Величие города — в величии его граждан
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
По проблеме воспитания гражданственности на традициях семьи и общества в условиях города, в котором мы живем.
Учитель Гаязова Зульфия Шагитовна (МБОУ « Гимназия №27 с татарским языком обучения Вахитовского района , г. Казани)
Тема: «ВЕЛИЧИЕ ГОРОДА - В ВЕЛИЧИИ ЕГО ГРАЖДАН».
Цели: Образовательные
• развитие умений и навыков самостоятельной работы с литературой;
• расширение знаний о Казани, о вузах города, о знаменитых казанцах.
Воспитательные:
• развивать чувство патриотизма, чувство гордости за свой город;
• обеспечить формирование и развитие нравственности, коллективизма;
• содействовать профориентации учащихся, Развивающие:
• формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, доказывать свою точку зрения, делать умозаключения;
• развитие умений владеть собой; выдержка самообладание , развитие
инициативы, уверенности в своих силах. Тип мероприятия: комплексный.
Вид мероприяти: беседа, соревнование.
Метод : проблемный; частично- поисковый; репродуктивный, диалогический Средства обучения: таблицы; стенды; аудиозаписи, карта Казани
Литература:
1. Виктор Пекелис «Твои возможности человек!», Знание, М.,1984.
2. «Казань», журнал, №№5-6,7^8,9-10 1999, № 1 2001.
3. Рассказы о казанских ученых. Сост. В.В.Кузьмин. Тат. кн. изд-во.Казань 1983.
Ход мероприятия.
1 Организационный момент.
2 Актуализация опорных знаний. Вальс С.Сайдашева
Как время катится в Казани золотое!
О колыбель моих первоначальных дней!
Невинности моей и юности обитель!
Когда я освещусь опять твоей зарей
И твой по-прежнему всегдашний буду житель?
Звучи, о арфа! Ты все о Казани мне!
Мила нам добра весть о нашей стороне:
Отечества и дым нам сладок и приятен.
Гавриил Романович
Державин
Казань - город удивительный судьбы, сыгравший в истории выдающуюся роль. В 2005 году Казань отмечал свое 1000-летие. История Казани сохранила немало имен великих ученых, просветителей, писателей, художников. Здесь сформировался ряд научных школ, получивших признание не только в России, но и во всем мире.
Город Казань единственный в мире, который имеет университет, где были совершены крупнейшие научные открытия XIX века.
Каждое поколение, которое жило и работало в нашем городе, оставило свой след.
Казань, о моих прародителей кров.
История наша в тебе запеклась.
Будешь ты жить и достойно, и стойко, и после нас.
Казань, о бездомной поэзии кров.
Тебе по нутру и наука пришлась.
Будешь ты жить и достойно, и стойко, и после нас...
Сибгат ХакимИ сегодня мы с вами поговорим о людях, которые возвеличили город Казань.
- Тема нашей встречи «Величие города - в величии его граждан». Как вы думаете в чем величие города? Как вы понимаете это выражение «Величие города - в величии его граждан»?
а) в его архитектуре;
б) в его гражданах
1) Я понимаю это выражение так. В истинно великом городе должны жить по-настоящему великие и известные люди. Например, наша Казань, несомненно, великий город. Ведь в нем жили и творили такие выдающиеся люди как писатель Л. Н. Толстой, химики Бутлеров и Зинин, поэты Тукай, Джалиль и др. Именно благодаря таким великим людям растет величие города.
2) Мне кажется, что суть этого выражения заключается в том, что лицо каждого города - люди, которые в нем живут и работают изо дня в день. Ведь именно по людям, по их делам делают вывод о городе: гостеприимный ли он, чистый, много ли в нем студентов, молодежи, как относятся к пожилым людям. Есть ли в нем места для культурного отдыха: парки, музеи, кафе - и в каком они состоянии. Иначе говоря, если перефразировать пословицу: «Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты» - получится: «Скажи мне, что за люди живут в этом городе, и я скажу, что это за город». Вот так я понимаю выражение: «Величие города - в величии его граждан».
3) Величие города в своеобразной её архитектуре. Казань - город древнейшей истории, где встретились культуры Востока и Запада. В то же время Казань накопила такой огромный потенциал архитектурной и культурной самобытности, который способен пробиться через любые преграды. Каждое поколение архитекторов, которое жило и работало в нашем городе, оставило в нем свой яркий след.
Ответы учеников:
Остановимся на архитектуре. Казанский Кремль включен в реестр ЮНЕСКО.
- Какие еще архитектурные памятники можно включить в золотой фонд нашей столицы? ( башня Сююмбике, КГУ, Театр им. Г. Камала, музей Г.Тукая, театр оперы и балета им. М.Джалиля, мечеть Кул Шариф, Большой Концертный зал и т.д.)
Вывод: С каждым днем, с каждым годом наш город становится все краше и краше. Он растет в двух направлениях:
1) восстанавливаются, реставрируются старые архитектурные памятники;
2) строятся современные здания, соответствующие новым требованиям.
- Но сегодня мы с вами поговорим о людях. которые возвеличили город Казань.
- С именами каких великих людей связывают Казань?
Ответы учеников.
В литературе: Гавриил Романович Державин, Л.Н.Толстой, А.М.Горький, Муса Джалиль, Габдулла Тукай, Короленко, А.Алиш и т.д.
Ученые: Арбузов, Н.Лобачевский, Зинин, Бутлеров, Сагдеев.
Скульптор: Бакый УрманчеКомпозиторы: С.Сайдашев. Н.Жиганов, Сара Садыкова
Спортсмены: фехтовальщица Ольга Князева, шахматистка Алиса Галлямова, чемпион мира по фигурному катанию Александр Фадеев.
Артисты: Качалов, Г.Камал, Ф.И.Шаляпин, Кайбицкая, Бегичев, Р.Нуриев и другие.
- А теперь я вам предлагаю соединить архитектурные памятники с этими великими людьми.
Вы разделились на две команды, и это будет первый этап сегодняшнего соревнования.
Проверка выполнения задания.
Все эти люди талантливые, гениальные, но вы, наверное, знаете, что «гений - это 1% вдохновения и 99% пота» (Т.Эдисон)Автор одной старой книги с уверенностью утверждал - «все люди гении». Пусть это преувеличение, но доля истины тут есть. «Нет ничего такого у гениального человека, чего бы не было в зародыше у обыкновенного», -говорит известный академик Б.М.Кедров.
Таким образом, природа отпустила каждому колоссальный кредит. Мы все к двадцатилетнему возрасту были бы великими химиками, математиками, физиками, зоологами, если бы детское жгучее любопытство ко всему окружающему не ослабевало в нас по мере накопления первоначальных необходимых для нашего существования знаний.
Не каждому дано стать Н.Лобачевским, Шаляпиным, Сайдашевым, но каждый может - независимо от профессии и должности - быть в своем деле «генералом».
III. Наступает момент, когда перед каждым человеком встает проблема выбора будущей профессии. Некоторые из вас уже определились и сейчас. Чаще всего при выборе профессии мы ориентируемся
• или на семью, родных и это - продолжение семейных традиций,
• или у кого-то талант в определенной области знаний,
• или на престижность профессий;
• или по совету родных, учителей, знакомых, психологов, можно по тестированию определить к какому виду деятельности у вас больше склонностей, способностей.
Накануне мы провели анкетирование, где вы ответили, какое образование получили ваши родители, где учатся ваши братья, сестры, какую профессию вы хотели бы выбрать и на какой вуз вы ориентируетесь.
Демонстрация диаграммы.
Среди вузов, перечисленных вами на первом месте КГТУ им. Туполева, затем КГМУ, КГУ, КГТУ (КХТИ), КФЭИ. И по анкетам видно, что некоторые из вас ориентируются на семью, родных и это - продолжение семейных традиций.
Что вы можете рассказать о вузах нашего города, на которых вы остановили свой выбор, об ученых, чьи имена связывают с этими вузами?
Рассказы учеников.
И сегодня наши ученые на передовых позициях. И я хочу вам рассказать о заводе ЭВМ. Завод раньше выпускал всех вычислительных машин в нашей стране. Вычислительные машины именно нашего завода стояли в центре управления космическими полетами. И сегодня это совместное предприятие с британской фирмой ICL в области компьютерных технологий. 9000 компьютеров этой фирмы поставлены в школы нашей республики.
Да, главное в жизни - найти истинную, большую цель и направить на ее достижение свою волю.
В последнее время стало заметным еще одно очень интересное явление - прямая зависимость престижности профессии от уровня мастерства того, кто этой профессией владеет. Теперь быть хорошим слесарем, прекрасным портным, искусным поваром гораздо престижнее, чем безликим артистом, посредственным инженером, без инициативным, серым администратором. Словом, будешь мастером своего дела - будет тебе почет и уважение и можешь оставить свой след в истории города.
А сейчас у нас рекламная пауза. (Представление лицея №41)
«Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга» (Цицерон). А как вы думаете, чему могут посвятить свой досуг студенты?
- Спорт, КВН, факультеты, отделения дополнительного образования, где можно получить вторую профессию параллельно с основной.
И сегодня мы познакомимся с одним из увлечений.
IV. Викторина.
Не зря же теперь многие предпочтение отдают образованию, ведь Казань – город молодежи, город студентов, город вузов.
Итак, посмотрим, как вы ориентируетесь в вузах, их расположении и насколько хорошо вы знаете имена великих людей, связанных с городом.
Проведем небольшую викторину.
Каждая команда отвечает по очереди, команда, давшая ответ последней, получает очко.
1. Перечислите вузы нашего города. Название можно давать старое или новое, повторять нельзя. ( медицинский институт, КГТУ (КХТИ), КГУ, Казанский государственный технический университет им Туполева (КАИ), Казанский государственный энергетический университет, КГПУ, Казанская государственная архитектурно-строительная академия (КИСИ) ,Ветеринарная академия, консерватория, ТИСБИ, КФЭИ,Татарско-американский региональный институт, Институт экономики, управления и права Казанский юридический институт МВД России, институт культуры).
2. Названия каких вузов дали названия остановкам общественного транспорта? (КАИ, Университет, Энергоуниверситет, КИСИ, Ветеринарная академия, юридический институт на Исаева).
3. Названия каких улиц носят имена великих людей, живших в нашем городе? (ул. Толстого, Арбузова, Бутлерова, Горького, Тукая, Сайдашева, Бегичева, Четаева, Фрунзе, Халтурина, Лобачевского и др.)
4. Назовите театры Казани и чьи имена они носят?
(Русский драматический театр им. Василия Ивановича Качалова, Татарский государственный академический театр им. Галиаскара Камала,Татарский драматический театр им. Карима Тинчурина,
Татарский государственный театр оперы и балета им. Мусы Джалиля)V. Домино.В следующем задании вам понадобятся знания еще и студенческой терминологии.
Составьте цепочку из следующих домино.
Музыкальный фрагмент.
На каких трамваях можно доехать до Энергоуниверситета?
9, 14,20,21.
На каких трамваях можно доехать до университета?
5,8, 12,20,21.
В школе - директор, а в вузе - . . .?
Ректор
В школе - кабинет, а в вузе - . . .?
Аудитория
В каком вузе готовят архитекторов?
КИСИ
Вуз, расположенный на холме около памятника Вахитову.
КФЭИ
Материальное ежемесячное поощрение студентов.
Стипендия
Как называют обучающегося в вузе?
Студент
У ученика - дневник, а у студента -...?Зачетная книжка
Время, когда студенты сдают экзамены.
Сессия
Период обучения между экзаменами.
Семестр
Как называют поступающего в вуз?
Абитуриент
Проверка задания. Команда, первая составившая цепочку, зачитывает что получилось.
VI. Умники и умницы.
Еще по 5 очков командам могут принести представители команд. Представитель команды, набравшей болыпее количество очков выбирает дорожку.
Зеленая дорожка.
Самый первый вуз в Казани?
2. Назовите фамилию великого математика, бывшего ректором в Х1Хв. И внесшего большой вклад в становление и в строительство вуза.
3. Назовите новое полное название КИСИ, КХТИ? (Казанская государственная архитектурно-строительная академия, КГТУ им. Кирова)
Красная дорожка.
1. Какой вуз отмечал 125 лет в 2001 году? (КГПУ)
2. Как в средние века называли университет, и как переводится это название? (Альма Матер - храм наук).
Победителю дорожки вручается символический студенческий билет.
Музыкальный фрагмент «Алъма матер»
- Желаем, чтобы этот символический студенческий билет превратился через год в настоящий.
VII. ИТОГ.
Итак, сегодня вы прошли три испытания, еще больше испытаний вам предстоит преодолеть в будущем. Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления. «Жить это не значит дышать, это значит действовать» (Жан-Жак Руссо). Так что действуйте, преумножайте свои способности, таланты. Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества, «создавать эпоху». Ваша очередь создавать эпоху, чтобы повысить роль нашего города!
Командам вручаются призы.
Итак, наша встреча завершается.
И мы желаем вам успешно завершить обучение в школе и поступить в выбранный вами вуз!
«Союз друзей» Б.Окуджава