Презентация к уроку русского языка Обобщение и систематизация по теме Имя прилагательное
Повторение темы «Имя существительное как часть речи». Подготовка к контрольному диктанту. Развитие умений группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. 1. Распределить существительные в три колонки по склонениям. Степь; демонстрация; постель; постелька; олень; дичь; брошюра; цыган; циркуль; местность; ненастье; шепот; чувство; луч; камыш; станция; циферблат; шов; предложение; тополь; милиция; декорация; шоколад; здание. 2. Выпишите одушевлённые имена существительные. Эй, не стойте слишком близко! Я тигрёнок, а не киска. Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. Отчего течёт вода с этого младенца? Он недавно из пруда, дайте полотенце! Поле чёрное, просторное, как тебя я наряжу? Я посею рожь отборную, дуб зелёный посажу. 3. Соедините имена нарицательные и собственные, запишите их, где необходимо поставьте кавычки. ГородРекаКличкаСобакаФамилияБасняЖурналОтчествоКафеСказкаСтихотворение ИвановичМумуОрёлМоскваЛакомкаБородиноМурзилкаБарсикТютчевПадчерицаЗеркало Ключи (взаимопроверка) 1 1 демонстрация постелька брошюра станция милиция декорация 3 дичь местность степь постель 2олень цыган циркуль ненастье шепот чувство луч камыш циферблатшов предложение тополь шоколад здание 2 тигрёнок киска дама собачонку младенца 3 Город ОрёлРека МоскваКличка БарсикСобака МумуФамилия ТютчевБасня «Зеркало»Журнал «Мурзилка»Отчество ИвановичКафе «Лакомка»Сказка «Падчерица»Стихотворение «Бородино» Морфологический разбор имени существительного(проверяем устно) Герасим немного изумился, однако подозвал Муму, поднял её с земли3 и передал Степану3. Орфографический тренинг 1. Распределить слова в две колонки: пишется О пишется Е Луч_м; калач_м; пейзаж_м; товарищ_м; луж_й; туч_й; лапш_й; пшениц_й; циркач_м; мяч_м; плеч_м; суш_й; ландыш_й; круч_й. 2. Распределить слова на две группы: 1) пишется ь; 2) не пишется ь на конце существительных после шипящих. Суш?; лещ?; борщ?; рож?; дрож?; этаж?; кирпич?; матч?; много туч?; нет задач?; мало луж?; пустош?; от передач?; после встреч?; из рощ?; из-за туч?; обруч?; дич?; реч?; пейзаж?; плющ?; ковш?; доч?; тиш?; камыш?; глуш?; с пастбищ?. 3 НЕ С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИЗапишите, раскрывая скобки. Пришел в (негодность); (не)решительность характера; домашние (не)урядицы; явная (не)приязнь; (не)точность, а приблизительность расчета; (не)решительность, а робость; сказать (не)правду; явная (не)лепость; рассказывал (не)былицы; (не)разбериха; (не)правда, а ложь; (не)приятель, а настоящий друг; (не)внимание, а рассеянность. Ключи (взаимопроверка) Ключи 1 лучом калачом лапшойциркачом мячом плечом пейзажем товарищем лужейтучей пшеницей сушей ландышей кручей 2 1. Сушь, рожь, дрожь, пустошь, дичь, речь, дочь, тишь, глушь. 2. Лещ, борщ, этаж, кирпич, матч, много туч, нет задач, мало луж, от передач, после встреч, из рощ, из-за туч, обруч, пейзаж, плющ, ковш, камыш, с пастбищ. 3 Пришел в негодность; нерешительность характера; домашние неурядицы; явная неприязнь; не точность, а приблизительность расчета; не_ решительность, а робость; сказать неправду; явная нелепость; рассказывал небылицы; неразбериха; не_правда, а ложь; не_приятель, а настоящий друг; не_внимание, а рассеянность.