Открытый урок по русскому языку Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
Специализированная музыкальная школа-интернат
Дата: 12.02.2015г.
Класс: 5 «Б»
Количество учащихся: 17
Предмет: Русская литература
Тема урока Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Тема и идея рассказа.
Цели урока Ознакомление с творчеством Л.Н.Толстого, вспомнить значения терминов «тема» и «идея» произведения, определить тему и идею рассказа «Кавказский пленник», закрепить знание текста, отработка навыка работы в группе.
Ожидаемые результаты Учащиеся ознакомлены с творчеством Л.Н.Толстого, знают о понятиях «тема» и «идея» произведения, умеют работать в группе, могут определить тему и идею рассказа «Кавказский пленник».
Ключевые идеи урока «Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными и подлинно толстовскими характерами, с напряжённым сюжетом, с поэтическими картинами природы, с точным чувством эпохи… «Кавказский пленник» можно считать настоящим рекордом мировой детской литературы». С.Я.Маршак
Этапы урока:
Время Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
Психологический настрой.
Мотивационный этап.
2 мин Приветствие учителя и учащихся. Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего урока. А что значит ХОРОШЕГО урока? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Прикройте глазки и мысленно скажите себе: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе”. Откройте глаза. Я желаю всем нам успеха! Учащиеся приветствуют учителя и всех присутствующих, записывают дату в тетради. Класс заранее поделен на 3 группы.
При формирова-
нии групп учитель использует дифференци-
рованный подход: в одной команде работают разные по уровню знаний учащиеся.
Проверка дом.задания. 3 мин Чему учит повесть И.С.Тургенева «Муму»?
(Слайд 2)
Наблюдает за ходом выполнения задания, слушает нескольких учащихся.
Просит учащихся поставить себе оценку за домашнее задание.
Учащиеся отвечают на вопросы письменно, затем устно комментируют.
На маршрутной карте ставят себе оценку за домашнее задание. ***Цель задания: повторить изученный материал.
У каждого учащегося на парте лежит маршрутная карта
4.Актуализация имеющихся знаний. 3 мин Устная работа по терминам (слайд № 3).
- тема художественного произведения;
- идея художественного произведения. Учитель предлагает группам дать полный ответ о теме, идее и композиции произведения. Дети выполняют задание. Представитель каждой группы устно дает определения терминов. ***Цель задания: проверить, насколько учащиеся усвоили изученные ранее понятия «тема» и «идея» произведения
5.Вызов. 4 мин На интерактивной доске показаны портрет Л.Н.Толстого и фрагменты из рассказа «Кавказский пленник».
(Слайд 4) Показывает учащимся слайды презентации.
***Цель: подвести учащихся к определению темы урока Самостоятельно выводят тему урока и записывают ее.
Цель данного задания:
Направить учащихся на формулирование темы урока и целей урока.
6. Словарная работа
2 мин Рассказ
Антитеза Знакомит с новыми словами урока:
Рассказ
Антитеза Осваивают новые слова, читают вслух определения терминов. 7.Осмысление.
Изучение новой темы.
4 мин
4 мин Задание 1: ознакомившись с материалами учебника на стр.158-159, отметить 5 предложений с наиболее важной информацией о творчестве Л.Н.Толстого.
Задание 2: Составить постер «Тема и идея рассказа «Кавказский пленник». Наблюдает за ходом выполнения задания, слушает выступления групп.
Меняет состав групп.
Поясняет учащимся выполнение задания, на интерактивной доске показывает критерии оценивания работ групп. Готовят сообщение, выступают перед другими группами, оценивают работы друг друга.
Учащиеся работают в группах нового состава, выполняют задание. Представитель группы переходит в соседнюю для представления своей работы.
После выступлений группы оценивают друг друга по критериям. Работа с учебником.
Данная работа позволяет учащимся самостоятельно ознакомиться с личностью и творчеством Л.Н.Толстого, а также показывает, на сколько учащиеся умеют выделять в тексте наиболее важную информацию.
Перед выполнением данного задания учитель меняет состав групп: в одной группе теперь совместно работают более сильные ученики.
***Цель такого состава групп – наблюдение и анализ деятельности сильных учеников в группе с равными по знаниям учащимися.
8.Физминутка. 2 мин Выполнение разминки под музыку. Вместе с учащимися выполняет физминутку. Ученики делают разминку. Учащиеся самостоятельно подготовили музыкальную разминку.
9. Игра «Расскажи по картинке». 4 На слайдах показаны иллюстрации к рассказу. По картинке нужно пояснить тот или иной эпизод. Показывает картинки к рассказу, направляет учащихся. К каждой картинке подбирают нужный эпизод и комментируют его вслух. Цель данного задания: закрепить знание учащимися текста рассказа.
10. Самостоятельная работа учащихся. 4 мин На интерактивной доске представлены 5 заданий. Объясняет учащимся порядок выполнения заданий. Выполняют задание на листах. 11.***Дополни-тельное задание (опережающее). 3 мин Задание: составить характеристику Жилина и КостылинаДает дополнительное задание ученикам, которые выполнили все задания к уроку. Работают в тетрадях. Данное задание предусмотрено для более сильных учеников, которые справляются с заданиями раньше остальных.
12.Домашнее задание. 1 мин Дом.задание:
составить в тетради характеристику Жилина и Костылина. Поясняет домашнее задание. Записывают домашнее задание. 13.Рефлексия. 3 мин Подведение итогов урока.
- Как прошел урок?
- Что было интересным?
- Как работала группа? Просит учащихся оценить себя и работу своей группы на уроке.
Выставляет оценки за урок. Отвечают на вопросы, оценивают работу на уроке.