Итоги недели Физики, математики и информатики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 66 г. Томска
Слеп физик без математики.
М.В. Ломоносов
Машины должны работать.
Люди должны думать.
Принцип IBM.
Гринева М. Н. – учитель информатики и физики.
Хакимова Р.Н.- учитель математики.
В проведении декады приняли участие обучающиеся 1 – 9 классов.
В рамках декады были проведены различные мероприятия: открытые уроки: урок-игра «Путешествие в страну дроби» в 5-6 классах и интегрированный урок «Воздухоплавание» в 7 классе, занимательные опыты «Волшебство физики» в 1,3 классах, «Занимательные задачи и опыты по физике» в 2, 4 классах, конкурс презентаций «Покорители космоса», конкурс рисунков по теме: «Космос далёкий и близкий», олимпиада «Физика в задачах», электронный тест «Физика и космос», выставка книг школьной библиотеки «Все о Космосе», выставка самодельных приборов и геометрических фигур.
ТОМСК - 2015
План
недели физики, математики и информатики
№ п/п Дата Время Место проведения Мероприятия Форма проведения Класс Ответственный
06.04 12.05 Фойе Открытие декады
«Линейка» 1-9 Хакимова Р.Н.
Гринева М.Н.
06.04-11.04 12.00 Кабинет
№ 4 Олимпиада «Физика в задачах» Заочный этап 7, 8 Гринева М.Н.
10.04 11.20 Кабинет
№ 1 Занимательные опыты «Волшебство физики» Демонстра-ции опытов 1,3 Гринева М.Н.
09.04 16.45 Кабинет
№ 5 Уроки «Занимательные задачи и опыты по физике» Демонстра-ции опытов 2,4 Гринева М.Н.
09.04 8.30
11.20 Кабинет
№ 4 Конкурс презентаций «Покорители космоса» Конкурс 7-9 Хакимова Р.Н.
Гринева М.Н.
09.04 9.25
13.05 Кабинет
№ 4 Электронный тест «Физика и космос» Тест 8,9 Гринева М.Н.
09.04 10.15 Кабинет
№ 4 Интегрированный урок по теме: «Воздухоплавание» Открытый урок 7 Хакимова Р.Н.
Гринева М.Н.
06.04-11.04 09.30-16.00 Библиотека Выставка книг школьной библиотеки «Все о Космосе» Выставка 1-9 Франк Н.Ю.
06.04 09.30-16.00 Стенд Выпуск стенгазеты и
конкурс рисунков по теме: «Космос далёкий и близкий» Газета
Выставка 3-6 Хакимова Р.Н.
Гринева М.Н.
06.04-10.04 09.30-16.00 Фойе Выставка самодельных приборов и геометрических фигур. Выставка 1-9 Хакимова Р.Н.
Гринева М.Н..
08.04 13.05 Кабинет
№ 1 Урок-игра по математике по теме: «Дроби». Открытый урок 5,6 Хакимова Р.Н.
13.04 12.05
14.40 Фойе Подведение итогов Линейка 1-9 Хакимова Р.Н.
Гринева М.Н.
Победителями конкурсов стали:
I. В конкурсе «Путешествие в страну дроби» победила команда 6 Б класса:
Барбутько Владимир
Топоров Вячеслав
Нагорнов Александр
Щербаков Руслан
Кез Артем
II. В конкурсе рисунков победителями стали:
Мурсаитов Павел ученик 1Б класса за 1 место в конкурсе рисунков
Таджибаев Билолидин ученик 2Б класса за 1 место в конкурсе рисунков
Замятина Валерия ученица 4Б класса за 1 место в конкурсе рисунков
Неделкова Алиона ученица 5Б класса за 1 место в конкурсе компьютерных рисунков.
Курбанбаева Алина ученица 1Б класса за 2 место в конкурсе рисунков
Нагорнов Алексей ученик 2Б класса за 2 место в конкурсе рисунков
Елисеев Данил ученик 4Б класса за 2 место в конкурсе рисунков
Переливский Роман ученик 4Б класса за 2 место в конкурсе компьютерных рисунков.
Максимова Екатерина ученица 1Б класса за 3 место в конкурсе рисунков
Барбутько Владимир 6Б класса за 3 место в конкурсе компьютерных рисунков.
Филимонов Александр ученик 8Б класса 1 место в конкурсе «Самодельных приборов и геометрических фигур» и олимпиаде «Физика в задачах».
Саженов Никита ученик 9 класса за 1 место в конкурсе презентаций «Покорители космоса».
Пенькова Владислава ученица 3Б класс – I место в конкурсе «Кроссвордов».
Переливская Анна ученица 3Б класс - II место в конкурсе «Кроссвордов».
Потёмкина Марина ученица 3Б класс - III место в конкурсе «Кроссвордов».
В рамках недели выпущена газета «Космос далекий и близкий»:
Была проведена линейка: открытие декады «Физики, математики и информатики»
Все приглашаются в фойе:
Вступительное слово директора школы Бударина В.Н.
1 ведущий.
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век -
Всегда стремился к знанью человек…
2. ведущий.
Тем, кто учит физику и математику, тем, кто любит информатику.Эта декада, декада естественно-математического цикла, посвящается!
1 ведущий.
Говорят, математика очень суха,
Говорят, математика неодолима, Но всякий, признайся в том без греха,
что знать математику необходимо. О сухости скажет плохой ученик,
о трудности парень ленивый. Но кто в математику глубже проник,
тот будет счастливый.
2 ведущий.
Без арифметики алгебры нет,
без геометрии шагу не ступишь. Ни в море, ни в небо,
ни к миру планет без счёта билета ни купишь. И пусть ты не думаешь,
в науку идти и просто будешь работать, Чтоб всюду достойную лепту внести,
математику знать ты должен. 1 ведущий.
Думать человек устал,
век компьютеров настал. И открыли в школе класс информатики для нас.
2 ведущий.
Если в воду ты залез, то теряет тело вес. И вода при всём при этом вытесняется предметом.
1 ведущий.
Живёт всегда природа по своим законам,
мы изучаем их, стремясь понять, И очень важно знать и понимать основы,
чтоб эти знанья в жизни применять.
Без физики не полетели б в космос,
не укротили б атом никогда. Хотим мы знать, что значат в мире нашем Солнце, воздух, чем мы дышим, и вода.
Сценка:
Математика: Я — Королева средь наук И без меня все, как без рук, Не смогут вычесть и сложить И даже точно день прожить, А точка, линия и круг, В объеме призма, просто куб — Моих фигур прелестный ряд Везде, куда не кинешь взгляд! От единицы в бесконечность Я простираюсь словно вечность! В науках нет важней тематики Королевы — Математики! Физика: Позвольте, милочка, простите, Вы самой важной быть хотите! Вглядитесь пристальней вокруг, И вам понятней станет вдруг, Что Физика — Царица-мать! Меня для жизни надо знать, Чтоб свет, тепло в домах иметь, И в космос к звездам полететь.Информатика: Друзья, вы к нам пришли издалека, Проходят дни, года, века, В них Знаний бурная река И широка и глубока, Но наступил уж новый век! И в нем идет наш человек Рука об руку со Мной Информатикою Прикладной! Я вхожу в любые сферы, И сложнейшие примеры.Для меня решить — пустяк! Что, не верится? Вот так.
Управлять могу заводом, Самолетом, теплоходом, С космосом Я связь держу! В новом веке, Я скажу, Без Меня не обойтись, Так что просьба — разойтись.И Меня пустить вперед! Я права, честной народ?!
1 ведущий
Не могу не вмешаться в ваш спор, Зачем вы затеяли этот сыр-бор? 2 ведущий
Предметы в школе. ВСЕ важны.И друг другу МЫ нужны, Так что лучше в мире жить И на благо всем служить. 1 ведущий Итак, декаду открываем И успехов вам желаем. Думать, мыслить, не зевать, Быстро всё в уме считать. 2 ведущий.
А напоследок мы хотим вам преподнести несколько пожеланий.1 ведущий.
Желаем вам свои силы удвоить, и даже утроить! 2 ведущий.
Желаем вам объем своих знаний возвести в 3 степень! 2 ведущий.
Плохое настроение и грубость умножьте на 0.1. ведущий.
Удачи во всех ваших начинаниях!!!
Была проведена олимпиада «Физика в задачах»
Задания для учащихся 7 класса (5 баллов за каждую задачу)
1. Исследования историков показали, что Буратино был
изготовлен не из одного, а из двух поленьев. Его голову Папа Карло выточил из дуба, а
остальные части тела выточил из сосны. Известно, что плотность дуба 690 кг/м3 , вес
изготовленной из него части тела составляет треть от веса Буратино, а объем – только
четверть. Найдите плотность соснового полена.
2. Автомобиль едет из пункта А в пункт В сначала 7 минут в
гору, затем 2 минуты с горы. Обратный путь он проделал за 15 минут. Во сколько раз
быстрее автомобиль едет с горы, чем в гору?
3. В один из весенних дней на Угличской гидроэлектростанции был зафиксирован приток воды в водохранилище со скоростью 2650 м3/с. При этом водосброс через плотину ГЭС составил 1415 м3/с. Определите на сколько вырос уровень воды в водохранилище за сутки, если площадь водохранилища равна 249 км2. Пологостью берегов водохранилища пренебречь.
4. Что бы сбросить лишний вес, человек пробегает по 5 км в день со скоростью 4 м/с. При каждой пробежке он развивает мощность 1,4 кВт. Энергоемкость жира 40 кДж/г. Сколько грамм жира преобразуется при каждой пробежке?
5. В жидкости с плотностью р1 вес твердого тела составляет Р1, а в жидкости с плотностью р2
равняется Р2. Найти плотность р твердого тела.
Школьник находится на горизонтальной поверхности. На него действуют горизонтально направленные силы. На север (там кофе и булочки) сила 20Н. На Запад (там спортивная площадка) сила 30 Н. На восток (в школу) сила 10 Н. И еще действует сила трения. Школьник неподвижен. Определите величину и направление силы трения.
Задания для учащихся 8 класса (5 баллов за каждую задачу)
1. Автобус проехал мимо остановки, двигаясь со скоростью 2 м/с. Пассажир в течение 4 секунд стоял и ругался, а потом побежал догонять автобус. Начальная скорость пассажира равна 1 м/с. Ускорение его постоянно и равно 0,2 м/с2 . Через какое время после начала движения пассажир догонит автобус?
2. Статуэтка победителя олимпиады по физике отлита из золота и алюминия - голова
сделана из золота (плотность 19,3 г/см3 ), ее объем составляет 2/3 общего объема статуэтки, остальное - из алюминия (плотность 2,7 г/см3 ). Утонет ли статуэтка в озере из жидкой ртути
(плотность 13,6 г/см3)?
3. В стакан налита вода при комнатной температуре +2000С — до половины объема. Туда
доливают еще столько же воды при температуре +3000С — установившаяся температура оказалась равна +2300С. В другой такой же стакан наливают воду при комнатной температуре до 1/3 объема и доливают горячей водой (+3000С) доверху. Какая температура установится в этом стакане? Потерями тепла в окружающее пространство за время установления температуры можно пренебречь.
4. Автомобиль едет все время по прямой, его скорость за первый час была 40 км/час. В течение второго часа он «прибавил» и ехал равномерно — средняя скорость за первые два часа составила 60 км/час. Потом он снова прибавил скорость, и средняя скорость за первые три часа оказалась 70 км/час. Найти среднюю скорость движения на первой и второй половинах пути.
5. Мячик падает в воздухе с очень большой высоты и абсолютно упруго ударяется о землю. Найдите ускорение мячика сразу после удара.
6. В теплоизолированный сосуд налита вода массой M = 100 г при температуре tнач =
20ºС. Воду хотят охладить до температуры tкон = 5ºC, для этого в неё каждую минуту
бросают кубик льда массой m = 1 г при температуре tл = 0ºC. Определите, через какое
время вода в сосуде охладится до нужной температуры.
Подведены итоги олимпиады.
Победителем стал: Филимонов Александр ученик 8Б класса
Был проведен электронный тест «Физика и космос»
Справедливы ли законы Паскаля и Архимеда внутри космического корабля, находящегося в свободном полёте?
1) справедлив только закон Архимеда;
2) справедлив только закон Паскаля;
3) справедливы оба закона. В условиях невесомости сила Архимеда
равна силе тяжести;
4) справедливы оба закона. В условиях невесомости сила Архимеда равна нулю.
Совершают ли космонавты работу при перемещении грузов в невесомости?
1) работа совершается в начале и конце движения груза, когда он
движется ускоренно;
2) работа совершается в начале движения груза;
3) работа совершается при перемещении грузов в невесомости, когда
груз движется равномерно;
4) работа при перемещении груза в невесомости не совершается.
3. На каких этапах полёта космонавт имеет наибольший вес?
1) на этапе взлёта, когда космический корабль движется
с ускорением, имеет место перегрузка;
2) на этапах взлёта и посадки, когда космический корабль движется
с ускорением, имеет место перегрузка;
3) на этапе посадки, когда космический корабль движется
с ускорением, имеет место перегрузка;
4) на этапах взлёта и посадки, когда космический корабль движется
равномерно, имеет место перегрузка.
Почему спускаемые отсеки пилотируемых космических кораблей
покрывают слоем керамики?
1) При движении спускаемого аппарата в плотных слоях атмосферы его
поверхность нагревается до высокой температуры;
2) Керамика обладает малой теплопроводностью и большой удельной
теплотой плавления;
3) При движении спускаемого аппарата в плотных слоях атмосферы его
поверхность нагревается до высокой температуры. Керамика обладает
большой теплопроводностью и большой удельной теплотой плавления;
4) При движении спускаемого аппарата в плотных слоях атмосферы его
поверхность нагревается до высокой температуры. Керамика обладает малой
теплопроводностью и большой удельной теплотой плавления.
5. Почему высота полётов пилотируемых космических кораблей не превышает
300 км?
1) выше 300 км располагаются радиационные пояса Земли, пролетая через
которые космонавты могут приобрести лучевую болезнь и даже погибнуть;
2) выше 300 км располагаются радиационные пояса Земли;
3) не позволяет мощность космического корабля;
4) выше 300 км в космическом пространстве находится вакуум.
6. Почему на внешней поверхности корабля, находящегося долгое время на орбите,
происходит сваривание металлических деталей?
1) в вакууме происходит холодная сварка металлических деталей;
2) в вакууме вследствие диффузии происходит холодная сварка металлических
деталей;
3) оказывает влияние невесомость;
4) оказывает влияние большая скорость космического корабля.
7. Почему топливо космической ракеты обязательно состоит из двух компонентов,
например водорода и кислорода, в то время как топливо реактивного самолёта
однокомпонентное (керосин)?
1) в двигателях, работающих на Земле, окислителем горючего является
атмосферный кислород;
2) в космической ракете, работающей в условиях
вакуума, топливо должно состоять из двух компонентов: горючего и
окислителя;
3) в двигателях, работающих на Земле, окислителем горючего является
атмосферный кислород. В космической ракете, работающей в условиях
вакуума, топливо должно состоять из двух компонентов: горючего и
окислителя;
4) в двигателях, работающих на Земле, окислителем горючего является
атмосферный кислород. В космической ракете, работающей в условиях
вакуума, топливо должно содержать кислород.
8. Почему современные космические ракеты состоят из нескольких ступеней?
1) Идея многоступенчатых ракет – «ракетных поездов» - была выдвинута
К. Э. Циолковским. При последовательном сбрасывании частей корпуса
ракеты происходит существенная экономия топлива.
2) Идея многоступенчатых ракет – «ракетных поездов» - была выдвинута
С.П. Королевым. При последовательном сбрасывании частей корпуса
ракеты происходит существенная экономия топлива.
9. Какая планета является двойником Земли?
1) Сатурн.
2) Венера.
3) Нептун
4) Марс
10. Какая планета могла бы называться планетой Океан?
1) Марс.
2) Земля.
3) Меркурий.
4) Уран.
Подведены итоги тестирования.
Победителем стал: Саженов Никита ученик 9 класса
Занимательные опыты «Волшебство физики».
Цель:
1. Расширить знания учащихся о магнитном поле.
Развивать интерес к науке и ее практическому применению.
Оборудование:
Магниты постоянные, электромагниты, указка, компас, магнитная стрелка, монеты, ложка, вилки, презентация «Магнитное поле Земли и применение магнитов».
На экране написано: «Волшебство физики».
Организационный момент
Ключевые слова:
Магнитное поле, Земля. Магниты, приборы, здоровье, планеты.
Слайд №1-№ 3
1. Как люди узнали о магнитах и почему их так назвали?
Слайд № 4-7
Ответ: «Этот камень притягивает не только железное кольцо, но и одаряет своей силой это кольцо, так что оно в свою очередь может притягивать другое кольцо или кусок железа. Это происходит благодаря силе магнитного камня» Так писал древнегреческий философ Сократ. Древняя летопись повествует, что еще 4000 лет назад в Китае использовались повозки, на которых поворачивались на оси магнитные фигурки человека, показывающая рукой на юг ( вставить картинку такой повозки) В китайских энциклопедиях есть и первые упоминания о использовании магнитной стрелки на кораблях. 300-400 Лет до нашей эры ее стали применять индейцы, арабы, греки. Так в древности появился компас, который стал надежным помощником путешественникам. «Любящий камень», дали китайцы названия магниту, он притягивает железо, как любящая мать притягивает к себе своих детей. Замечательно, что и французов, живущим на противоположном конце материка, мА встречаем сходное название «animant – что означает «любящий». Сила любви у естественных магнитов незначительна, поэтому наивно звучит греческое название «геркулесов камень». Что сказали бы они сейчас в сравнении с электромагнитами, поднимающими тонны железа на металлургических заводах.
Слайд № 8
2. Почему земля окружена магнитным полем?
Слайд № 9-12
Ответ
Земной магнетизм еще не окончательно выяснен, но читается , что магнитное поле создает электрический ток. Возникающий, как в коре Земли, в атмосфере, а особенно в ядре Земли , где в раскаленном состоя НИИ движутся заряженные частицы .Самое сильное магнитное поле на полюсах их название северный и южный противоположны названию географических полюсов. Ведь северный конец магнитной стрелки всегда направлен на юг, значит, на севере находится южный магнитный полюс. Кроме того их координаты не совпадают с географическими полюсами. Со временем магнитные полюса перемещаются, В глубокой древности они находились на экваторе. Магнитное поле зависит от деятельности солнц. А период его активности на земле возникают магнитные бури, усиливаются северные сияния, которые возникают в результате влияния магнитного поля на влетающие заряженные частицы. Магнитное поле является защитником земли от космического излучения, которое губительно влияет на живые организмы. В районах, где имеются залежи магнитных руд, магнитное поле отличается от других мест - это называется магнитными аномалиями, там магнитная стрелка не помощник. Земля окружена радиационными поясами, так в сторону солнца они простираются на расстояние до70-80 тысяч километров.
Слайд № 13
Где применяются магниты?
Слайд № 14 - 16
Ответ Приборы разные магниты. Магнитные стрелки, измерительные приборы, громкоговоритель, магнитофонная лента, сердечники катушек.
Современная техника не может обходиться без применения магнитов-это измерительные приборы-амперметры, вольтметры, электросчетчики, громкоговорители, из магнитных материалов изготавливают сердечники для двигателей , генераторов, трансформаторов, магнитофонных лент, проводят магнитную запись звука, поднимают огромные тяжести на заводах, даже существуют поезда на магнитной подушке. Невозможно представить технику без магнитов и электромагнитов.
Слайд № 17
4. В магазинах «Мир здоровья» я видел много товаров содержащих магниты, почему и как они влияют на человека?
Слайд № 18 - 21
Ответ: Научные исследования показывают , что в организме человека находится железа, молекулы воды и других веществ, которые хорошо реагируют на изменение магнитного поля и если какие то происходят нарушения ,то влияние магнитного поля может восстановить или задержать эти изменения. Это зависит от нервного состояния, здоровья, даже пола человека. Такие магнитные приборы, как магнитные браслеты, пояса, стельки, воронки, клипсы, расчески уменьшают боль и снижают давление. Усталость и многое другое. В отличие от лекарств они долговечны, их нельзя подделать, можно пользоваться всей семьей, они недорогие.
Слайд № 22
5. А только ли наша Земля окружена магнитным полем?
Слайд № 23- 25
Ответ:
Конечно, при полетах космических кораблей ученых интересовало и наличие магнитных полей у других планет. Самое близкое к нам небесное тело это Луна у нее нет магнитного поля , как и у сестры Земли- Венеры, слабое магнитное поле и Марса, а вот у планет гигантов магнитные поля очень сильные это у Юпитера, Сатурна, Нептуна
Слайд 26
Заключительное слово учителя
Сегодня ребята я познакомила Вас с удивительным миром магнитов, о них вы знали и раньше, но теперь поняли, что ваши знания стали более глубокими, в старших классах, когда вы будите изучать физику, то еще боле подробно изучите магнитное поле и его применение.
Большое спасибо. До новых встреч на уроках физики.
Учащиеся 3-9 классов разгадывали кроссворд:
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 По горизонтали
3. Самая близкая к Солнцу планета. 6. Первый космонавт, вышедший в открытый космос. 8. Космодром в Казахстане.11. Планета с кольцами. 13. Планета, на которой мы живём. 16. Великий советский конструктор космических кораблей. 19. Первая в мире женщина-космонавт.
По вертикали
1.Отец русской космонавтики. 2. Хвостатое космическое тело. 4. Красная планета. 5. Первый в мире человек, побывавший в Космосе.7. Планета – «сестра» Земли. 9. Как называется отсутствие веса в космосе? 10. Спутник Земли.11. Наша звезда.12. Космическое тело.14. Что сказал Гагарин, когда полетел в Космос?
15. Самая большая планета Солнечной системы.17. Как назывался космический корабль, на котором Гагарин полетел в космос? 18. Как звали собаку, которая летала в космос?
Подведены итоги:
Победителями стали:
Пенькова Владислава ученица 3Б класс – I место.
Переливская Анна ученица 3Б класс - II место.
Потемкина Марина ученица 3Б класс - III место.
Проведены открытые уроки: урок-игра «Путешествие в страну дроби», 5Би 6Б классы учитель математики Хакимова Р.Н. и интегрированный урок «Воздухоплавание» в 7 классе учитель физики Гринева М.Н. и учитель математики Хакимова Р.Н.
Была организована выставка «Самодельных приборов и геометрических фигур».
Подведены итоги выставки.
Победителем стал: Филимонов Александр ученик 8Б класса
В субботу состоялось закрытие предметной недели «Физики, математики и информатики».
Награждение победителей на школьной линейке.
Литература:
1. . Блудов М.И. Беседы по физике. Ч.1. Учеб. Пособие для учащихся /Под. ред. Л.В. Тарасова. М.: Просвещение, 1984
2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Кн. Для учителя. -2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985