Статья на тему Диагностические методы в формировании классного коллектива


Диагностические методы в формировании классного коллектива
А.И.Будаловская,
учитель начальных классов
Макеевской общеобразовательной
школы I-II ступеней № 36

Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь
проклинать темноту. Ф.Абрамов.
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях.
Психолого-педагогическая диагностика является важным фактором в изучении личности каждого школьника. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Разработка диагностических методов и работа с ними позволяют учителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами обучающихся и отдельными учениками.
Более двадцати пяти лет я работаю учителем начальных классов и являюсь классным руководителем. Каждый раз, когда приходят ко мне новые первоклассники, меня волнует вопрос: как построить свою воспитательную работу, чтобы коллектив был творческим, дружным, сплочённым? Нам часто кажется, что мы достаточно хорошо знаем тех, кого учим, воспитываем. Но в жизни бывает не так. Надо хорошо знать ребёнка, чтобы предъявлять к нему требования, соответствующие его силам и возможностям. Неумение вовремя заметить некоторые особенности в его характере ведёт к серьёзным упущениям в воспитании. Лишь постоянное внимание к личностным особенностям ребёнка создаёт основу для сознательного управления развитием с учётом возрастных изменений. Каждому ребёнку присущ свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. В свою очередь, информация, полученная о каждом ребёнке в процессе диагностических исследований, позволяет правильно построить воспитательную работу по формированию коллектива и развития личности в целом.
Наиболее информативными методами диагностики являются следующие методы:
- беседа с учениками, родителями;
- наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование;
- сочинения;
- социометрия;
- ранжирование;
- графический и рисуночный тест.
Всю свою диагностическую работу по формированию коллектива и развития личности я разделила на три этапа:
I этап – диагностика исследования личности обучающихся (1 класс);
II этап – диагностика развития коллектива (2-3 классы);
III этап – диагностика формирования коллектива (4 класс).
Для того, чтобы составить более полное и точное представление о ребятах, которые ежедневно приходят к нам в класс, об их интересах, ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, существуют различные диагностические методики. Их целью является выявление уровня воспитанности, творческого развития личности, направленности интересов и т.д.
На первом этапе применяю методики и тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном обществе, лидера с целью самоуправления в классе.
Диагностическая методика «Если бы ты был волшебником», «Космическое путешествие», «Солнце, дождик, тучка», «Загадай желания», «Золотая рыбка» и др.
Методика незаконченных предложений.
Ребятам предлагаю дописать два предложения:
Больше всего я радуюсь, когда…
Больше всего я огорчаюсь, когда…
При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с личной жизнью, с жизнью коллектива.
Графический тест «Я – позиция».
На листе бумаги чертится круг. Ученик ставит точку – своё «я» относительно круга (в круге или в центре круга, за кругом).
Цель данного теста - выявление характера самооценки детей, места каждого ребёнка в коллективе.
Тест «Пьедестал».
Обучающимся класса раздаю листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из трёх ступенек. На каждую ступеньку возводится 1 человек из класса.
Данная методика помогает увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Диагностика «Фотография»
Эту диагностику провожу в конце 1 класса. Детям предлагаю выступить в роли «фотографов» - сделать снимок своего класса. Каждый ученик получает лист с квадратиками по количеству обучающихся в классе. В этих квадратиках ученик должен разместить «себя» и своих одноклассников на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем.
На втором этапе целью диагностики является выявление направленности интересов младших школьников, характера самооценки, изучения уровня развития личности.
Диагностика «В школе», «Цветик-семицветик», игра «Магазин», методика «Приглашение в гости», анкетирование «Какой у нас коллектив», «Психологическая атмосфера в коллективе» и др.Диагностическая методика «Школа будущего»
Учащимся предлагаю определить, что должно быть в этой школе и чего быть не должно. На листах бумаги дети пишут под знаком (+), что должно быть и под знаком (-) то, чего быть не должно. Если учащиеся пишут учителей, урок под знаком (-), то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной мотивации.
Диагностическая методика «Ранжирование»
Учащимся класса предлагаю проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучают в третьем классе, и обосновать значимость предметов одним-двумя словами.
Это исследование помогает выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
Диагностика гибкости мышления.
Методика позволяет определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности.
Школьникам предъявляется бланк с записанными анаграммами. В течение 3 минут они должны составлять из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы.
Проба на внимание.
Цель: выявление уровня внимания и самоконтроля школьников.
Прочитать текст. Проверить его. Найти в нём ошибки (в том числе и смысловые), исправить. Подсказка: текст содержит 10 ошибок.
Подсчитывается количество пропущенных ошибок:
0-2 – высший уровень внимания;
3-4 – средний уровень внимания;
Более 5 – низкий уровень внимания.
В четвёртом классе успешно использую сочинения и анкетирование, а также проективную методику, которая позволяет выявить отношение ученика к понятиям «плохой» и «хороший» и определить, как соотносит ученик определение с собственными достижениями:
- хорошая школа – это…
- хороший класс – это…
- плохой класс – это…
- хороший ученик – это…
- плохой ученик – это…
- хороший урок – это…
- плохой урок – это…
Диагностическая методика «Номинация»
Учащимся предлагаю принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого предлагаю распределить школьные предметы по следующим номинациям:
- самый интересный учебный предмет;
- самый полезный учебный предмет;
- самый трудный учебный предмет;
- самый лёгкий учебный предмет;
- самый весёлый учебный предмет.
Данная методика позволяет определить учебные приоритеты учащихся.
К концу четвёртого класса ученики отличаются особым психологическим настроем, у них появляется своё положительное отношение к действительности, к коллективной жизни, осознание своего «Я». Ребята живут по правилу: «Один за всех и все за одного». Считаю, что при определённых условиях диагностика может помочь учащимся правильно поступить в той или иной ситуации, дать правильную оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей, способствует формированию представления о достойном поведении и нравственных качествах человека.
Литература
Е.Н.Степанов «Воспитательный процесс: изучение эффективности», Москва, 2011г.
Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя», Москва, 2003г.
П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая / Альманах психологических тестов. М., 1995г.
Н.А.Максименко «Спутник классного руководителя», Волгоград, 2006г.