грамотность всего населения является необходимым условием существования правового государства.
396621018859500282511518859500Гражданско-правовое образование
10058406032500
441579018478500Ценности                               Знания                      Ценности
282511546990006057904699000
Гражданско-                   Гражданско-                  Гражданско-    
правовая                          правовая                        правовая позиция                           компетентность            познавательная
                                                                                    деятельность
Правовое образование это неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания.
Правовое образование должно стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и государством. 
Задача учителя, - воспитывая граждан России, воспитать в них гордость и любовь к своему Отечеству, быть открытыми для всякой информации, уметь общаться друг с другом.    Учитель должен ученику не только дать правовые знания, но и научить его пользоваться своими правами и свободами, грамотно защищать свои интересы, предупреждать от неправомерного поведения.
Появление новых программ и технологий, обусловленных осуществлением  компетентностного подхода к образованию, требует от  современного учителя умения выбрать те из них, которые позволят ему в условиях модернизации и развития правового образования оказаться  в «том месте», т. е  средствами предмета воспитать творческую личность, успешного человека, обладающего  нравственными качествами,  правовыми знаниями. 
В связи с этим в ноябре 2015 года в нашей школе была разработана программа «Школа волонтеров правовой культуры».
 Цель программы: создание сплоченной  команды волонтеров для повышения уровня правовой культуры и формирования правового самосознания, активной жизненной позиции учащихся, их родителей.
      Однако первоначально подростки-волонтеры не обладают достаточными знаниями для пропаганды здорового образа жизни и правовой культуры, поэтому необходима организация специальных занятий, которые призваны научить основным приемам работы в группе подростков.
     Все обучение волонтеров должно проходить в тренинговом режиме. Интерактивные методы обучения (т.е. живое общение) позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность).
      В основе программы лежит установка на изменение отношения к зависимости. Развитие подросткового добровольчества послужит толчком для изменения устаревших стереотипов в отношениях между подростками и взрослыми и создаст условия для развития ответственных партнерских отношений.
Модель системы гражданско-правового образования в школе
14820909461500
17989550ЦЕЛЬ
00ЦЕЛЬ
18141955715ЦЕЛЬ
00ЦЕЛЬ
27012902413000
1814195167640ЗАДАЧИ
00ЗАДАЧИ
14820909144000
361759520955001814195209550027774902095500
5486404064000
10985507620ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
(СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ)
00ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
(СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ)
2920365622300054864012890500
26771602476500
1824990146050ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ - ПРОГНОЗ
400000ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ - ПРОГНОЗ
14058905397500
1628775574865500Основные формы и методы работы по программе. 
Правовая подготовка Волонтеров.
Для реализации Программы, необходима определенная правовая подготовка волонтеров. Поэтому программа предусматривает еженедельные учебные занятия в виде лекций, игр, тренингов. К разработке тематических планов и проведению занятий привлекаются специалисты в области права, а также специалисты структур, деятельность которых связана с обеспечением прав детей.
Организация  волонтерского отряда.
Наиболее интересной и привлекательной для детей формой включения их в деятельность по повышению правовой культуры является форма отряда, как свободного, самоуправляемого, творческого и равноправного объединения. Таким объединением на наш взгляд должен стать Волонтерский отряд, где участники Программы могут применить в практической деятельности полученные знания.  
Правовое воспитание детей.
Подход к решению проблем правового воспитания и обучения правам ребенка детей в школе, предлагаемый данной Программой, заключается в создании механизма правового воспитания школьников, действующего за счёт добровольческих усилий самих детей. Таким образом, применяется принцип «равный – равному». Включение детей в образовательную и воспитательную деятельность повысит востребованность со стороны детской среды правовых знаний, распространение которых будет содействовать повышению правовой культуры школьников и в перспективе - правовой культуры местного сообщества.
Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий:
Выпуск и распространение информационно-методических материалов для учащихся, родителей, педагогов по вопросу формирования законопослушного поведения школьников;
Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.
Диагностическая работа предполагает использование ряда специальных методов, в первую очередь это проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей школьников, влияющих на формирование правового самосознания.
Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих семинаров-совещаний, лекториев, круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов.
Этапы  реализации Программы
Название этапа Содержание работы
I этап. Подготовительный 
2015-2016 
учебный год – совершенствование нормативно – правовой базы;– разработка образовательной программы волонтеров;
– правовая подготовка, информирование и воспитание волонтеров;– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;– разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений;– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.
II этап. Внедрение 
2016-2018
учебный год – оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;– использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.
III этап. Отслеживание и анализ результатов 
2018-2020
 учебный год – обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;
- создание информационной и рекламной продукции в печатном виде;
- создание информационно-рекламного уголка правовых знаний «Сам себе правовед» в фойе школы– определение перспектив развития школы в этом направлении.
Ожидаемые результаты       реализации  
снижение количества правонарушений, совершенных учениками школы;
воспитание сознательных, активных граждан,  хороших организаторов, способные к сознательному систематическому участию в общественной жизни класса и школы;
создание Модели школьного волонтерского движения.
формирование правового сознания и позитивных установок, обучающихся на волонтерскую деятельность.
Основные формы и методы работы по программе. 
Правовая подготовка Волонтеров.
Для реализации Программы, необходима определенная правовая подготовка волонтеров. Поэтому программа предусматривает еженедельные учебные занятия в виде лекций, игр, тренингов. К разработке тематических планов и проведению занятий привлекаются специалисты в области права, а также специалисты структур, деятельность которых связана с обеспечением прав детей.
Организация  Волонтерского отряда.
Наиболее интересной и привлекательной для детей формой включения их в деятельность по повышению правовой культуры является форма отряда, как свободного, самоуправляемого, творческого и равноправного объединения. Таким объединением на наш взгляд должен стать Волонтерский отряд, где участники Программы могут применить в практической деятельности полученные знания.  
Правовое воспитание детей.
Подход к решению проблем правового воспитания и обучения правам ребенка детей в школе, предлагаемый данной Программой, заключается в создании механизма правового воспитания школьников, действующего за счёт добровольческих усилий самих детей. Таким образом, применяется принцип «равный – равному». Включение детей в образовательную и воспитательную деятельность повысит востребованность со стороны детской среды правовых знаний, распространение которых будет содействовать повышению правовой культуры школьников и в перспективе - правовой культуры местного сообщества.
Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий:
Выпуск и распространение информационно-методических материалов для учащихся, родителей, педагогов по вопросу формирования законопослушного поведения школьников;
Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.
Диагностическая работа предполагает использование ряда специальных методов, в первую очередь это проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей школьников, влияющих на формирование правового самосознания.
Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих семинаров-совещаний, лекториев, круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов.
Схема управления программой  с указанием партнеров и соисполнителей.
1009654445Взаимодействует
Осуществляет
Волонтерский отряд «Наше будущее»
С администрацией
МОУ СОШ №12
С социально-психогической службой МОУ СОШ №12
С педагогическим коллективом МОУ СОШ №12
С органами опеки и попечительства
Правовое просвещение учащихся
Разрешает
Конфликтные ситуации
Ведёт
С правоохранительными органами (ОДН)
С Уполномоченным по правам ребёнка
 МОУ СОШ № 12
С учреждениями социальной защиты
С комиссией по делам несовершеннолетних
Правовое обучение учащихся  МОУ СОШ № 12
Правам и 
00Взаимодействует
Осуществляет
Волонтерский отряд «Наше будущее»
С администрацией
МОУ СОШ №12
С социально-психогической службой МОУ СОШ №12
С педагогическим коллективом МОУ СОШ №12
С органами опеки и попечительства
Правовое просвещение учащихся
Разрешает
Конфликтные ситуации
Ведёт
С правоохранительными органами (ОДН)
С Уполномоченным по правам ребёнка
 МОУ СОШ № 12
С учреждениями социальной защиты
С комиссией по делам несовершеннолетних
Правовое обучение учащихся  МОУ СОШ № 12
Правам и 
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо также отметить, что правовое образование обучающихся будет эффективно лишь при соблюдении определенных условий педагогически правильной организации образовательного процесса. К таким условиям следует в первую очередь отнести создание положительного эмоционального отношения обучающихся к правовому образованию и самообразованию, обеспечение каждому школьнику активной позиции, возможности проявлять инициативу, независимость, самостоятельность. Эффективность правового образования обучающихся во многом зависит также от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры.