Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Сейдаметова Эльвира Нуриевна, МБОУ Батальненская СОШ
Технологическая карта урока литературного чтения
Учитель: Сейдаметова Эльвира Нуриевна, МБОУ Батальненская СОШ
Тема В. Осеева «Волшебное слово»
Класс 2 класс
Цели
познакомить детей с биографией В.А. Осеевой и ее произведениями, показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека; формировать общеучебные навыки: правильность, беглость, выразительность чтения, учить видеть позицию автора, прогнозировать события и отвечать на вопросы по содержанию.
Планируемые результатыЛичностные:
- Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
- Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;
- Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
Предметные:
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Межпредметные связи Иностранный язык, русский язык
Ресурсы:
«Литературное чтение» (авт. Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М:.Просвещение, 2011) 2 класс, часть 2, с. 87; интерактивная доска, презентация, карточки для работы в парах
Аннотация Урок проведен во 2 классе по УМК "Школа России".
Тип урока - открытие новых знаний.
Технология продуктивного чтения.
Урок с использованием мультимедийного проектора.
В ходе урока используются методы и приемы для формирования УУД
Ход урока
№п\п Этап урока Деятельность педагога Деятельность учащихся Формируемые УУД
Этап I
Организационный Проверяет готовность детей к уроку. Эмоциональный настрой
Доброе утро! Придумано кем-то. Просто и мудро при встрече здороваться. Доброе утро, солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длиться до вечера!
-Повернитесь к друг другу лицом, улыбнитесь. Садитесь. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками и внимательными слушателями.
Концентрация внимания детей. 1. Проверяют готовность своего
рабочего места.
Личностные:
Выражают положительное
отношение к процессу
познания, проявляют
внимание.
Этап II Актуализация знаний
1) - Ребята, сейчас мы проведем дыхательную гимнастику, чтобы вы восстановили дыхание и дышали равномерно после перемены.Вдох через нос – выдох через нос;Вдох через рот – выдох через рот; Вдох через нос – выдох через нос;Вдох через рот – выдох через рот;Вдох через нос – выдох через нос.
- Молодцы! Теперь вы дышите равномерно!
2) Артикуляционная разминка
-А теперь подготовим ваш артикуляционный аппарат для чтения нового рассказа.
В одном маленьком домике жил язычок!
Как всегда по утрам дверка домика открывалась (открыли широко рот).
И оттуда появлялся язычок!
А вот и язычок показался! Потянулся! (высунуть язык).
Посмотрел направо, посмотрел налево (язык в стороны).
Полежал на крылечке (пожевали язычок и замерли)
Затем вернулся в домик и побежал чистить зубки! (рот закрыт, круговые движения языком по зубам)
- Ну, вот теперь наш язычок почти готов работать вместе с нами!
3) Жужжащее чтение.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран со стихотворением, давайте прочитаем его шепотом, пожужжим для того чтобы усовершенствовать подготовку артикуляционного аппарата к чтению рассказа
Речевая разминка
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
Спасибо! — говорил.
(С.Я. Маршак)
Задание:
1) Прочитать про себя;
2) Прочитать хором.
3) Прочитать медленно.
4) Прочитать быстро.
5) Прочитать очень тихо, а слово «спасибо» громко.
- Можно ли назвать этого мальчика вежливым? (Нет)
-Почему? (Он обижал малышей.)
- Как мы его назовем? ( Грубым, злым, невоспитанным)
-Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»? (Нет.)
-А каким людям подойдут вежливые слова? (Добрым, воспитанным.)
- Молодцы, мы хорошо с вами выполнили разминку и можем продолжать наш урок.
Проверка домашнего задания
- Вспомните, как называется раздел, с которым мы работаем? (Я и мои друзья) - Какое произведение мы читали на предыдущем уроке чтения? (Два пирожных)-Кто его автор? (Юрий Ермолаев) Хорошо!Игра «Хлопни в ладоши»
Мама попросила девочек помочь прибрать квартиру? ( помочь вымыть посуду)
Старшая сестра читала книгу об Африке? (да)
Младшая сестра сказала, что дочитает главу и придет? (Нет)
Мама попросила девочек помочь вымыть посуду? (Да)
Младшая сестра съела два пирожных, потому что старшая не любила сладкого? (Нет)
Значит потому что, старшую наказали?? (Нет)
Младшая сестра съела два пирожных, потому что старшая была в Африке? (Да)
- Кто допустил одну ошибку, хлопните один раз в ладоши! Хорошо, а кто не допустил в игре не одной ошибки, хлопните 2 раза в ладоши! Какие вы молодцы! 2. Проводят дыхательную гимнастику
3. Выполняют артикуляционные упражнения
4. Шепотом читают текст с экрана проектора
5. Отвечают на вопросы учителя
Выполняют проверку домашнего задания
Коммуникативные:
аргументируют свою позицию, умеют
сотрудничать, дополняют
высказанные аргументы, умеют слушать
и слышать собеседника, их
мнения по существу
полученного задания
Личностные:
умеют выражать свои мысли
Познавательные:
осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию из заданного текста
Личностные:
умеют выражать свои чувства, мысли,
проявляют эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.
Этап III Первичное чтение
- Сегодня утром на столе нашла конверт. Прочтите, от кого он?
- Как вы думаете, почему письмо этой женщины оказалось у меня на столе?
- Каковы цели нашего урока?
- Ребята! Нам предстоит познакомиться с замечательной писательницей Валентиной Александровной Осеевой. А помогут нам в этом наши одноклассники.
- А что же в нашем письме? (на экран проецируется письмо.
-Как вы понимаете слова Валентины Осеевой
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вот несколько иллюстраций к рассказам Валентины Осеевой. Как вы думаете, что в них общего?
- Верно! Герои всех рассказов этой писательницы – дети. Именно с ними происходят самые невероятные истории, о которых интересно читать не только детям.
Верно! Герои всех рассказов этой писательницы – дети. Именно с ними происходят самые невероятные истории, о которых интересно читать не только детям, но и взрослым.
Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания
Предъявляет задание и делает установку на его выполнение
Зачеркните буквы
английского алфавита и
узнайте тему урока
ВFОЛJШDЕБLSНRОЕ СWZЛОGВО
– Прочитайте, как он называется.
– О чем может быть рассказ с таким названием?
– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
- Как вы думаете, какие слова могут быть волшебными и существуют ли они вообще?
- Да, волшебными могут быть слова-заклинания, а еще?
- Верно! Вежливые слова. А в чем же их волшебство?
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Чему мы должны научиться?
- Я тоже хочу подарить вам несколько слов. Послушайте маленькие стихотворения и сами вставьте последнее слово в каждом из них в рифму.
Растает ледяная глыба
От слова теплого…спасибо.
Зеленеет старый пень,
Когда услышит …добрый день.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…здравствуйте.
Когда нас бранят за шалости,
Говорим… прости, пожалуйста.
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят…до свидания.
- Почему эти слова называют волшебными?
- Как еще иначе называют эти слова?
- Что значит быть вежливым?
- Давайте узнаем, о каком слове идет речь в этом рассказе.
- Сейчас вы прослушаете запись. Внимательно слушайте и ответьте мне на вопрос:
- Какое волшебное слово подсказал старичок Павлику?
Звучание
- Ребята, а какие слова вам были не понятны в рассказе?
- Давайте обратим внимание на слайд и прочитаем трудные слова по слогам и целым словом.
про - бор - мо-та-ла – пробормотала (Слайд)
противень - сняла с про-тив-няПробормотала - сказать быстро и невнятно.
Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовом шкафу.
А теперь давайте, обратим внимание на текст в учебнике и посмотрим, какие слова и выражения предлагает нам объяснение учебник. (Дети находят и читают).
Чуть не поддал хорошенько
Стряпает
-А почему это выражение и слово? (Они считаются трудными и выделены синей полосой в тексте).
Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.
Стряпает – готовит пищу. (Слайд)
-А теперь по рядам прочитаем эти слова.
-Обратите внимание на то, как пишутся правильно эти слова.
Понравился ли вам рассказ?
О ком этот рассказ?
Каким вам показался Павлик?
Что происходило с Павликом до встречи со старичком? –(Что случилось с Павликом?)
Как об этом узнал старик?
Каким вам показался старик?
А как разговаривал Павлик со стариком?
Какой совет дал старичок Павлику?
Был ли этот старичок волшебником?
Какое волшебное слово сказал Павлик сестре? Как подействовало волшебное слово на Лену? (широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала, удивилась, предложила краски)
К кому следующему пошёл мальчик? (к бабушке) Расскажите, как прошла их встреча. Что случилось с бабушкой, когда она услышала волшебное слово? (Выпрямилась, волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке)
Изменился Павлик после разговора со старичком?
Как вы думаете, какое слово шепнул старик Павлику на ухо?
Ребята, а у вас были похожие ситуации как у Павлика? Как вы с ними справлялись?
Что же необходимо человеку для того, чтобы к нему хорошо относились другие люди?
Хорошо! Вы ответили правильно на вопросы. Дети читают имя отправителя, называют В.А.Осееву Высказывают свои предположения.
Предлагают собственные цели
Хорошо подготовленные учащиеся делают сообщения о писательнице
Работают в парах
Выполняют задание на карточках (определяют тему урока)
«Волшебное слово»
Планируют свои действия по проверке высказанных предположений
Слушают стихотворение, вставляют нужные слова по смыслу
Дети работают с трудными словами, объясняя их значение
Выбор способа выявления
первичного восприятия (беседа, фиксация первичных
впечатлений)
Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием
Высказывают предположения
Регулятивные: построение плана действий, умение ставить цели при помощи учителя; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, дополняют высказанные мнения по
существу полученного задания
.Коммуникативные:
аргументируют свою позицию.
Коммуникативные: проявляют активность в решении познавательной задачи
Личностные:
умеют выражать свои чувства, мысли,
проявляют эмоциональную реакцию
Познавательные:
Анализируют;
обобщают, делают выводы
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную цель и задачу,
устанавливают соответствие, планируют свою деятельность
Коммуникативные: проявляют активность в решении познавательной задачи
Личностные:
умеют выражать свои чувства, мысли,
проявляют эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.
Познавательные:
анализируют содержание произведения, обобщают, делают выводы
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную цель и задачу,
устанавливают соответствие, планируют свою деятельность
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ну, вот и настало время отдохнуть. Вышли из-за парт.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
- Что помогло научить добру Павлика? (вежливое слово) Выполняют физические упражнения для разгрузки Этап IY
Этап Y
Этап YI
Этап YII Повторное чтение
Итоги урока
Рефлексия.
Домашнее задание Ребята, давайте еще раз прочитаем рассказ «Волшебное слово». Итак, начинаем.
Работа с иллюстрацией
Формирование умения работать с тестом, совершенствовать умения работы в паре.
- Ребята, посмотрите, на странице 88 есть иллюстрация, найдите её в тексте и прочитайте по ролям.
А теперь один прочитает у нас за дедушку, а другой за Павлика.
Молодцы!!
Ребята, найдите в тексте как нужно произносить это волшебное слово?
-Давайте попробуем произнести это слово!
-Повернитесь друг к другу – произнесите это слово друг другу!
-Как вы быстро учитесь! Я рада этому!
Работа в группах и парах
1.Каким был мальчик до встречи со стариком
2.Из данных слов выбрать те, которые характеризуют главного героя после встречи со стариком.
3.Соберите пословицы, объясните их значение.
НА ДОБРЫЙ ПРИВЕТ – ДОБРЫЙ И ОТВЕТ.
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК, ДОБРУ И УЧИТ.
ЗА ДОБРО ДОБРОМ И ПЛАТЯТ.
В.- Какая из них, по-вашему, выражает главную мысль рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»? (Добрый человек добру и учит)
- Подходят ли остальные пословицы к рассказу, обоснуйте свой ответ.
Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите свое солнышко рядом с этим высказыванием.
– Все вы дома прочитаете рассказ. И выберете задание, из предложенных, по душе:
1. Придумайте маленькое сочинение на тему «Волшебное слово» из школьной жизни.
2.. Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей. Читают по смысловым частям, остальные слушают
Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием
Высказывают предположения
Читают в парах
Соотносят иллюстрацию с содержанием, подтверждают чтением эпизода к иллюстрации
Подтверждают выборочным чтением эпизодов
Высказываются
Работают в группах
Устанавливают последовательность событий
Представитель от группы презентует выполненное задание
Сообщают свой выбор
Делают выбор, объясняя его Коммуникативные: проявляют активность в решении познавательной задачи проявляют активность в коллективной деятельности,
внимание к суждениям товарищей
Познавательные:
анализируют содержание произведения, обобщают, делают выводы
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную цель и задачу,
устанавливают соответствие, планируют свою деятельность
Личностные:
оценивают собственную и коллективную деятельность.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную цель и задачу,
устанавливают соответствие, планируют свою деятельность