Статья Предметные недели математики, информатики и физики в школе

Предметные недели математики, физики, информатики
«Известно, что математическое образование вносит неоценимый вклад в формирование общей культуры подрастающего поколения, его мировоззрения, способствует эстетическому воспитанию ребёнка, пониманию им красоты и гармонии окружающего мира, развивает его воображение и пространственное представление, аналитическое и логическое мышление, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей. Одним из наиболее важных факторов успеха является интерес к математике как к предмету. На современном этапе развития школьного образования особое значение приобретает взаимосвязь урока и внеурочной деятельности учащихся. В соответствии с классификацией различных форм внеклассной работы на основе временного признака, можно выделить константные и темпоральные формы. К первому блоку относятся математические кружки, секции юных математиков, научные общества учащихся и другие. Вторую группу образуют формы, приуроченные к определённому времени, например, предметной неделе, концу четверти. К ним относятся математические вечера, олимпиады, конференции, КВН и другие. Указанные формы часто пересекаются, элементы многих форм могут использоваться при организации работы по какой – либо одной из них. Совокупной формой методической, учебной и внеклассной работы в школе являются предметные недели, которые представляют комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей школьников, навыков неформального общения учащихся, родителей и педагогов в составе разновозрастных творческих групп в ходе подготовки и проведения недели. Такая работа не только способствует повышению квалификации учителя, но и требует от него дополнительных усилий, проявления творчества, что не всегда получается в повседневной педагогической деятельности. Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью воспитательно-образовательной деятельности учителя-предметника, кроме того, она имеет большое воспитательное значение, так как заинтересовывает учащихся предметом, вовлекает их в серьёзную самостоятельную работу.
Целью её проведения является развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости математических знаний в различных сферах профессиональной деятельности.
Задачи проведения Недели математики в школе:
Учебные:
1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий
2. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
3. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни. Показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности.
4. Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развивающие:
1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
Воспит
·ательные:
1. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
2. Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.
3. Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.
Принципы организации Недели математики:
1. Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
2. Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
3. Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).
4. Принцип соревновательности (ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов)».
(Из брошюры Пановой Елены Витальевны, учителя математики МОУ «Загорская СОШ»)
Активизация внеклассной деятельности по математике, физике и информатике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предметам, но и желание заниматься ими дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний.
Проведение предметных недель в нашей школе давно стало традицией. Неделя математики, физики и информатики проходит в марте каждого учебного года. В подготовке участвуют все учителя-предметники цикла и инициативная группа из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Планируется неделя математики с учетом возрастных и психологических особенностей развития учеников примерно за месяц до ее проведения. Год от года стараемся разнообразить формы проведения мероприятий. В завершении недели проводится математический конкурс-игра «Кенгуру». Итоги недели вывешиваются на информационном стенде, а победители награждаются на собрании параллелей как раз в конце четверти.
18 марта Международный день   числа «Пи».
В течение недели проводятся математические КВНы, конкурсы, викторины, устные журналы, выставки творческих работ, интеллектуальные игры, информационные минутки в начале урока.
Игра-путешествие для 1-4 классов «Математический лабиринт»
Интеллектуальные игры:
для 5-7 классов «Из истории математики»
для 8-9 классов «Звездный час»
для 10-11 классов «Счастливый случай»
«Турнир смекалистых»
Выставка творческих работ
«Конкурс грамотеев»
«Бенефис прессы»
«Бои без правил»
«Битва мудрецов» - «Кенгуру»
Исторический день (газеты и устные сообщения 5-6 кл.)
Алгебраический день (газеты и творческие задания 7-8 кл.)
Геометрический день (газеты и творческие работы 9 кл.)
Астрономический день (газеты и выступления 10-11 кл.)
День информатики (отчет математического кружка)
День «Кенгуру»
Примеры творческих заданий и проводимых мероприятий:
Кроссворды, ребусы, загадки, задачи, софизмы; проекты; интеллектуальные игры «Из истории математики», «Звездопад», «Космические дали»
15