Внеклассное мероприятие по литературном чтению Путешествие по сказкам
Сказка-игра для начальных классов "Путешествие по русским народным сказкам"
Учитель: Сегодня в этом зале мы собрались поговорить о русской народной сказке, поиграть.
В мире много сказок:Грустных и смешных, И прожить на светеНам нельзя без них.В сказке может все случиться.Наша сказка впередиСказка в двери к нам стучится. Звук. (Стук)Скажем сказке “заходи”. (Музыка.3)
Учитель: Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. потому что деревья там самые причудливые, горы- самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.
Берем волшебную палочку и произносим волшебные слова: “Чики- брики, карамба-барам”.
Музыка 2.
(Василиса) -Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы, красны девицы. Пришла я к вам из далека, из страны русских народных сказок, слово молвить, а зовут меня Василиса Прекрасная. Сегодня мы с вами окажемся в мире русских народных сказок, посмотрим к спектакль. Но, право, я не знаю, готовы ли вы к путешествию?
В. Вы, ребята, смелые?
Д. Да!
В. Вы, ребята, умелые?
Д. Да!
В. Находчивые?
Д. Да!
В. Сказки любите?
Д. Да!
В. А вы их знаете?
Д. Да!
В.Очень хорошо. А громко ли вы умеете хлопать в ладоши? (правая сторона, левая сторона, а теперь все вместе). А еще нам понадобиться смеяться? Давайте попробуем: все мальчики в зале смеются. Ха-ха-ха. Мальчики. Все девочки в зале смеются Хи-хи-хи. Девочки .Молодцы. Готовы.
Музыка 4. Голос.
(И) -Василиса-а-а. Василиса. (Появляется Иванушка).
(И) -А вот ты где?
(В) - Что случилось Иванушка? Почему ты так рано из школы пришел? Иль выгнали тебя?
(И) - Ой, Василисушка, уж лучше бы я из копытца водицы попил и превратился в козленочка. Бегал бы сейчас по поляне, щипал травку… ни забот, ни хлопот. Представляешь, задали нам к уроку «Русские народные сказки» прочитать. Ну, я картинки посмотрел, ничего интересного нет, а раз нет ничего интересного, то зачем читать?! Как назло, учитель к доске вызывает, расскажи ей сказку да расскажи… А что я рассказывать буду, если ничего не читал. Вот она и говорит: «Пока сказки не прочитаешь, в школу не приходи». Так что у меня, теперь, каникулы.
(В) - Какие каникулы, Иванушка? Стыдно ничего не знать. Говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Ты не хочешь добрым молодцем стать?
(И) - Лучше бы уж я водицы из копытца попил. Сейчас бегал бы себе козленочком, играл на лужочке.
(В) - Как, Иванушка, ты не знаешь, что должно было случиться с тобой дальше?
(И) - Нет, не знаю.
(В) - Ребята, подскажите Иванушке. (Козленка должны были зарезать).
Вот так ни за что и пропадешь. Читать надо больше, не лениться.
(И) – Да, ладно, читать...Надоело! Уйду я от вас мир посмотреть и себя показать.
(В) – Пропадешь ты, Иванушка, пропадешь. В сказках надо много знать и уметь, а откуда знаниям – то взяться, если сказки не читал?
(И) – А ребята на что? Ребята вы поможете мне путешествовать? Не дадите пропасть? Ну, я пошел, если что, не поминайте лихом.
Гаснет свет. Музыка 9. На сцене появляется Иванушка. Навстречу ему идет Серый Волк.
Волк - Стой, кто идет? Кто таков? Откуда путь держишь?
(И) – Я, Иваном зовусь, в сказки к вам пришел ума разума поднабраться. А ты кто?
Волк: А я Серый Волк – границу в сказки сторожу. Это же не сказочная страна будет, а двор проходной, если все тут шастать начнут. Ума он пришел поднабраться... В школе надо учиться, книги читать, вот умным и будешь. Ладно, устрою я тебе испытание Перед тобой раскинулась скатерть – самобранка. Но на ней не яства заморские, а предметы “сказочные. Предлагаю поочерёдно назвать волшебные свойства каждого и сказку, где этот предмет встречается.
Корзинка с пирожками. (Красная шапочка.)
Азбука. (Буратино.)
Туфелька. (Золушка.)
Ступа. (Баба-Яга.)
Голубая шляпа с широкими полями и кисточкой. (Незнайка.)
Бочонок меда. (Вини-Пух.)
Самовар. (Муха-Цокотуха.)
Стрела. (Лягушка-царевна.)
Игла. (Кощей Бессмертный.)
Яйцо. (Курочка Ряба.)
(И) – Это просто! (берет предмет, думает ,чешет затылок ) Да, вот так задание! Ребята кто мне поможет?
Волк: Угадал Иван. Вот тебе следующее испытание.
. “Отгадай меня”
Сказка 1
“Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие же добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые...”
(И) -Но это прямо про меня!
Волк: Да, пожалуй, ты славный обед будешь для меня. Погуляй тут, а я посуду пойду помою. А впрочем, прочитай еще раз загадку, может быть и отгадаешь.
(И): Василиса, помогай мне, попроси ребят правильно ответить.
(появляется Волк) Звук Шаги.
Волк: Ну, что не вспомнил? И никто тебе не поможет – обедом будешь.
(И)- Мне ребята помогут, они правильно ответят.
Волк: А где твои ребята? Что–то я их не слышу.
Василиса: Ребята, давайте хлопать в ладоши, чтобы нас Волк услышал. Левая сторона. Правая сторона, А теперь все вместе.
Волк: Слышу, слышу. Оглушили. Давайте ваш ответ.
(ученики дают правильный ответ)
Волк: Раз вы такие умники и умницы, вот вам моя последняя загадка.
Сказка 2
“Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребется, мол, помоги. А чем я, маленькая Мышка, могу помочь Кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна...”
(И) – Я опять ответ не знаю. Ребята помогайте!
(ответы учащихся)
Волк: Хорошие у тебя помощники Иванушка, но на друга надейся , а сам не плошай. Проходи в сказочную страну.
Музыка 10. (уходят за кулисы вместе)
(В) – Долго ли, коротко ли шел Иванушка по сказочной стране, может быть, это было, а может быть, и не было, но вдруг потемнело все вокруг, завыл ветер и сбился Иванушка с пути. Видит стоит избушка на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в неё попасть? Какие слова сказать нужно?
Дети.
Избушка, избушка,Встань к лесу задом, ко мне передом.
Звучит музыка. Появляется Баба Яга, поёт, танцует.
Баба Яга. Фу-фу русским духом пахнет! Какие дорогие гости ко мне пожаловали сегодня!
- А ты кто? (обращается к Ивану)
- Зачем потревожил старушку?
(И) Я, Иваном зовусь, в сказки к вам пришел ума разума поднабраться. А ты кто?
- Аль не узнал меня?
-Нет !
- Как я рада, а то совсем меня старую позабыли-позабросили. До чего дошло – стороной обходят, боятся, злыдней считают! А я вовсе не такая. Я даже очень хорошая! Правда, ребята?
Дети. Нет!
(И) – Кто же это?
Дети – Злая баба яга!
Баба Яга - Уф, попался ты голубчик.
(И) - Да я тоже некоторые слышал!
Баба Яга - Сказки читать надо. Я вот на досуге и то сказочки почитываю.
Баба Яга - Я загадки загадаю, да не простые, а про нечисть сказочную! Если не отгадаешь у меня останешься.
(И) - Ребята, вы мне поможете?
Баба Яга
Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса. (Леший)
Самый мокрый и одинокий представитель нечистой силы. (Водяной)
Много серебра и златаВ сундуках своих он спрятал.В мрачном он дворце живётИ чужих невест крадёт. (Кощей бессмертный)
Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба-Яга)
Баба Яга
- Ладно, так и быть , отпущу тебя. Прощай! Жаль такого вкусного обеда лишаться, да что поделаешь…
(В). Ну, что Иванушка!!! Понял, для чего книги надо читать?
(И) -Как же мне теперь домой вернутся?
(В). Теперь нужно к царю идти,за разрешением.
(И) - Как же мне его найти?
(В). Вот тебе волшебный клубочек?
(И) Да зачем он мне?
(В). Ох, Иванушка, сказки читать надо! Он приведет тебя к Царю-батюшке.( Иван берт клубочек и приходит к царю)
Царь. Зачем добрый молодец ко мне пожаловал?
-Хотел мир посмотреть, уму разуму поучиться
-Ну и как? Набрался ты уму-разуму? И что же ты понял?
Иван
Чтобы сказки не обидеть – Надо их почаще видеть.Их читать и рисовать, Их любить и в них играть!Сказки всех отучат злиться, А научат веселиться,Быть добрее и скромнее,Терпеливее, мудрее,Пети, Саши, Тани,Леши, Кати, Вани.И другие ребятишки,Кто читать умеет книжки,Сказки чаще “проверяйте”, Ежедневно их читайте.
Царь. Молодец! Вы согласны с Иваном, ребята?
Царь. Обычно цари загадки загадывали, вот и я тоже решил испытание устроить. Расскажите-ка мне сказочку.
(В). Царь-батюшка, ребята сказки умеют не только рассказывать, но и показывать.
Курочка Ряба
Сценарий по русской народной сказке (в обработке Ушинского) для постановки спектакля в кукольном театре
Продолжительность спектакля: 15 минут; количество актеров: от 2 до 4.
Действующие лица:
ДедБабкаКурочка-РябаМышка
На переднем плане печка, стол и часть бревенчатой стены. На втором плане – деревенская изба. За столом сидят Дед с Бабкой.
4158615-81915
Бабка (со вздохом)
Как нам быть с тобою, Дед?Из чего варить обед?По сусекам я скребла,Только мышь там и нашла!Нет у нас с тобой в кладовкеНи капусты, ни морковки,Знать, придется пропадать!
Дед
Надо что-нибудь продать!Отнесу я на базарНаш любимый самовар.Бабка, ты начисть его.Он ведь, вроде, ничего!За него пятак бы дали.
Бабка
Мы уже его продали!
Дед
Да неужто? Вот беда,Как же чай мы пьем тогда?Ладно, загляни в сундук!
Бабка
Там давно живет паук.На базаре за негоНе дадут нам ничего.Лучше продадим мы шапку!
Дед
Ты забыла, что ли, Бабка,Что продал я за полушкуШапку и купил несушку.Цыпа-цыпа!
Из-под стола между Дедом и Бабкой появляется Курочка Ряба и хлопает крыльями.
Курочка Ряба
Ко-ко-ко!Здесь я, Дед, недалеко!Я не просто так пришла,Я яичко вам снесла.
Курочка Ряба вынимает из-под стола яичко, отдает его Бабке и уходит из избы, скрываясь за бревенчатой стеной. Бабка кладет яичко на стол, идет к печи и достает из-за нее сковородку.
Бабка (радостно)
Вот чудесно, на обед,Приготовлю я омлет!
Бабка ставит сковородку на стол и стучит по ней яйцом. Яичко не бьется.
Бабка (удивленно)
А яичко не просто,А яичко-то востро,И сдается мне, оноКостяно и мудрено!
Дед встает из-за стола и подходит к Бабке.
Дед
Это горе – не беда!Ну-ка, Бабка, дай сюда.Разобью его в два счета!
Дед берет яичко и пытается его разбить о сковородку. Отбивает об яичко руку. Бабка на нее дует.
Бабка
Вот так не было заботы!Говорят тебе, оноКостяно и мудрено!
Дед кладет яйцо в сковородку. Дед с Бабкой садятся за стол.
Дед
Надо бы позвать подмогу!
Бабка
Да уймись ты, ради бога!Мы яичко не съедимИ другим не отдадим,Ведь цыпленок из негоНародится – ого-го!Ты за курочкой сходи.
Дед
Ты же, Бабка, приглядиЗа небьющимся яичком.
Дед выходит из избы, скрываясь за бревенчатой стеной справа.
Голос Деда
Цыпа-цыпа! Птичка, птичка!
Бабка вынимает яичко, кладет его на стол, берет сковородку и несет ее к печи. Из-под стола появляется мышка, залазит на стол, берет в лапки яйцо и обнюхивает.
Мышка
Мне бы сыра! Я ведь мышь!
Бабка, увидев мышь, бежит к столу и замахивается на нее сковородкой.
Бабка
Брысь, злодейка! Кыш-кыш-кыш!
Мышка бросает яичко вниз и прячется под стол. Бабка роняет сковородку за ширму и хватается за голову.
Бабка
Ой, разбилось! Ой, разбилось!Дед, сюда!
Из-за бревенчатой стены тут же выбегает Дед.
Дед
Да что случилось?
Бабка (причитая)
По столу бежала мышь,Только я сказала: «Кыш!»Как она хвостом махнула,Все вверх дном перевернула,И яичко покатилось…Ой, разбилось! Ой, разбилось!
Дед (в сердцах)
Ух, злодейка! Ох, беда!Не прощу ей никогда!Вот несчастье приключилось!Ой, разбилось! Ой, разбилось!
Дед с Бабкой садятся рядом за стол и плачут. Из-за бревенчатой стены появляется Курочка Ряба и подходит к столу.
Курочка Ряба
Что ты, Бабка, что ты, Дед?Аль не удался омлет?
Дед
По столу бежала мышь,Бабка ей сказала: «Кыш!»А она хвостом махнула,Дом вверх дном перевернула,И яичко покатилось…
Дед и Бабка (хором)
Ой, разбилось! Ой, разбилось!
Курочка Ряба встает между Бабкой и Дедом и обнимает их.
Курочка Ряба
Полно плакать и рыдать,Над яичком причитать.Я снесу для вас другое –Не простое, золотое!Купите яиц мешокИ все будет хорошо!
Конец.
Царь. Ох, и порадовали вы меня. Жаль мне с расставаться, да делать нечего. Желаю доброго пути.
(В). Вот и закончилось наше путешествие по Стране Сказок, Чудес и Волшебства. Но зато теперь вы можете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!
В. Ну, что Иванушка!!! Понял, для чего книги надо читать?
Иван. Прощаясь с вами, хочется вспомнить слова, которыми заканчиваются сказки. «Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок».
Герои сказки читают стихи.
Волк 1.
Нас встречает в жизни сказкаВместе с материнской лаской,С добрым бабушкиным взглядом,Чтоб идти по жизни рядом.
Баба-яга 2.
Никогда нам не наскучит.Быть отважными научит.В беде научит помогать.Никогда не унывать!
Царь3.
И пусть зло пока хитрее,Все равно добро мудрее!Сказка нам поможет житьИ все невзгоды победить!
Учитель. А ещё на нашем празднике мне хотелось бы отметить ребят, авторов этих прекрасных работ
Награждение участников конкурсов “Сказка ложь, да в ней намёк”(ребята сами сочиняли сказки), “Я рисую сказку”
Учитель. А сейчас мы с вами покидаем “Страну сказок ”, но не прощаемся с ней. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране в гостях у своих любимых героев и познакомитесь с новыми сказками.
Учитель. Спасибо, всем участникам! Спасибо, артистам! До свидания! До новых встреч!
Все выходят на сцену. Исполняется песня из к/ф «Про Машу и Витю, и морскую пехоту» (приложение 3)
Не бывает в наши дни чудес на свете
Для тех, кто не верит в них сам.
Нет Кащея, это знают даже дети.
А сказки живут тут и там.
ПРИПЕВ: Лукоморья нет на карте,
Значит в сказку нет пути.
Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди.
Есть на курьих ножках в сказке той избушка.
Поверить в такое смешно.
Там в царевну превращается лягушка.
Что смысла в наш век лишено.
Припев:
На вопросы нам наука даст ответы.
В лесу Бабка Ежка живет.
К дальним звездам отправляются ракеты
Но есть и ковер – самолет.
Не бывает в наши дни чудес на свете
Для тех, кто не верит в них сам.
Нет Кащея, это знают даже дети.
А сказки живут тут и там.
ПРИПЕВ: Лукоморья нет на карте,
Значит в сказку нет пути.
Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди.
Есть на курьих ножках в сказке той избушка.
Поверить в такое смешно.
Там в царевну превращается лягушка.
Что смысла в наш век лишено.
Припев:
На вопросы нам наука даст ответы.
В лесу Бабка Ежка живет.
К дальним звездам отправляются ракеты
Но есть и ковер – самолет.