Технологическая карта урока по русскому языку на тему Имя прилагательное
План-конспект урока
Предмет: русский язык Класс: 3 Учебник В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч .- М.: Просвещение, 2013.
УМК Школа России
Тема урока: Имя прилагательное
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: учебник, презентация к уроку, карточки с заданиями
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные умение определять род имен прилагательных в единственном числе, умение установить зависимость рода имени прилагательного от имени существительного; осознанно и произвольно строить речевые высказывания и составлять тексты
учащиеся научатся определять род имени прилагательного в единственном числе, работать с таблицами учебника, составлять и записывать словосочетания
Метапредметныевступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы, владение разными видами речевой деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
учащиеся научатся применять полученные знания в практической деятельности, научатся оценивать на каждом этапе работы
Личностные способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе
Научатся формулировать тему урока, формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Характеристика этапов урока
Этап урока Время/мин Задача Содержание Учебного материала Методы и приемы работы Форма Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный этап 1-2 мин Учебно-познаватель-ный интерес, организация рабочего места.
Самооценка готовности к уроку. Словесный Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья
-Ребята, я хочу чтобы девизом нашего урока стали такие слова: «С малой удачи начинается большой успех».
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи на уроке. Проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация знаний 5-7 мин Нахождение парной согласной в корне словаНа доске запись
( Матрешка, крышка, кормушка)
ландыш трава солнце ветерок теплое птицы
На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, числоСловесный, наглядный фронтальная - Сегодня, на этом уроке мы много узнаем, поймём. - Посмотрите на экран. Какие предметы вы видите?
Назовите их. - Какая орфограмма в этих словах? - Вспомним, как проверяются парные согласные в корне слова? - Назовите пропущенную букву в этих словах.
Придумайте еще слова с данной орфограммой- Именно эту букву мы и повторим сегодня на чистописании - Найдите и обведите самую красивую букву.
- Обратите внимание на ряд слов, записанных на доске.
- Назовите « лишнее» слово. - Что общего у оставшихся слов? - Докажите.
- Определите род и число имен существительных.
- Оцените себя на данном этапе на «карте успеха»
- матрешка, крышка, кормушка
- Парная согласная в корне слова.
Надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы после глухой согласной стояла гласная.
-ш- книжка, игрушка и т.д- теплое
-относятся к одной части речи
Ландыш — м.р., ед ч. Трава — ж.р., ед.ч. Солнце — ср.р., ед.ч. Ветерок — м.р., ед.ч. Птицы — мн.ч
3. Постановка цели и задач урока. 4-5 мин Определить причину затруднения. Сформулировать тему урока. Имя прилагательное –это самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшает нашу речь, делает ее более выразительной и точной Словесный фронтальная -А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово теплое
- Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова?
- Почему возникли трудности?
- А могут ли изменяться по родам имена прилагательные? - Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Сформулируем цель нашего урока.
- Какой частью речи является наше слово «теплый»?
- Что мы уже знаем о прилагательном?
- Оцените себя на данном этапе на «карте успеха»
- нет
- Другая часть речи
- Изменение имен прилагательных по родам.
- Научиться определять род имен прилагательных.
Имя прилагательное. - Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшает нашу речь, делает ее более выразительной и точной.
4. Первичное усвоение новых знаний 7-8 мин Самостоятельное определение рода у имени существительного, прилагательного Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Практический парная -На доске записаны прилагательные ТЕПЛЫЙ, ДУШИСТЫЙ, ПЕРЕЛЕТНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЙ, ВЕСЕННИЙ
- Вам необходимо в паре составить словосочетания. Подберите к нашим именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.
- Почему у имён прилагательных разные окончания? - Как вы думаете, отчего зависит окончание имени прилагательного?
- Определите род имен существительных
- По роду имени существительного определите род имени прилагательного. Сформулируйте вывод — отчет.
- Оцените себя на данном этапе на «карте успеха»
-ландыш душистый трава зеленая солнце весеннее ветерок теплый птицы перелетные
1. Мы работали со словосочетаниями.
2. По роду имен существительных определили род имен прилагательных.
3. У имен прилагательных выделили окончания. 4. Мы узнали, что у имен прилагательных: в мужском роде окончания... в женскои роде окончания... в среднем роде окончания
5. Первичная проверка понимания 7-8 мин Выполнение заданий по образцу Словесный, практический индивидуальная - Откроем учебники на странице 72 и прочитаем правило.
Работа по учебнику
- Оцените себя на этапе работа с учебником на «карте успеха»
Читают правило вслух
6. Первичное закрепление 4-5 мин Использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции Согласование-связь имени существительного и имени прилагательного Словесный, практический групповая Выписать словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены: 1 группа — в ж. р. 2 группа — в м. р3 группа — в ср.рСвязь в русском языке имени существительного и имени прилагательного называется согласованием
- Оцените себя на этапе работа в группе на «карте успеха»
Отвечают по группам
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
2-3 мин Словесный фронтальная стр.74 ,упр.127 Задают вопросы
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) 2-3 мин Формирование умения понимать причины успе-ха/неуспеха учебной дея-тельности. Сигнальные карточки фронтальная - Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Где можно применить новые знания?
-Что хорошо у вас на уроке получалось?
-Над чем еще надо поработать?
- Оцените себя за весь урок в виде смайла. - Научиться определять род имен прилагательных
- Да
- Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного
- Научились определять род у имени прилагательного
- При написании окончания у имени прилагательного