Годовое планирование в дошкольных организациях
Годовое планирование
как средство повышения качества деятельности дошкольных организаций
В дошкольных организациях накоплен богатый опыт по управлению учебно-воспитательным процессом. В связи с реализацией государственной программы «Балбобек» сеть пополнилась частными детскими садами, на смену опытным руководителям и педагогам приходят молодые специалисты, поэтому возникают определенные трудности при составлении годового плана.
В этой связи возникает вопрос: «Что такое годовой план? Нужен ли годовой план педагогическому коллективу при наличии программы развития?».
План - краткий, логически построенный перечень вопросов, раскрывающий содержание изучаемого материала. В нём нет конкретного изложения материала, но есть его структура, определяющая содержание. Чтобы составить план, надо выделить из прочитанного главные мысли, установить соотношения, связи между ними, чётко и кратко сформулировать их.
Годовой план – это рабочий документ, который может корректироваться и является обязательным нормативным документом ДО и он безусловно нужен, т.к. составляется с учетом вида дошкольной организации и профессионального уровня педагогических кадров. Приступая к составлению годового плана, необходимо руководствоваться тем, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом. Если рассматривать планирование не только как оформление документа на бумажном носителе, но и как форму организации деятельности, то можно говорить о том, что плановость – это основной принцип эффективности управления ДО.
В настоящее время к ДО предъявляются определенные требования:
- выполнение государственного заказа-задания;
- совершенствование качества различных услуг, в том числе и образовательных;
- взаимодействие с различными организациями и структурами для достижения поставленных целей и задач.
Определение основных мероприятий, видов деятельности, конкретных исполнителей и сроков исполнения – это и есть сущность планирования. Оптимальность содержания годового плана является важным принципом эффективного планирования.
Содержание - он должен содержать 7 основных разделов с указанием общей цели раздела.
1 раздел – Вводная часть;
2 раздел – Повышение профессионального, теоритического, методического уровня деловой квалификации;
3 раздел – Педагогические советы;
4 раздел – Охрана жизни и укрепления здоровья детей;
5 раздел – Контроль и руководство ВОП;
6 раздел – Общественное и семейное воспитание;
7 раздел – Укрепление материальной-технической базы.
При любой форме плана вводной его частью обязательно должен быть «Анализ работы за прошедший учебный год». Необходимо обратить внимание на важность данного раздела, т.к. только глубокий и всесторонний анализ может быть хорошей основой для определения годовых задач и последующего планирования. Анализ итогов работы ДО за прошедший год является непременным условием эффективности работы руководителя и всего педагогического коллектива. Существует 3 варианта анализа работы:
Фундаментальный, который строится на основе соответствия законам РК, программам и другим нормативно – правовым актам РК в области образования, регламентирующим деятельность организации образования.
Оперативный – строится на заполнении таблиц.
Творческий – подразумевает разработку руководством и коллективом ДО собственную модель анализа работы за год, которая включает в себя:- экран результативности работы педагогического коллектива(график сравнения с прошлым годом);
- экран родительской удовлетворенности;
- показатели педагогического роста педагогов;
- анализ заболеваемости воспитанников;
- экран результативности в работе с детьми по образовательным областям.
Опираясь на результаты работы за прошедший год, определяются задачи деятельности на новый учебный год. Рекомендуется планировать не менее двух годовых задач.
Традиционно формулировка годовых задач начинается с глагола, например: совершенствовать, формировать, создавать и т.д. Необходимо учитывать то, чтобы задача была конкретной и реально выполнимой.
После проделанной работы необходимо определиться с выбором формы написания годового плана.
Форма написания годового плана может быть различной:
календарной (разбитой по месяцам),
цикличной (содержит определенную цикличность форм работы),
текстовой (текстовое описание содержания),
табличным (табличная форма написания),
блочно – схематичным (разбит на определенные блоки работы).
А теперь вернемся к разделам годового плана, как уже было сказано их должно быть 7:
«Вводная часть»
Цель: отразить качественную и количественную характеристики коллектива, контингента воспитанников с учетом возрастных групп, дополнительные сведения и информация о ДО, определить уровень работы коллектива по всем направлениям за прошедший год. «Повышение профессионального, теоритического, методического уровня деловой квалификации»
Цель: повысить правовую грамотность, теоритический и практический уровень педагогического коллектива с целью качественного выполнения задач, совершенствования учебно-воспитательного процесса.
«Педагогические советы»
Цель: способствовать улучшению воспитательно-образовательного процесса по усвоению программных задач, соблюдение установленных ГОСО правил организации педагогического процесса.
«Охрана жизни и укрепления здоровья детей»
Цель: систематизировать работу по охране жизни и укреплению здоровья детей, совершенствовать физическое развитие детей, медико-педагогический контроль, укрепить работу по предупреждению детских инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, детского дорожно-транспортного травматизма, обеспечить своевременность проведения инструктажей по охране жизни детей, мероприятий по ЧС.
«Контроль и руководство ВОП»
Цель: обеспечение контрольно-диагностической функции в управлении ДО, организация воспитательно-образовательного процесса с детьми.
«Общественное и семейное воспитание»
Цель: повысить педагогическую культуру родителей. Установление более тесного контакта с семьями воспитанников, создание условий для «открытого» взаимодействия детского сада и семьи.
«Укрепление материально-технической базы»
Цель: улучшить и создать условия для обучения и воспитания детей.
И в заключении хочу добавить, что годовой план – это живой рабочий документ, который может подвергаться исправлению, корректировке в ходе работы над его выполнением. Иногда с течением времени на первый план выступает вид работы, который не был ранее запланирован. Надо смело вносить изменения и дополнения, не бояться отступить от ранее запланированных мероприятий. Нужно только уметь доказать, объяснить (прежде всего себе), почему произошли изменения. Изменения и дополнения к годовому плану оформляются в качестве приложения.