Проект Люблю берёзку русскую


п.Лобва 2016год. МБ ДОУ НГО Детский сад № 15 «Берёзка» Экологическо-исследовательский проект: «Люблю берёзку русскую»«» Руководители проекта: Максимова О.А, Щербинина Е.А, музыкальный руководитель Абдуллина Н.В.Дети и родители подготовительной группы «Б»  «Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню,Дай мне попробовать, и я научусь».  ( китайская пословица)  Ты до того, березонька, красива!              И в полдень жаркий, и в часы росы,              Что без тебя немыслима Россия.              И я немыслим без твоей красы. О. Шестинский Участники: дети подготовительной группы «Б» Щербинина Елена Анатольевна воспитатель МБДОУ НГОДетский сад №15 «Берёзка»1 квалификационная категория Максимова Ольга Алексеевнавоспитатель МБДОУ НГО детский сад № 15 «Берёзка»1квалификационная категория Абдуллина Наталья ВалерьевнаМузыкальный руководительМБДОУ НГО Детский сад № 15 «Берёзка»1 квалификационная категория «У берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.»пословица« Проблема Сегодня главной проблемой человеческого общества становится охрана природы. Воспитанники нашего детского сада и их родители являются активными участниками в области сохранения живой природы. Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди - это незнание. Если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Дошкольники не в силах решить какие-то крупные задачи по охране природы, но и то малое, что они сделают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы. Актуальность Мы в своей работе с детьми остановились на выборе проекта о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о берёзе и воспитания у них экологического самосознания. В основе нашей работы с детьми по данной теме лежит развитие у них познавательных навыков и умения самостоятельно высказывать свои взгляды. Дети любят действовать: наблюдать, рассматривать и это необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Движения на свежем воздухе во время прогулки, игры, сочинение рассказов о берёзе и о природе. Мы решили разработать проект «Люблю березу русскую» для того, чтобы познакомить детей символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу. Ведь для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. Ведь когда-то на Руси берёзу считали священным деревом. Проект позволит нам больше узнать о берёзе как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу. Актуальность Мы хотим видеть наших детей любознательными, инициативными, общительными, самостоятельными умеющими ориентироваться в окружающей среде, решать возникшие проблемы. Для этого необходимо создавать условия, в которых у ребёнка возникает потребность в познании окружающего мира, в частности, через поисковую деятельность.Ребёнок ставится в ситуацию, когда он овладевает сам способами решения проблем в процессе исследования и познания ситуации. Чем интенсивнее и шире поисковая деятельность, тем боле полноценно развивается личность ребёнка. Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе. Задачи Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символа страны.Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.Дать возможность почувствовать глубину и красоту русских обрядов связанных с русской берёзой.Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней. Ожидаемые результаты Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьях и берёзы в частности, о бережном отношение к природе. Работа по проекту: «Люблю берёзку русскую» Наблюдения за берёзой на прогулке. Беседы о пользе берёзы, о её свойствах и способах использования, экспериментальная деятельность Разучивание стихов, песен, загадок , пословиц, поговорок о берёзе. Рассматривание картин о нашей красавице берёзе. Реализация проекта: Начальный этап1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Берёзка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу». Речевое развитие 1. Чтение: К.Паустовского «Подарок»»; «Чтение: К.Паустовского «Подарок»»; Берёзка» Л.И. Горошкина; « «Берёзка голову склоня…» Л.М. Смирнова; «Песнь берёзе» ; Л.Н Сурнина« Три берёзки под окном» Г Н Рахимов и т.д.2. Разучивание пословиц, поговорок.3. Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза». С.А Васильева«В белых платьицах подружки», Р Рождественский«Чуть солнце пригрело откосы», Прокофьев А. «Люблю берёзку русскую» Рисование: « Береза» Оформление уголка «Береза – символ России».Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек. Познавательное развитие Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса) . Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом» Выбор березки  на территории детского сада. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы. Исследование бересты под лупой. Оформление газеты «Люблю березку русскую».Оформление фотоальбома «Люблю русскую красавицу». Конкурс «Читаем стихи о березке». Организация праздника «Русская березка» с детьми. Экскурсия в березовую рощу «Встреча с русской красавицей» Работа с родителямиПосадка молодых саженцев берёзки на участке детского сада. Выводы: В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево берёза и почему необходимо.По итогам работы было отмечено: Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю берёзку русскую». Заключение Внедрение данного проекта обеспечило:Возможность познакомиться с ролью берёзы в культуре России, в традициях и обычаях русского народа и прийти к выводу, что «Берёза символ -России»У детей повысились личностные качества – такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание. Дети приобрели навыки необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей. Заключение: Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали кору березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние почек и листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к берёзке.   Литература Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996 Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.О.А. Шаповалова. Сценарии народных праздниковТ.А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М.: ГНОМ, 2003. Продуктивная деятельность(рисование) Выставка изделий из бересты «Берёза – символ России»