Сценарий фольклорного праздника Рождественские посиделки 
Разработка праздника для учащихся 4-6 классов
Учителя музыки и МХК МБОУ СОШ № 2 г. ЛОБНИ
Момцелидзе Любови Анатольевны
Сценарий фольклорного праздника 
«РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»
Цели: воспитание любви к народному искусству, развитие творческих способностей детей, создание комфортных условий для их самовыражения, формирования коммуникативных качеств, умения распределять роли и работать в коллективе.
Оформление сцены в стиле русской горницы: вышитые рушники, скатерть на столе, расписной самовар, угощенье, старинная посуда, прялка и т.п.
На заднике сцены красочно написанные детьми тексты русских пословиц:
На Рождество погода, снег – к урожайному году.
На Рождество иней – урожай на хлеб, небо звездисто – урожай на горох.
Зима за морозы, а мужик – за праздники!
Чай пить – не дрова рубить!
Вводное слово учителя.
   Святками на Руси называли трехнедельные празднества: от Рождества до Крещения.
   Русская пословица гласит: «Зима за морозы, а мужик – за праздники!»
Перед Рождеством все деревья в садах обвязывали соломенным «перевяслом», чтобы они хорошо родили. На свят вечер мотали тугие клубки пряжи, чтобы кочны капусты крепкими были.
  В рождественский сочельник избу тщательно убирали, стол застилали красивой скатертью, ели в торжественном и строгом молчании, при этом крестьяне заставляли ребят «лазить» под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. В эту же ночь обильный корм давали скоту. Первый блин в сочельник – овцам.
  Праздновали Рождество все: и малые, и старые, но особенно молодежь. Это были песни, пляски, игры, гадания, обходы домов, которые проводились трижды – на рождество, под Новый год и накануне Крещения. Один из таких обходов-посиделок мы вам сейчас и покажем.
  Группа детей:
Добрый день, судари и сударушки!
Красны девицы, добры молодцы!
Зовем гостей со всех волостей – 
Кумовьев, зятей, девок, парней,
Свёкров и свекровушек, тёщу и тестя – 
Зовем ВСЕХ ВМЕСТЕ! – 
Петь до надсады, плясать до упаду!
На сцене Хозяин и Хозяйка
С песней «У нас ноне белый день» (рус. нар. песня) из задних рядов зала появляются участники праздника (группа школьного хора либо определенный класс) – колядовщики, одетые в русские костюмы, в руках одного из них солнечный диск из картона, украшенный лентами, останавливаются перед гостями праздника (учителями, завучами):
Дети выкрикивают: «Пришла Коляда – отворяй ворота!»
Поют «Коляду» № 1
Коляда - колядица, я Христова девица.
А я зорю заливала и цветочки собирала,
Вас с праздничком поздравляла!
КО-О-ЛЯ-ДА!
А чей это дом? Ворота с замком? 
Точеныя верея?
А на этих на вереях два соколика сидят.
А первый сокол – Александр господин, 
А вторая соколина – то Светлана господина (завуч и директор),
Вы не будете дарить –мы не будем вас хвалить,
А вы будете дарить – и мы будем вас хвалить!
КО-О-ЛЯ-ДА!
Колядовщики выкрикивают:
- Открывай сундучок, доставай пятачок»!
- Пятачок мало, давай кусок сала!
Продолжая исполнять песню «У нас ноне белый день», поднимаются на сцену
Гости:  - Дома ли хозяева? Разрешите коляду пропеть?
Хозяева: - Пожалуйте, гости дорогие!
               - Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Гости – благослови вас Бог! завтра Новый год (Рождество),
     А сегодня святки, мы вам споем колядки!
Исполняется «Коляда № 2» (в «современной обработке»)
Овсень, Овсень, ходи по всем.
По всем дворам, по святым вечерам.
(Далее – первую половину строчки кто-то один, вторую – все.)
Кто не даст пирога – мы корову за рога.
Кто не даст пышку – свинью за лодыжку!
Кто не даст хлеба – заколдуем деда,
Кто не даст картошки – почернеют ложки!
Кто не даст денег – унесем веник,
Кто не даст колбасы – остановятся часы!
Кто не даст лука – в доме будет скука,
Кто не даст ни крохи – заведутся блохи!!
Гости:
- Чем ты нас, Хозяюшка, пожалуешь?
- Денег дашь мешок али каши горшок?
- Если будешь дарить – будем мы тебя хвалить!
-А не будешь дарить – мы тебя будем корить!
Хозяин:
- Хорошую коляду спели!
Вот вам на потешки конфеты да орешки. 
    Проходите в горницу.
    У нас для каждого найдется и местечко, и  словечко.
Хозяйка:  
Хлебом-солью вас встречаем, самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сем.
(Преподносит хлеб-соль на вышитом ярком рушнике)
Гости: А мы для вас тоже припасли забавушек на всякий вкус: кому  сказку, кому  правду, кому  песенку.
Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную песню-инсценировку «Во-горнице во новой» с сопровожлением иструментов: ложки, трещотка...
Хозяйка: - Ох, хороша песня! Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило в нашей горнице?
Гости: - Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: - В тесноте да не в обиде. 
Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,
        Щелкают орешки да творят насмешки.
Дети исполняют шутливые диалоги.
- Фома, что из леса не йдешь?
        - Да я медведя поймал.
        - Так веди его сюда.
        - Да он не идет.
        - Так сам иди.
        - Да он меня не пущает!
- Что ваши девчата делают?
        - Шьют да поют!
        - А матушки?
        - Порют да плачут!
- Фома, у тебя в избе тепло?
        - Тепло! На печи в шубе согреться можно!
- Сынок, сходи за водицей на речку!
        - Брюхо болит.
        - Сынок, иди кашу есть.
        - Что ж, раз мать велит, надо идти!
Как по речке, по реке ехал рыжий на быке.
        Рыжий красного спросил: «Чем ты бороду красил?»
        - Я не краской, не помазкой, я на солнышке лежал,
        Кверху бороду держал.
Гости: А ну хватит вам болтать! Время пляску начинать.
            Обойди хоть всю планету - лучше русской пляски нету!
Исполняется русский танец либо « Частушки- «подковырки» Геннадия Заволокина
Хозяйка: - Молодцы, гости дорогие, на все руки мастера, что спеть, что сплясать! Испытаю-ка я вас еще загадками.
Синенькая шубенка весь мир покрыла (Небо)
Голубой платок, красный колобок.
        По платку катается, людям усмехается (Солнце и небо)
Что есть у всех? (имя)
Белая морковка зимой растет (Сосулька)
Вышел старик-годовик, махнул рукавом,
        И полетели двенадцать птиц по 4 крыла,
        В каждом крыле по семь перьев,
        Каждое перо с одной стороны черное, а с другой  белое. (Год, месяц, недели, дни, день и ночь)
Гости: - У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит.
               Шевелиться всем пора - ждет вас русская игра!
Дети показывают одну из русских старинных игр: «Ходит ли барин», «Кострома», «Маки-маковочки».
Хозяйка: - Что-то, гости, ваш барашек приуныл, грустный сидит.
Гости: - Видимо, силы потерял, подкормить бы не мешало.
Нашему барану не много надо: 
Решето пирогов, сковородку блинов,
Полпуда колбаски, чтоб открыл он глазки.
Хозяйка угощает барана.
Гости: - А теперь, может, и расскажет нам Баран о своих приключениях-огорчениях?
Исполняется русская народная песня «Черный баран» (4А класс»
Хозяйка: - Ну, повеселили, колядовщики, спасибо вам!
Гости: - Пришла нам пора прощаться!
С вами, друзья, расставаться!
Желаем вам счастья и успеха,
А в доме  радости и смеха.
Дай бог здоровья и лада тому, кто живет в этом дому.
Чтоб у вас коровки телились, овечки ягнились.
Свинки поросились, пчелки роились.
Чтоб лошадки паслись, и чтоб курочки неслись.
Чтоб телевизор не ломался, чтоб мужик не спотыкался,
Чтоб лампочки горели, чтоб ваши детки не болели!!
Все: С праздником, с Рождеством! 
Исполняется русская народная песня «Пчелочка златая» (все участники с инструментами, движениями)
Под музыку уходят со сцены.
15