Проект Колыбель моих предков


Региональный этап Всероссийского конкурса
среди работников образовательных учреждений
«Конкурс авторских инновационных проектов в сфере образования»

Шойдокова Жигзымцырен Бадмажаповназаместитель директора по воспитательной работе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кункурская средняя общеобразовательная школа имени
Героя Социалистического Труда Пурбуева Дашидондок Цыденовича»
Адрес: 674485 Забайкальский край Агинский район село Кункур ул. Школьная, 15
Телефон: 8(302)3947125
e-mail: flower8176@mail.rue-mail школы: kunkur@list.ru
адрес школьного сайта: http://shs_kunk.agns.zabedu.ru/Инновационный проект
погружения в кочевую жизнь бурятского народа
«Колыбель моих предков».
Актуальность:
В настоящее время образование в целом повернулось в личность ученика, пытается создать условия для становления его как субъекта общественной жизни. Повсеместно предпринимаются попытки создания образовательной среды, способствующей самореализации учащихся.
Образование приобретает все более выраженную социально-личностную ориентацию. Для детей нужны новые, социально востребованные образовательные программы, проекты, особенно в части подготовки детей к жизни в современном обществе с полноценным освоением навыков проживания в экстремальных природных условиях; погружение в этническую среду, созданную в школе, будет способствовать успешному обучению.
Таким образом, создается система более высокого порядка, где происходит погружение детей в культуру, наполнение его жизни культурными смыслами, и на основе чего достигается его творческое саморазвитие и духовно-нравственное становление. Современные школьники крайне мало знают о кочевниках. И в целях расширения знаний о культуре бурятского народа мы погружаемся в ту жизнь, которой жили наши предки, чтобы показать их и духовную, и материальную культуру, потому что культура кочевая — она призрачная.
Цель: создание новой образовательной среды, обеспечивающей погружение в культуру, как условия развития творческих способностей и духовно-нравственного становления личности.
Задачи проекта:
1. «Погружение» в кочевую жизнь своего народа.
2. Изучение традиций, быта, культуры бурятского народа.
В ходе проекта ее участники проживают в юрте, фиксируя разные аспекты повседневной жизни кочевого сообщества.
Для полного погружения исследователи будут носить традиционную бурятскую одежду, перемещаться на лошадях, участвовать во всех моментах кочевой жизни бурят.
Содержание деятельности
Реализация проекта культурно-образовательный кочевой лагерь (КОКЛ) «Колыбель моих предков», в рамках которого предполагается недельное погружение в стихию кочевой жизни методом погружения, в процессе которого происходит проживание феномена материальной и духовной культуры кочевника в максимально приближенных к естественным традиционным условиям.
Таким образом, выработалась логика работы по разработке проектов:
Постановка и принятие проблемы (задачи)
Исследование условий, в которых будет решаться проблема (задача)
Поиск ресурсов
Реализация проекта
Организация кочевого лагеря создает своеобразный этнопедагогический микросоциум. Благодаря этому есть возможность сохранить этнопедагогические традиции, возрождать культуру своего народа.
Кочевой лагерь - очень эффективный механизм погружения и укоренения детей в родную культурную среду. Общение на родном языке, игровые занятия, изучение культуры и истории своего народа, культурно-бытовых навыков и традиций, проживание кочевой жизнью оказывает очень глубокое влияние на осознание ребенком своей этнической принадлежности. Традиционное воспитание хорошо приспособлено к вполне определенным хозяйственно-экономическим условиям. Исходя из этого, в лагере применялись различные формы обучения: игры у костра, уход за домашним скотом, изготовление традиционных национальных блюд, езда на лошади, а также изучение обрядов и других различных видов фольклора формирует у детей чувство своей значимости и необходимости. Известно, что фольклор как ценнейший языковый материал широко используется в обучении и воспитании. Обращение к фольклорному материалу помогает по-другому взглянуть на окружающий мир: развиваются чувства ребенка, создается эмоциональный тонус, то есть пережитые чувства способствуют появлению знаний, которые затем становятся убеждениями.
Основным видом традиционного хозяйствования бурятов является домашнее скотоводство. Создание естественной среды благотворно повлияло на детей, они легче стали воспринимать родной бурятский язык, различные игры, ведения кочевой жизни. Освоение ребенком родного языка оказывает на него благоприятное влияние: с его помощью он познает мир, приобщается к национальной культуре, через него ощущает себя представителем той или иной нации. Родной язык формирует в нем сопричастность к истории своего народа, гордость за своих предков, определяет общее развитие ребенка. Исходя из задачи, в лагерь набираются дети разного возраста. В ходе работы кочевого лагеря воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт. Собираются и систематизируются народные знания о воспитании и обучении детей, народная мудрость, отраженная в легендах, сказках, песнях, играх, в быте, традициях, применение всего педагогического потенциала, оказывающего влияние на процесс формирования личности. В лагере были проведены следующие мероприятия: непосредственное участие детей в производственной деятельности скотоводов. Например, совместно со взрослыми пасти коров, овец с изучением методов ведения традиционного вида хозяйствования, т.е. правильный уход за домашним скотом и т.п. Кроме этого, дети учили песни и стихи. Одними из факторов, определяющих интерес к познанию родного языка, являются различные легенды, связанные с топонимикой родного края. Дети, слыша легенды, осваивали не только слова, но и их смысл и понятие.

Механизм реализации
Создание организационного комитета проекта, в число которого входят директор школы, учителя, учащиеся, Президент школы, Совет молодежи, родительская общественность, фольклорный коллектив «Ургы».
Сбор и изучение необходимых компонентов кочевого образа жизни: одежды, быта, ведение хозяйства, встречи со старожилами и др.
Составление договора с Раднаевым А.Р. об использовании его стоянки для реализации проекта.
Создание финансового механизма обеспечения: спонсорские вложения, спонсорская помощь и др.
Основные мероприятия по реализации проекта
№ Наименование действия Сроки Ответственные
1 Проведение консультаций для участников проекта в соответствии с запланированными мероприятиями 1-5 июня Ирдынеева О.Д., Суходаева Д.Д., Цыренова Х.А.
2 Сбор национальной одежды 1-5 июня Чирнинова Ж.Д., родители
3 Инструктаж по технике безопасности 05 июня Цыдыпов Б.Б.
4 Выезд в лагерь, обустройство. 06 июня Раднаев В.Ц., Цыденов Ю.А.
5 Реализация проекта 06-12 июня Оргкомитет
6 Итоговое мероприятие: игрища у костра, ёхор с привлечением фольклорного коллектива «Ургы» 12 июня Фольклорный коллектив «Ургы»
Примерный распорядок дня:
5-30 – подъем. Утренние процедуры.
6-00 – дойка коров, отделение телят, выгон скота
6-40 – завтрак
7-10 – приготовление блюд из молока (сметаны, творога), выпас скота
8-50 – уход за скотом, приготовление национальных блюд
11-00 – обучение езде на лошади
12-00 – обед
13-00 – разучивание стихов, песен, ёхора15-00 – забивание барана, методы разделки мяса, приготовление традиционных блюд из мяса
17-00 – ужин
18-00 – обучение езде на лошади, уход за домашним скотом, изучение обычаев, традиций
20-00 – сбор скота. Вечерние работы по хозяйству. Игры у костра.
Примечание: Кроме осноных работ по хозяйству изучение традиций и обычаев сменяются народными играми, танцами, рассказами легенд о топонимах родного села и т.д.

Ожидаемые результаты:
Развитие ключевых компетентностей учащихся
Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе
Приобщение к национальной культуре, развитие толерантности.
Заключение: В рамках проекта школьники проживали в юрте, разговаривали только на родном языке, отправившись в необычное путешествие, навстречу увлекательнейшему процессу постижения культуры бурятского народа, со всеми его традициями и обычаями. Целую неделю были абсолютно оторванными от цивилизации и привычного уклада жизни.
Реализация данного проекта, изучение традиций, обычаев в игровой форме, изучение быта своего дает нужный импульс и мотивацию к дальнейшему изучению своего родного бурятского языка, что является проблемой для нынешних школьников.