Рабочая программа внеурочных занятий по физической культуре Казачьи подвижные игры 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»:
Директор МБОУ ТСОШ №3
Приказ от 30.08.2016г №121
__________Мирнов В.Н.
Рабочая программа внеурочных занятий
по физической культуре
спортивно-оздоровительной направленности
«Казачьи подвижные игры»
В 5б классе.
Количество часов: 1 час в неделю, за год – 35 часов.
Учитель: Гурова Зинаида Николаевна
Ст. Тацинская
2016-2017гг
Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Разработка новой учебной программы по использованию детских казачьих игр и забав для учащихся 5х классов обусловлена необходимостью воспитания развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего её историю, культуру, казачьи традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни. Необходимо развивать личность учащегося, как достойного представителя России, казачьего общества, носителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций Донского края, выступающего с активной жизненной позицией, основанной на патриотизме , толерантности, традиционных семейных и трудовых ценностях, высоком авторитете воинской службы.
Каждая казачья семья организовывала для своих детей свой досуг, где они приобретали ловкость, силу, выносливость. Вот и выдумывали иногда родители, а иногда и сами дети различные игры, которые приживались среди станичных мальчишек и девчонок, распространялись от станицы к станице, укрепляя здоровье детей, которым предстояло сохранить казачий генофонд. Эти игры часто видоизменялись, упрощались или усложнялись, менялись их названия и, если игра завладевала душами детей, то, нередко, оставалась в станицах на долгие годы.
В программе соблюдается принцип системности, в соответствии с которым все подвижные игры взаимосвязаны. Основным критерием отбора содержания программы по казачьим играм и забавам являются:
гуманистическая направленность;
позитивное влияние на развитие личности ученика;
значимость учащегося как представителя казачьего сообщества
Программа «Казачьи народные игры и забавы» активно используются в процессе физического воспитания обучающихся. Программа реализуется во внеурочное время и имеет спортивно-оздоровительное направление.
С учетом воспитательно-развивающего значения народных игр преследуется решение совокупности задач физического воспитания:
– возрождение традиций русской народной культуры через русские народные игры и забавы;
– вооружение необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми игровой деятельностью;
– содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний;
– привитие интереса и потребности к повседневным занятиям казачьими играми;
– создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр;
–– воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости.
Для занятий с детьми важное значение имеет выбор игры. Игры для занятий выбираются, прежде всего, в зависимости от их двигательного содержания: игра с бегом или прыжками, с метанием или передачей, с переноской предметов, с сопротивлением, преодолением препятствий, с ходьбой, элементами строя, с лазаньем, перелезанием и т. д. Игры нужно подбирать так, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений.
Преждевременное применение игр может повлечь за собой образование неправильного навыка в движениях, Необходимо помнить, что закрепление изученных в игровой деятельности технически сложных основных движений возможно и должно только после того, как умение выполнять то или иное движение перешло у детей в навык. В этих условиях игра явится отличным средством выработки у учащихся прочных навыков в выполнении движений. Например, закрепляя прыжок «в шаге», можно перепрыгивать через ров (в игре «Волк во рву») изученным способом; совершенствуя умения в перебрасывании мяча (в игре «Мяч капитану»), можно применять определенный способ броска. Для тренировки изученных движений в усложненных условиях проводятся игры-эстафеты с преодолением различных препятствий, с включением бега, прыжков, метаний, равновесия, лазанья.
При выборе казачьей игры необходимо предусматривать:
– педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой;
– место игры в структуре занятия;
– основное двигательное содержание игры;
– физическую и эмоциональную нагрузку;
– состав детей по возрасту, полу и физической подготовленности;
– место проведения игры и необходимые пособия;
– методы организации детей для игры.
Казачьи игры проводятся с определенными педагогическими задачами формирования и развития двигательных умений, навыков и качеств, с задачами обеспечения физической нагрузки и разностороннего воздействия на организм занимающихся.
При планировании казачьи игры распределяются по четвертям с учетом времени года. В I и IV четвертях обычно планируются игры, которые проводятся на спортивной площадке, на воздухе (осень, весна); во II четверти – в помещении; в III – на свежем воздухе.
Важным моментом в организации казачьих игр является выделение водящих, распределение по группам, назначение судей (если они нужны) и распределение обязанностей среди участников.
При проведении игр исключительно велика роль учителя. От него зависит не только подготовка игры, но и весь ход ее и результаты. Учитель активно участвует в играх. Он руководит игрой, наблюдает, а если нужно, то и сам играет вместе с учащимися (кроме игр с элементами соревнований).
Важно организованно закончить казачью игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны. К подведению итогов нужно чаще привлекать самих участников. Это способствует воспитанию у учащихся умений оценивать свои действия, действия товарищей, выявлять причины побед и поражений.
Основу программного материала составляют казачьи игры, сходные по определенным признакам:
– по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
– по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
– по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
– по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
– по физическим качествам, преимущественно проявленным в казачьей игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
– по отношению к структуре занятия (для подготовительной, основной, заключительной частей занятий).
Программа рассчитана на 35 учебных часов.
По окончании прохождения курса обучающиеся научатся:
· общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
· бережно относиться к своему телу, нравственному и физическому здоровью;
· правильно дышать, тренировать силу;
·
·казачьи игры способствуют закаливанию организма;
Получат представление через изучение казачьих игр и забав об историческом, этнонациональном природном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте казачества и других народов, населяющих Дон;
Тематическое планирование 5 класс (35 часов, 1 час в неделю)
дата
№
Тема
Развитие и формирование качеств у учащихся
игры
оборудование
1
Мир движений. Инструктаж по Т/Б
формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья
«Волки во рву»
скакалка
2
Изображение фигур
развитие навыков бега
«Совушка»
свисток
3
Учись быстроте и ловкости.
развитие ловкости; воспитание чувства ритма
«Знамя»
Фишки,
секундомер, флажки
4
Сила нужна каждому.
развитие силы и ловкости
«Кто сильнее?»,
скакалка, секундомер
5
Развитие быстроты
развитие быстроты реакции и ловкости
«Не давай мяч водящему»
Мяч волейбольный
6
Весёлая скакалка.
развитие ловкости и внимания
«Удочка»
скакалка
7
Кто сильнее?
развитие выносливости и
«Сильный бросок»
%
Мяч баскетбольный
силы
8
Развитие быстроты.
развитие быстроты
«Пионербол»
Мяч волейбольный
9
Кто быстрее?
развитие скоростных качеств, выносливости
«Найди нужный предмет»,
Кубики, теннисный мяч
10
Победит сильнейший
развитие смелости и решительности
«Бой петухов»
Обруч, скакалка
11
Развитие координации
развитие равновесия и координации движений
«Эстафета с элементами равновесия»
Гимнастическая скамейка
12
Команда быстроногих. Посещение сенсорной комнаты психологической разгрузки
развитие силы и ловкости
«Сильные^и ловкие»
обручи,
гимнастические палки, скакалки
13
Умение победить
развитие скоростных качеств, ловкости
«Борьба в квадратах»
свисток
14
Метко в цель.
развитие меткости и координации движений
«Снайпер»,
кегли, малые мячи, большие мячи
15
Умение тактически действовать в различных ситуациях
развитие меткости и координации движений
«Охрана перебежек»
Мяч волейбольный, баскетбольный
16
Развиваем точность движений.
развитие точности движений и правильной осанки
«Пятнашки маршем»
17
Будь внимательным
развитие физических качеств выносливости и ловкости
«Охотники и утки»
Волейбольный мяч
18
Кто быстрее
развитие быстроты и ловкости
«Перестрелка»
Волейбольный мяч
19
Внимание всем
развитие выносливости и ловкости
«Вызов»
20
Штурм высоты.
развитие выносливости и быстроты
«Защита укреплений»
Кегли, мячи
21
Движение - ситуация успеха
развитие выносливости и ловкости
«Игра- зарядка»
22
Закрепление. Игры на свежем воздухе.
развитие выносливости и ловкости
«Веселые старты»
Свисток, кегли, мячи
23
Мы строим крепость
развитие физических качеств выносливости и ловкости
Игры по желанию учащихся
Свисток,
секундомер, кубики
24
Будь внимателен
развитие физических
Игры по желанию
качеств выносливости и ловкости
учащихся
-
25
Планета футбола
развитие выносливости и скоростных качеств
« Футболисты»
Мяч футбольный, свисток
26
Гимнастика для каждого
развитие ловкости и быстроты
«Метание в цель», «Попади в мяч»
теннисные мячики, 2 волейбольных мяча
27
Развитие скоростных качеств.
развитие скоростных качеств и меткости
«Быстро в строй»
Мячи, обручи, свисток
28
Развитие выносливости.
Посещение сенсорной комнаты психологической разгрузки
развитие выносливости, быстроты и реакции
«Знамя», «Веселые старты»
Фишки,мячи.
29
Развитие реакции.
развитие быстроты, скорости, реакции
«Часовые и разведчики»
мешочки с песком
30
«Удочка».
развитие быстроты и выносливости
«Удочка»
скакалка
31
Прыжок за прыжком.
развитие быстроты,
«Прыжок за
флажки, эстафетная
ловкости, выносливости
прыжком»
палочка
32
Мир движений и здоровья.
развитие скоростных качеств , ловкости
«Лапта»
Бита, мяч
33
Мы стали быстрыми, ловкими, сильными, выносливыми.
развитие ловкости и быстроты
«Лапта с препятствиями»
Бита, мяч
34
Я уверен в своих силах
Развитие силы и ловкости
«Кто сильнее»
35
Умение побеждать
Развитие внимания, быстроты реакции
Пионербол
Мяч волейбольный
Методическое обеспечение Список литературы:
JI.B. Былеев, Сборник подвижных игр. - М., 1990г С. Глязер, Зимние игры и развлечения. - М., 1993г М.Н. Жуков, Подвижные игры. - М., 2000 г
М.Н .Железняк, Спортивные игры. - М., 2002г .М.Ф. Литвинов, Русские народные подвижные игры. - М., 1986г В.И.Ковалько "Поурочные разработки по физкультуре" /ВАКО, Москва, 2003г
15