Урок по технологии Изготовление игольницы
Урок технологии 3 класс.
Дата проведение: 12.11.2014 г.
Тема: Сердечко – игольница. Разметка, раскрой и сборка изделия. Шов «петельный».
Цели урока: познакомить с новым материалом (синтепон, ватин); продолжить учить выполнять разметку деталей с помощью шаблона, учить выполнять шов «петельный»; повторить правила безопасной работы с ножницами и иглой; развивать навыки работы с ножницами и иглой, развивать пространственные представления, творческое воображение, речь, мышление, умение оценивать качество выполняемой работы, формировать эстетический вкус, умение работать самостоятельно , выстраивать логическую цепочку плана действий для достижения результата; воспитывать аккуратность в работе, самодисциплину, интерес к предмету, трудолюбие.
Задачи: Сшить игольницу.
Оборудование: ткань, ножницы, иголки, нитки, шаблоны, карандаш, презентация, демонстрационное полотно из картона; большая игла и толстая нить для демонстрации приема выполнения шва, ткань или бумага для демонстрации, образцы синтепона, ватина.
УУД:
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия;
Научить сшивать детали швом «петельным»;
Способствовать совершенствованию навыков работе с тканью, иголкой, ножницами Узнавание
Регулятивные Способствовать воспитанию трудовой дисциплины, воспитанию эстетических взглядов, познавательной потребности. Выполнение действий по алгоритму
Познавательные Формировать положительную мотивацию к предмету;
формировать умения четко организовать свою практическую деятельность,
развивать личностные качества: аккуратность, глазомер, терпение, трудолюбие. Совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные Улучшать сенсорные и моторные навыки учащихся, развивать творческие способности личности, умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Выполнение действий в группе или индивидуально
Личностные Формировать навыки соблюдения санитарно-гигиенических требований. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности. Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
План-конспект урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД и предметные действия
Орг.момент
Проверка готовности к уроку.
Приветствие учеников.
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь
Молодцы, теперь садитесь.
-Какие материалы и ннструменты для работы нам понадобятся? (ткань, ножницы, иголка, нитка)
Чтобы наши изделия получились добротными, качественными нам необходимо правильно организовать рабочее место.
-Большое влияние на самочувствие учащегося оказывает правильная посадка.
-Расскажите, пожалуйста как правильно сидеть при работе?
Правильная посадка во время работы:
1.Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение,
2.Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд,
3.Голову наклонить слегка вперёд,
4.Нельзя опираться грудью о стол,
5.Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см,
6.При работе не следует ставить локти на стол,
7.Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
Неправильное положение корпуса учащегося вызывает преждевременную усталость, сопутствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.
Рабочее место нужно организовывать так, чтобы было удобно работать, соблюдая при этом санитарно – гигиенические требования:
1.Свет должен падать на работу с левой стороны,
2.Инструменты для различных работ должны храниться в специальных коробочках или специально отведённых местах, а во время работы их раскладывают на столе справа от работающего.
3.Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы ткань всегда оставалась чистой.
4.По окончании работы все инструменты и ткани убирают на место.
Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.
Участвуют в беседе.
Обсуждают гигиенические требования и правила посадки во время работы.
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регулировать
свои действия
. Формулирова-ние темы, целей урока
Актуализация знаний
-Узнаем тему сегодняшнего урока, отгадав загадку?
В ней хранятся мелочи –
Те, что очень колкие;
У одних – на гвоздике,
У меня - на полке.
Мастерят умелые
Школьники и школьницы
К маминому празднику
Мягкие … (игольницы).
-Какая тема урока?
-Что мы должны сделать? Какая цель урока?
-Что такое игольница? Дайте определение.
Игольница – футляр или подушечка для иголок и булавок, используемая в швейном деле, исключающая возможность их потери в процессе работы.
-Какой формы, какого вида бывают игольницы? (показ презентации)
Мы сегодня сошьем игольницу-сердечко.
Игра «Узнай шов».
Слушают высказывания друг друга. Отвечают на вопросы. Формулируют тему, цели урока.
Узнают изученные виды швов. Личностные: осознание своих возможностей
Регулятивные: ответить на поставленный вопрос , прогнозировать деятельность на уроке, принимают учебную задачу, участвует в диалоге, соблюдают правила общения.
Познавательные: приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений.
Изучение нового материала
Инструктаж по технике безопасности 1. Синтепон, ватин: назначение и свойства.
-Прежде чем приступить к раскрою и сшиванию деталей игольницы, познакомимся поближе с новыми материалами, которые необходимы для ее изготовления. На прошлом уроке мы с вами выяснили, что для того, чтобы прихватка была достаточно мягкой, ее надо наполнить. Наполнителями являются такие материалы, как ватин и синтепон.
Ватин - представитель нетканых полотен, необходимый в производстве спецодежды, мебели, матрасов и т. д. Основа ватина - натуральное, переработанное или искусственное волокно, которое расчесывается на специальном оборудовании (показ образца ватина).
Синтетический ватин, синтепон, синтепух - лёгкий, объёмный, упругий нетканый материал, в котором смесь синтетических волокон скрепляется иглопробивным, клеевым или термическим способом.
Преимущества синтепона заключаются в лёгкости, хороших теплозащитных свойствах и малом весе, а также в относительной безвредности для человека. Синтепоны используют для всех видов утеплённой одежды, в том числе детской, а также для изготовления одеял, покрывал (показ образца).
2. Разметка и раскрой деталей изделия.
Разметка и раскрой ткани - это одни из самых ответственных технологических операций в процессе изготовления изделия. Ведь стоит ошибиться на этом этапе работы, и ткань будет безвозвратно испорчена. Поэтому, выполняя разметку и раскрой ткани, необходимо не только быть внимательными и аккуратными, но и, прежде чем взяться за ножницы, проверять: все ли сделано правильно.
Сколько деталей из ткани необходимо вырезать?
Сколько деталей нам необходимо вырезать из синтепона?
Как нужно сложить ткань, чтобы раскроить детали?
Демонстрация учителем.
3. Шов «петельный»: назначение и технология изготовления.
Как будете соединять детали изделия между собой? Конечно, с помощью иглы и ниток. Вы уже умеете выполнять прямые стежки (показ образца). Но прочен ли такой шов? Шов, образованный прямыми стежками, подойдет нам лишь для наметки, то есть временного соединения деталей. А вот для прочного соединения нам необходимо освоить шов «петельный». Этот шов используется как украшающий и как соединительный простой.
Учитель демонстрирует приемы завязывания узелка на конце нитки, выполнения шва «петельный».
Правила безопасной работы.
-Кроме того, при работе с иглой нам потребуется маленький помощник, который защитит наши пальцы от проколов иглой (показ наперстка). Знаете, как называется этот предмет? (Это наперсток.)
Учитель демонстрирует приемы работы с наперстком.
- Сейчас мы приступим к выполнению практической работы, поэтому необходимо вспомнить правила безопасной работы.
Будем отгадывать загадку и об этом предмете будем рассказывать правила техники безопасности.
1.Инструмент бывалый – Не большой, не малый. У него полно забот:
Он и режет и стрижёт. (ножницы)
Правила работы ножницами:
1.Не держи ножницы кольцами вверх.
2.Не оставляй ножницы в открытом виде.
3.При работе следи за пальцами левой руки.
4.Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
5.Не режь ножницами на ходу.
Загадка:. Тонка, Длинна, Одноуха, Остра Всему миру нужна! (игла)
Правила работы с иглой:
1. Иглы хранить игольнице, нитка должна быть вдета в иголку.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы.
4. Нельзя брать в рот или втыкать в одежду.
5. В конце занятия проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
Игра: «Доскажи пословицу».
-Устали? Давайте немножко отдохнем.
Физминутка Слушают, рассматривают образцы, участвуют в беседе.
Обсуждают новую информацию.
Воспринимают объяснение учителя, анализируют информацию, обсуждают изображения и анализируют их, отвечают на вопросы
Дополняют предложения.
Делают движения согласно тексту, ориентируясь на ведущего. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установле
ние личностного смысла знания.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию.
Коммуникативные: умеют формировать ответы на вопросы, выражать свою точку зрения, умение слушать и слышать.
Личностные: соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке, проявляют интерес к учебному материалу.
Познавательные: структурировать знания, получают информация из уст учителя .
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сохраняют уверенность в своих силах. Способность к творческой деятельности.
Коммуникативные: умеют формировать ответы на вопросы, умение строить речевые высказывания, умение слушать и слышать.
Практический этап
Практическая работа
Правила работы на уроке: дружно, быстро, тихо, аккуратно.
Порядок работы над изделием:
1.Обводим по шаблону.
2.Вырезаем 2 детали.
3.Завязываем узелок.
4.Сшиваем петельным швом.
5.Наполняем синтепоном, ватой, обрезками ткани.
6.Пришиваем петельку.
7.Убираем рабочее место.
Самостоятельное выполнение работы.
Во время практической работы учитель контролирует правильность приемов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения. Отгадывают загадки, отвечают на вопросы.
Выполняют практическую работу. Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установле
ние личностного смысла знания.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию
Рефлексивно-оценочный этап Подведем итог нашего урока.
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Что вы с удовольствием делали на уроке?
- В чем были сложности?
-Как вы преодолели эти трудности? Как вы оцениваете свою работу?
Учащиеся вместе с учителем рассматривают изделия, выясняют, по каким критериям можно оценить качество выполненной работы, определяют лучшее изделие.
Выставка работ. Коллективная работа «Дерево счастья». Выставление оценок.
Уборка рабочих мест учащимися.
Домашнее задание.
Принести: инструменты и материалы для изготовления мягкой игрушки. Ооценивают свою работу и работы товарищей, отвечают на вопросы учителя.
Личностные: адекватное понимание причин успеха и не успеха в учебной деятельности. Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательств.
Познавательные: выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.