Конспект урока по окружающему миру 1 класс пнш С лукошком за грибами


Тема: С ЛУКОШКОМ ЗА ГРИБАМИ
Цель урока: создать условия для ознакомления со съедобными и ядовитыми грибами, формулирования правил сбора грибов; способствовать воспитанию ответственного и бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Познакомить учащихся со строением гриба.
Учить выделять группы съедобных грибов.
Приводить примеры съедобных грибов.
Определить роль и место грибов в природе.
Расширить кругозор учащихся.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
Учиться работать по предложенному учителем плану;
Формировать умение сравнивать цель и результат;
Формировать умение логически рассуждать, находить решение для проблемных ситуаций;
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УДД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Ориентироваться в учебнике;
Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Делать выводы в результате совместной работы своего класса;
Сформировать познавательные мотивы – интерес к чему-то новому;
Группировать предметы и образы, находить соответствия;
Учить самопроверке и самоконтролю на уроке;
Воспитать бережное отношения к природе родного края;
Воспитать уважение к мнению товарищей.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Слушать и понимать речь других;
Выразительно читать и усваивать прочитанный текст;
Следовать правилам общения на уроке и соблюдать их;
Развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;
Развитие речи учащихся и кругозора.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок – путешествие.
(традиционно классно – урочный с элементами группового)
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые (эвристические), проблемные, словесные, наглядные, практические, стимулирование интереса к учению (познавательная игра).Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, сигнальные карточки, раздаточный материал, картинки грибов, плакат «Строение гриба», памятки по сбору грибов, конверты с ягодами.Используемые технологии обучения:
Игровые технологии;
Здоровьесберегающие технологии;
Технология проблемного обучения;
Компьютерные технологии;
Личностно – ориентированного обучения;
Объяснительно – иллюстративного обучения;
Словесной продуктивной и творческой деятельности.
Ход урока
СЛАЙД 1
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Мотивация к учебной деятельности СЛАЙД 2
- Ребята, какие выражения лиц вы видите?
- А какое выражение сегодня у вас?
- А чтобы хорошо работать на уроке, какое выражение должно быть? Покажите мне. Надеюсь, мы хорошо поработаем на уроке. Ответы учащихся
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
И г р а «Верно – неверно». (сигнальные карточки)
Верно
Неверно
Игра Съедобные – несъедобные. Сегодня ребята, мы отправимся с вами на экскурсию. Как вы думаете куда?
- Отгадайте загадку
Дом со всех сторон открыт,Он резною крышей крыт.Заходи в зеленый дом,Чудеса увидишь в нем.
СЛАЙД 3- Что интересного можно увидеть в лесу?
- На прошлом уроке мы тоже побывали в лесу и узнали какие ягоды там растут.
- Что интересного вы о них запомнили?
-Тогда проверим ваши знания.
Учитель читает предложения, в которых есть «подвох», а ученики говорят, верно или неверно это высказывание.
1) С куста собираем все ягоды, не оставляем ни одной (надо бережливо относиться к дарам природы.)
СЛАЙД 4
2) Собираем только спелые ягоды.
СЛАЙД 5
3) Собираем ягоды земляники с кустиками (это так красиво.)
СЛАЙД 6
4) Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение.
СЛАЙД 7
5) Собираем ягоды возле железнодорожных и автомобильных дорог.
СЛАЙД 8
6) Пробуем незнакомые ягоды на вкус (надо же знать, вкусные они или нет).
СЛАЙД 9
7) Собираем только знакомые ягоды.
СЛАЙД 10
- Скажите, а все ли ягоды, растущие в лесу, можно есть?
-Распредели растения на 2 группы: съедобные и несъедобные ягоды. Соедините названия ягод стрелочкой с группой.
-Проверьте свою работу. Поднимите сигнальную карточку зелёную – если правильно, красную - если неправильно (верно, неверно)
СЛАЙД 11
- А что ещё можно увидеть в лесу кроме ягод? Ответы учащихся
(ЛЕС)
Ответы учащихся
Учащиеся поднимают сигнальные карточки (смайлики)

Работа в парах
Оценивание сигнальной карточкой
Ответы учащихся
3. Выявление места и проблемы затруднения.
3.1 Постановка проблемного вопроса
Целеполагание3.2. Стадия вызова:
-Давайте выполним ещё одно задание. У вас на партах лежат карточки. Разделите их на три группы и дайте названия группам.
-Какие группы у вас получились? А у кого осталась лишняя карточка и какая?
- Почему не смогли определить группу?
-- Как вы думаете ребята, какая у нас сегодня будет тема урока, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
-- Скажите, кто-нибудь из вас собирал в лесу грибы? Во что собирают грибы?
- А как в сказках называют ещё корзину? СЛАЙД 12
- Итак, ребята, тема нашего урока «С лукошком за грибами»
СЛАЙД 13
- Как вы думаете, что мы должны выяснить сегодня на уроке?
Какие цели поставим перед собой?
- Как вы думаете, достаточно ли у вас знаний и представлений
по этой теме? Тогда отметьте уровень своих знаний на листе Самооценки на начало нашей экскурсии.
Группы: деревья, животные, ягоды.
Гриб
Столкнулись с затруднением
-О грибах.
Корзина
Лукошко
Предположения детей…
Учащиеся заполняют лист самооценки на начало
урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения Чтобы достичь поставленной цели мы должны составить что?
Я предлагаю вам обсудить на уроке вот такие вопросы. Но в каждом пункте не хватает слова. Давайте определим какого слова не хватает?
ВОПРОСЫ:
1.Что такое………?
2. …………. частей гриба.
3…………….их надо охранять?
4. Какие бывают…….?
5. Составим …………..сбора грибов.
- Выполнение каждого пункта будем фиксировать на доске. План
Грибы
Изучение
Почему
Грибы
правила
5. Реализация построенного проекта
Изучение частей гриба.
- Мы продолжаем нашу прогулку по лесу. СЛАЙД 14
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседание.)
На пеньке растут опята.
Наклонитесь к ним, ребята! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания – руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь,
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся за парты.)
-Поднимите руку те, кто из вас когда-нибудь собирал грибы? СЛАЙД 15
- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
– Грибы – особое царство ЖИВОЙ природы. СЛАЙД 16
Долгое время ученые спорили, куда их отнести – к царству растений (табличка) или к царству животных (табличка).
- А как вы считаете, могут грибы относиться к царству растений? Чего нет у грибов?
- А к царству животных? Почему?
- Но если грибы это живая природы, то куда же их отнести?
Поэтому, в конце концов, их выделили в отдельное царство – Грибы. (табличка)
( составляется схема)
Живая природа

Животные растения грибы
- Посмотрите на план, что мы сейчас узнали?
- Мы выполнили первый пункт нашего плана. Идём дальше.*
- Откроем учебник на стр.58-59.
- Какие группы разделим грибы?
-Назовите, какие съедобные грибы здесь изображены.
-Что мы узнали о грибах?
-Какой пункт плана мы изучили?*
- Как и растения, грибы неподвижны. У грибов в строении тела нет таких частей, которые свойственны растениям. Отсутствуют стебель, лист, цветок, что вы и пронаблюдали ранее.
- Предлагаю вам в группах попробовать собрать гриб из частей и наклеить его на лист.
-Покажите что у вас получилось. Вы смогли определить что это за гриб?
-Сравните ваши грибы с образцом.
СЛАЙД 17
-Какой части не хватает у ваших грибов?
- Споры созревают в шляпке. Это мельчайшие «семена» грибов. Когда они созревают, ветер разносит их, они попадают в почву и прорастают, образуя грибницу. А из грибницы вырастают новые грибы.
- Из каких частей состоит гриб? (шляпки, ножки, грибницы)
- Так можно отнести грибы к царству животных? Но ведь ножка то есть? - А к царству растений? Какой пункт плана мы изучили?
-Какой следующий пункт плана мы будем реализовывать?
-У вас на партах есть карточки с предложениями, только необходимо вставить слово гриб.
-Давайте зачитаем что у вас получилось.
- Ребята, ответьте, кем и как используются грибы?
-Так надо ли их охранять и зачем?
- Мы ответили на вопрос, почему их надо охранять?*
Ответы учащихся
Грибы не похожи на зеленые растения, у них нет стебля, листьев и цветков.
Ответы учащихся
Первый пункт плана
Работа с учебником.
Съедобные и несъедобные
Работа в группе
Уч-ся собирают гриб из частей.
Спор
Ответы учащихся
Почему их надо охранять…
Работа в парах
Мама готовит салат с грибами.
Белочка насушила на зиму грибов.
Грибы подпитывают деревья, помогая этим им расти.
Отмечаем пункт плана
6. Первичное закрепление во внешней речи. - Наши ребята не только хорошо умеют различать грибы, но и знают про них много интересного. Сначала нам расскажут про съедобные грибы.
-А теперь про несъедобные.
СЛАЙД 18
СЛАЙД 19
СЛАЙД 20
СЛАЙД 21
СЛАЙД 22
СЛАЙД 23
СЛАЙД 24
СЛАЙД 25
- Так какие грибы бывают?
-О каких грибах вы сейчас узнали? Что вам запомнилось? Мини-сообщения: о грибах.
Белый гриб +макет
Желчный гриб
Подосиновик +макет
Мухомор.
Лисички-сестрички +макет
Опята
Сыроежки +макет
Бледная поганка
Ответы учащихся
ФИЗМИНУТКА 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. -Ребята, у нас остался последний пункт плана. И я предлагаю вам самим его попробовать составить. Работать мы будем в группах. У вас на столе лежат карточки, выберите те, которые подходят по вашему мнению к правилам сбора грибов. СЛАЙД 27
Памятка по сбору грибов.
Дети собирают грибы только со взрослыми
Собирайте только знакомые грибы
Грибы нельзя выдёргивать - их срезают ножом или аккуратно выкручивают из земли
Не сбивайте ядовитые и незнакомые грибы
Не собирайте грибы вблизи автомобильных дорог
Собирайте грибы не в ведра и пакеты, а именно в корзины (лукошки).
Вспомните правила работы в группе
Работа в группе
Капитан от каждой команды крепит памятку на доске
8. Рефлексия - Все ли пункты плана урока мы разобрали?
-Все поставленные цели достигнуты? Как их достигали?
СЛАЙД 28
- Оцените свою работу на лесенке успеха.
Ответы учащихся
(работали в группах, парах)
МАГНИТЫ