ТЕХНИКА «АЙРИС – ФОЛДИНГ» В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ТЕХНИКА «АЙРИС – ФОЛДИНГ» В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Князева Галина Ивановна. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Г.У. «Щербактинская специальная общеобразовательная школа-интернат№5»
Павлодарская область, Щербактинский район, село Хмельницкое.
Мерой и показателем эстетического развития и воспитания человека служит его эстетическая культура. При всём многообразии видов и форм человеческого бытия человек призван творить красоту и реализовывать себя через эстетическую культуру и искусство. Красота порождает творческий взлёт, а равнодушие к ней приземляет человека, лишает чувств духовного наслаждения и возможностей преображения мира.
Эстетическое воспитание, придающее определенную направленность познавательной и творческой деятельности умственного отсталых детей, развитию и удовлетворению духовных запросов в процессе многогранной деятельности, охватывает все сферы духовной жизни формирующейся личности.
В процессе эстетического воспитания умственно отсталых детей решаются прямые и косвенные задачи. К прямым задачам относят: развитие у умственно отсталого ребенка способности воспринимать эстетические явления в действительности и искусстве, формирование у него художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и к объектам действительности и их эстетической оценки. Умственно отсталый школьник должен научиться видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и выражать свое отношение к этим явлениям в той или иной доступной ему форме. В неразрывной связи с прямыми задачами решаются косвенные, реализуемые в процессе решения задач других направлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, физического, трудового и др.), основанные на привлечении внимания учащихся к различным произведениям искусства, отражающим представления о красоте и доброте.
Педагогическое воздействие на личность аномальных детей в процессе эстетического воспитания оказывается особенно интенсивным потому, что сам материал, предлагаемый детям, вызывает у них непосредственный интерес; организационные формы, методические средства позволяют вносить элементы занимательности, наглядности; образность материала заставляет работать воображение.
Эстетическое воспитание в коррекционной школе – неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с нарушением интеллекта значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе. Воспитанию, прежде всего, происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влияние эстетических средств, затрагивающих чувства ребёнка, заметно активизируется познавательная деятельность, В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчётливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления. В процессе эстетического воспитания у учащихся удаётся сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Многие школьники, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое.
С учётом своеобразия развития детей с нарушением интеллекта и особой роли коррекционной школы, как специального учреждения, эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
1. Способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития детей с нарушением интеллекта, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребёнка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.
2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспитывать у детей сенсорную культуру, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.
3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства и окружающую обстановку.
4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных детям с нарушением интеллекта художественных навыков.
Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы детей с нарушением интеллекта во многом осложняют решение указанных выше задач. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям уч-ся форм, методов и средств воспитания и обучения. В-третьих, коррекционное–направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Следовательно, эстетическое воспитание в коррекционной школе имеет определённую специфику, которая обусловлена конкретными проявлениями психофизического развития её воспитанников. Вместе с тем, обладая значительными коррекционно-развивающими возможностями, эстетические средства воспитания раскрывают перед ребёнком реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность. Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность и сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно- прикладному творчеству. Изучение этого вида изобразительного искусства призвано сформировать у обучающихся художественный способ познания мира, обеспечить развитие системы специальных , социальных личностных и универсальных компетенций и ценностных ориентиров.
Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках.
Моя работа с детьми с особыми образовательными потребностями показывает, что рациональная организация внутри школьной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.
Я считаю, что наиболее результативной кружковая работа может стать для детей 4-5 классов, так как они уже в определенной мере владеют необходимыми навыками . У этих детей более четко определить интересы и наклонности.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.
В ходе работы творческим трудом дети учатся составлять различные орнаменты; выполнять сюжетные аппликации; работать с «бросовым» и природным материалами; изготавливать сувениры и украшения.
В этом докладе я хочу привлечь внимание коллег к интересной, но при этом редко используемой художественной технике – айрис - фолдинг.
Дословно название техники Iris Folding можно перевести с английского, как «радужное складывание». Техника айрис - фолдинг зародилась в Голландии (Нидерланды), а оттуда распространилась в другие страны и сегодня активно используется любителями бумажных поделок.
Мой выбор остановился на этой художественной технике потому, что она отвечала целому ряду требований. Во-первых, я всегда отдаю предпочтение нетрадиционным техниками и приёмам изобразительной деятельности, поскольку считаю, что в рамках системы дополнительного образования необходимо расширять диапазон представления ребенка о возможностях художественного творчества. Вторая причина: исключительная простота техники. Естественно, нередко сравнивая собственные успехи с успехами других, ребенок разочаровывается. А поскольку для любого ребенка очень значимо быть признанным в обществе сверстников (порой признание одноклассников важнее, чем успешность в учебе), то таким детям необходимо было предложить вид художественной деятельности, в котором наличие фантазии, аккуратности и трудолюбия уже гарантирует результат.
Айрис - фолдинг отвечает этим требованиям. Задания понятны для восприятия, занимательны и имеют окончательный результат, как правило, уже на самом занятии. При желании работу можно усложнить, что мы и практикуем, но это уже с учетом индивидуальности ребенка. И еще один плюс в пользу айрис - фолдинг: она не требует никаких особых условий деятельности. Для работы в этой технике используется стандартная материальная база. Используемые материалы: цветная бумага, цветной картон, клей или скотч. Так же для поделок может быть использована ткань, упаковочная бумага, страницы старых глянцевых журналов и многое другое. Инструменты: ножницы, канцелярский нож, линейка.
Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем , что данный материал помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком.
Бумага - один из самых простых, доступных и универсальных материалов для детского творчества. Именно поэтому в детском художественном творчестве, особенно для начинающих, такому материалу как бумага заслуженно отводится особое место. Существует огромное количество апробированных вариантов обучения детей работе с бумагой. Каждый из них имеет свои возможности и средства. Я постоянно искала технику, в которой любой ребенок может быть успешен, независимо от наличия или отсутствия художественных способностей.
Первоначально, в качестве эксперимента, на кружке было включено знакомство с отдельными элементами художественной техники. Знакомства с этой новой для нас художественной техникой мы работали по готовым схемам. Работа по готовой схеме не представляет для детей сложности. На первых порах выбираются достаточно простые схемы. При выборе схем для ознакомительного занятия можно руководствоваться следующими критериями отбора:
- центральный элемент схемы должен иметь форму треугольника. В этом случае в работе используются только три цвета полосок, что облегчает ребенку понимание в процессе объяснения педагога;
- количество используемых при выполнении работы полосок должно быть минимальным, для того чтобы ребенок мог выполнить работу в течение одного часа занятий.
При выполнении данной техники требуются: внимание, аккуратность и терпение. Благодаря этой технике появляется дополнительная уникальная возможность украсить блокноты, коллажи, альбомные странички и поздравительные открытки новыми яркими декоративными деталями и элементами.
Достоинств айрис-фолдинга в развитии ребенка довольно много. Занятия айрис-фолдингом помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление ребят, одновременно воспитывая у них трудолюбие, аккуратность и точность в работе, полезные трудовые навыки и творческую самостоятельность. Параллельно с этим происходит сенсорное развитие детей в процессе знакомства с цветом, формой и величиной предмета. Одним из главных достоинств айрис-фолдинга является то, что оно укрепляет у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит тренировка глазомера.
У значительного большинства детей с нарушением интеллекта наблюдается общее недоразвитие речи. Отсюда пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.
Кроме этого, айрис-фолдинг прекрасно стимулирует развитие памяти и внимания у детей с нарушением интеллекта: чтобы сделать поделку, ребенок должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Айрис-фолдинг развивает умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливает по памяти ранее увиденное (схему, чертеж, модель), а также позволяет детям создавать необычные зрительные образы для запоминания нужной операции.
Айрис-фолдинг имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления и их художественного вкуса, позволяет развивать у детей умение логически мыслить: находить сходства и различия, выделять существенное, устанавливать причинно – следственные связи. Активизируются вся мыслительная деятельность. Айрис-фолдинг совершенствует трудовые умения ребенка, формирует его культуру труда и речи.
Важным преимуществом в процессе складывания заготовок для айрис-фолдинга является то, что задействованы обе руки. Данный вид искусства развивает воображение и конструктивное мышление. Шаблон при желании, возможно, разработать самостоятельно, а также воспользоваться уже разработанными шаблонами другими мастерами. Присмотритесь к коллекции уникальных работ, которые выполнены в этой удивительной увлекательной технике.
Таким образом, систематические занятия с ребенком айрис-фолдингом – гарантия его всестороннего развития и успешной учебы в школе.
Список использованной литературы.
1. Амоков В.Б. Искусство аппликации. М.: Школьная пресса, 2002.
2. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2010
3. Борев Ю. Б. Эстетика: В 2 т. / Ю. Б. Бореев. – М., 2000.
4. Буров А. И. Эстетическая сущность искусства / А. И. Буров. – М., 1996.
5. Борисова, Е. С. Эстетическое воспитание школьников. / Е. С. Борисова. М.: Просвещение, 1989. – 144
6. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: Академия развития, 2002.
7. Джексон Д. Поделки из бумаги - М.: Росмэн, 1996г.
8. Кан-Калик В.А., Педагогическое творчество, М. 2003.
9. Лихачев Б.Т .Теория эстетического воспитания школьников. Москва, 1985.
10. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
11. Чиотти Донателла. Оригинальные поделки из бумаги./ М.:ОООО ТД «Издательство Мир книги», 2009 .
Интернет ресурсы:
1. Айрис фолдинг–радужное складывание .– http://www.hnh.ru/handycraft/2011-01-22-15
2. Айрис фолдинг-это просто! – http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/ajris-folding-etoprosto-osnovy-texniki.html.
13PAGE 14415
·