Урок математики в 5 классе по теме Прямоугольник




Урок математики в 5 классе










Тема урока:

«Прямоугольник».









Учитель МБОУ Собинского района
СОШ №4 гСобинки Петухова Т.В..













Тема: «Прямоугольник»

Цели:
.Образовательные: повторить и обобщить понятия прямоугольника и квадрата, формировать умения строить и обозначать прямоугольник, находить периметр и площадь прямоугольника и квадрата
Развивающие:
Развивать логическое и пространственное мышление, фантазию, интерес к предмету
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности, умения слушать, формировать умения работать в парах
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная презентация.


Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
1)Найди лишнюю фигуру13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Учащиеся могут лишней фигурой назвать цилиндр, тат как он другого цвета, но учитель делает упор на то, что на уроках математики не имеет значения цвет предмета и материал, из которого он изготовлен Важны форма и размеры изучаемой фигуры.
Лишняя фигура – квадрат, так как она плоская.
2)Из каких двух частей можно составить квадрат.

У учащихся имеются картонные модели и они проверяют правильность своего выбора.
3)Учащиеся вспоминают свойства квадрата
3. Изучение нового материала.
1)Учитель читает детям сказку:
Ходил квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, не потрудиться в хорошей и дружной компании не приходится. А уж какое веселье одному! Весело бывает только с друзьями. И решил квадрат поискать родственников.
- Если встречу родственника, то я его сразу узнаю – думает квадрат – ведь он на меня должен быть чем- то похож.
Однажды встречает он на пути фигуру. Стал квадрат к ней приглядываться. Что-то родное, знакомое увидел он в этой фигуре.
Спросил он тогда:
- Как зовут тебя приятель?
- Называют меня (дети должны назвать фигуру)
- А мы не родственники ли с тобой? – продолжает спрашивать квадрат.
- Я бы тоже рад узнать об этом. Если у нас найдутся четыре признака по которым мы похожи , то значит, мы с тобой родственники, у нас тогда имеется общее название ответил прямоугольник
Дети должны найти четыре признака сходства квадрата и прямоугольника и обдумать какое общее название имеют эти фигуры. Учитель предлагает учащимся повернуться друг к другу и попросить соседа назвать признаки, по которым похожи квадрат и прямоугольник. Затем пары делятся информацией с классом.
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Работа с математическим текстом.
Учащимся раздаётся текст о прямоугольнике.
Задание: Внимательно прочитать данный материал. На полях сделать пометки:
«V» – уже знал, «+» - узнал новое, «-« - думал иначе, «?» не понял ,есть вопросы, требуется дополнительная информация
Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы являются прямыми.
Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами. По этим вершинам обозначается и сам прямоугольник, с какой вершины начать обозначения – не имеет значения, поэтому один прямоугольник можно назвать четырьмя разными способами:
ABCD, BCDA, CDAB, DABC.
У прямоугольника четыре стороны. Важным свойством прямоугольника является равенство противоположных сторон.
Длины сторон помогают найти периметр прямоугольника.
Чтобы найти периметр прямоугольника, надо сложить длины двух соседних сторон и сумму увеличить в два раза.
P= 2 * (a+b)
Площадь прямоугольника находиться по формуле:
S= a* b , где a, b - стороны прямоугольника.
В любом прямоугольнике имеются две диагонали. Диагональ – отрезок, соединяющий две несоседние вершины. Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника.
- знак треугольника.
S ABC = SABCD : 2 = (a * b) : 2
После работы с текстом проходит обсуждение прочитанного материала.
5.Закрепление нового материала.
Устная работа по вопросам.
Найти периметр квадрата со стороной 3 см.
Найти площадь прямоугольника со сторонами 6 см. и 2 см.
Найти площадь квадрата со стороной 1 см.
Чему равен периметр прямоугольника, если длины его сторон 4 см. и 3 см.
Площадь прямоугольника 16см2, какими могут быть его стороны?
Площадь квадрата 4 см.2, каковы длины его сторон?

Математический диктант.
Каждый учащийся получает карточки . Он диктует задания своему соседу, тот их выполняет предварительно продиктовав задания своей карточки.. Затем учащиеся меняются тетрадями и проверяют задания, не заглядывая в ответы. Выставляют отметку, а затем проверяют ещё раз, по готовым решениям, записанным на карточке.
Карточка №1.
Запишите формулу нахождения периметра прямоугольника и найдите его периметр, если одна сторона прямоугольника 32 см., а другая 4 дм.
Запишите формулу нахождения площади квадрата и найдите сторону квадрата, если его периметр 72 см.
Карточка №2
Запишите формулу нахождения периметра квадрата и найдите периметр, если сторона квадрата 18 см.
2.Запишите формулу нахождения площади прямоугольника и найдите одну из сторон, если другая сторона 8 см., а площадь 32 см2.
3. №194 (а,в)

4. Дополнительные задания.


У яхты два паруса – грот и стаксель. Оба паруса
имеют форму прямоугольного треугольника.
У грота катеты имеют длину 3 м. и 5 м., а у
стакселя катеты имеют длину 2 м. и 4 м.
Сколько квадратных метров парусины потребуется
Для изготовления этих парусов?









Задание на дом. №194(б), 197
Рефлексия.
Учащиеся заполняют анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно


Г

С



15