Технологическая карта урока по русскому языку на тему : Имя прилагательное 3 класс 
Методическая разработка
открытого урока  русского языка по теме: «Имя прилагательное»
3 класс
Технологическая карта
Организационная информация
Тема урока Имя прилагательное. 
Предмет Русский язык
Класс 3 «б»
Программа  «Начальная школа 21 века»
Автор урока (ФИО, должность) Бакулина Светлана Борисовна
Образовательное учреждение ГБОУ СОШ №11 г.Кинеля
Методическая информация
Тип урока Урок открытия нового знания (урок-исследование)
Базовая технология Проблемно-диалогическая
Межпредметные связи   Русский язык                           
Литературное чтение    
Окружающий     мир
Формы работы Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная 
Цели урока Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.
Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы.
Задачи урока провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи;
выявить особенности изменения имен прилагательных;
распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока Учащиеся будут уметь классифицировать имена прилагательные, согласовывать с именем существительным, видеть связь между прилагательным и существительным.
Ресурсы 
Учебник «Русский язык», ч. 2, с.88-92, С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.
Презентация MicrosoftOfficePowerPoint ,
Видео (MP4) (.mp4)-«Весна» и др.
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.
Данный урок разработан с учетом уровня обученности учащихся, требований стандарта  второго поколения.
 Использование ИКТ на уроке целесообразно для повышения мотивации учащихся через создание "ситуации успеха». Использование мультимедийного оборудования и интерактивной доски позволяет расширить рамки учебника, продуктивно организовать работу и проверку заданий, выполненных учащимися.
На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:
• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);
• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);
• проблемное обучение (частично – поисковое).
              Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, эвристической беседой,  творческими заданиями группового характера, самостоятельными выводами в конце урока.
\
Подробный конспект урока
№
п/п Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся1.                 Организационный Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Первый лучик, нежный лучик,Он заглянет к нам в оконце.Принесет в своих ладошкахТеплоту, частицу солнца.
- Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту.
Обучающиесянастраиваются на работу.
2. Актуализация опорных знаний Предметные:
- правильно выделять имена прилагательные из ряда слов.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
- выполнять классификацию;
-  обосновывать основание для классификации;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
-Начинаем урок русского языка.
-  Посмотрите на экран, какое задание вы бы  предложили выполнить с данными словами: 
Март , солнце, травка, голубая, весна, проталинка. (слайд 1)
-Почему именно это слово лишнее?
-Сформулируйте тему урока. 
-Тема нашего урока: Имя прилагательное. 
( слайд 2) Можно найти лишнее слово.
-голубая.
-Так как все другие слова-имена существительные.
- Имя прилагательное.
3. Постановка учебной проблемы Предметные:
- распознавать имена прилагательные среди других частей речи; 
- задавать вопросы к именам прилагательным.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
- высказывать свое предположение;
коммуникативные:
- точно и полно выражать свои мысли. - Почему на данный момент вы уже можете выделить из группы слов прилагательные?
-Что вы уже знаете об имени прилагательном?
- Что-то  еще необходимо узнать?
- Изучая эту часть речи  в 3 классе ты узнаешь: 
( чтение в учебнике)
           Какие признаки предметов называет имя прилагательное
Что такое качественные, относительные и притяжательные прилагательные,
         Почему можно сказать красив, хорош, умен, но нельзя сказать деревянен, стеклянен, медвежен,
         Как образуются имена прилагательные и какими членами предложения они обычно бывают. -Так как мы немного познакомились с этой частью речи во 2 классе.
- Это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? 
- Возможно.
-Чтение детьми рубрики.
         
4. Формулирование проблемы,  планирование Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
Метапредметные(УУД)
регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность
действий на уроке.
- Итак, что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?
- Давайте определим задачи нашего урока: (слайд 3)
определить особенности имени прилагательного как части речи;
установить, как оно изменяется.
-Я предлагаю вам посмотреть музыкальный клип «Весна»  и «увидеть» в этом фильме имена прилагательные. Запишите их с вопросами в тетрадь.
          - Если вам это задание кажется трудным, то возьмите текст  «Весна» и попробуйте в нём найти прилагательные, выпишите их в тетрадь с вопросами. 
(работа в парах)
Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зеленый. Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод. Она вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелеными огонькамилистиками деревьев. 
           Беспокойна весенняя погода, яростно борется тепло с холодом. Но как только эта борьба закончится победой тепла, начнется весенняя капель.Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые. Начинается прилет птиц. Распускаются первые цветы – сережки на деревьях.
(Проверка)
физминутка- То, что еще мы не знаем о имени прилагательном.
-Высказывание детей.
-Выполнение задания детьми устно и письменно.Выделение прилагательных из текста с опорой на известные ученикам вопросы.
5. Открытие нового знания Предметные:
- уметь определять, значение имён прилагательных;
- учиться выяснять значение новых слов;
- учиться находить связь между существительным и прилагательным. - Имя прилагательное называют самой живой и красивой частью речи. Почему?
Прилагательное по частоте употребления занимают третье место после глагола и после существительных. 
Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, прилагательных около 2300. 
Наблюдение над значением прилагательных.
- Прочитайте отрывки стихотворений известных поэтов и найдите в них: (работа в парах или в мини-группах).
Прилагательные, которые помогают увидеть цвет.(слайд4)
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют
Долины сохнут и пестреют.
                              А.С.Пушкин
Прилагательное , указывающее на описание.
Сегодня вышел я из дома,Пушистый снег лежит кругом.Гляжу - навстречу мой знакомыйБежит по снегу босиком.
Прилагательные, помогающие услышать звуки.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая…
В.А.Жуковский.
Прилагательные, которые указывают на размер.
Тихо падает с куста
Тонкая иголка.
Кружевная красота
Держится не долго.
А. Пшеничный
- Она украшает нашу речь, делает выразительной, богатой.
- Прилагательное передает красоту,  помогает услышать звуки, увидеть цвет, указывает на описание…
Предположения, высказанные обучающимися.
Выводы детей:
Прилагательное– живая часть речи
Прилагательное помогают увидеть цвет;
Прилагательное помогают услышать звуки;
Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и не выразительна. 
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-         работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
И другие группы прилагательных.
В учебнике у. 2 (запишите слова по группам).
Наблюдение над важнейшим грамматическим признаком имен прилагательных – зависимостью от имен существительных.
-  Ребята, а вы не задумывались, почему Имя прилагательное так называется?
(слайд 5)
- В переводе с лат. nomenadiectivum – имя прилегающее, примыкающее.(к чему?)
- Посмотрите на словосочетания.
нежный подснежник (слайд6)
ранняя весна
солнечный день
- Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются прилагательные. Права ли Даша? 
- Подумаем вместе.
- Сравните два предложения.
Раскрылся нежный подснежник.
Раскрылся нежный.
- В каком предложении понятно, о чем идет речь, а в каком нет?
- Какой вывод можно сделать? 
- Согласимся мы теперь с Дашей?
4. Прочитайте рубрику “Тайны русского языка” стр.90.
Слайд7)
- От чего зависит имя прилагательное? 
- Как изменяется форма имени прилагательного? 
физминутка
- От слова прилагается…
- (Выслушиваются предположения учащихся.)
- Главное слово - существительное.
Имя прилагательное прилагается, присоединяется к имени существительному. 
- Имя прилагательное зависит от существительного.
- В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.
6. Рефлексия
учебной      деятельности Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. - А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас.
Карточка для учащихся высокого уровня:
1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания.
Ёлка.
          …   ель росла  в   …   лесу. С ветки на ветку прыгала  …  белка. Под …  ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её    …   шишками. 
Проверка: учитель.   
Карточка для учащихся среднего уровня:
1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания. Проверь по ключу.
Ёлка.
          …   ель росла  в   …   лесу. С ветки на ветку прыгала  …  белка. Под …  ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её    …   шишками. 
Слова для справок:  дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зелёной.
Проверка: самоконтроль. 
падеже.
Карточка для учащихся низкого уровня:
1. Прочитай текст. Спиши. Подчеркни прилагательные, обозначь их  род и падеж. Выдели окончания.
                                           Ёлка.
       Высокая  ель росла  в дремучем лесу. С ветки на ветку прыгала рыжая  белка. Дятел угощался  её вкусными  шишками. 
( слайд8) - Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти ответ?
- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
-Отметки за работу в журнал.
7. Домашнее задание Творческая работа
- На доске (на листах) записаны предложения. Прочитайте их. 
- Запишите текст, дополняя его именами прилагательными.
Оживает ___________ лес. В_______ зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______ белки. Вот бежит_______ заяц. А за________ кустом спряталась________ лисица.
Или
Учебник у.5 с.91(слайд9)