Статья о создании психолого-педагогических условий обучения детей с синдромом РДА
Психолого-педагогические условия обучения
ребенка с синдромом раннего детского аутизма
Аутизм – это полная отрешенность от происходящего, это «экстремальное одиночество». Здесь может наблюдаться тенденция к сохранению постоянства и определенных стереотипов. Повышение способности в отдельных областях может сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков. У аутичного ребенка нарушено чувство самосохранения, у всех без исключения отсутствует тяга к детскому коллективу. Отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира затрудняет развитие его как личности.
Дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА) избирательны в общении, поэтому возможности использования экспериментальных психологических методик ограничены. Основной акцент необходимо сделать на анализе анамнестических данных об особенностях развития ребенка, полученных с помощью опроса родителей и других представителей ближайшего социального окружения, а также на наблюдении за ребенком в различных ситуациях общения и деятельности.
Для построения коррекционной работы с ребенком-аутистом можно использовать игры, направленные на установление контакта, устойчивую совместную деятельность, развитие эмоциональной сферы, формирование учебных, речевых, коммуникативных, социоэмоциональных навыков, правильного поведения, например, сказка «Ежик на прогулке», упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот» с использованием шарика-массажера Су-Джок.
Установлению взаимодействия с аутичными детьми способствуют игры со сборно-разборными игрушками и применением пооперационных карт, как пирамидки, паззлы, детский развивающий объемный и плоскостной конструктор. Однако не достаточно их просто составлять, необходимо вести диалог с узнаванием и называнием предметов, сопровождать эмоциональным комментарием с проговариванием всех действий и ситуаций. Эмоциональное подкрепление состояния успешности: «Ух, ты! Смотри, какой молодец, как здорово у тебя получилось!» – важная составляющая индивидуального подхода в коррекционной работе с аутичными детьми.
Игры с кубиками, мозаикой – «Твой кубик, мой кубик», «Моя мозаика, твоя мозаика», «Доскажи словечко», формируют навык соблюдения очередности, способствуют развитию диалогового общения.
На развитие речевых навыков влияют пальчиковые игры, дидактическое лото, картинки вида «Найди», «Покажи», «Назови», «Собери».
Развивая мелкую моторику и речь, можно использовать прищепки, дырокол, зубочистку, разноцветные нити, бусины, предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру, пинцеты, семена, песок, воду для «переливания», шарики Марблс.
Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.
Обучая ребенка элементам самомассажа, возникает необходимость в применении нестандартного оборудования: крупные бигуди, эспандер, массажные мячики, эластичные кольца, щетки для волос, коврик «травка», грецкие орехи, шестигранные карандаши, шнурки, капроновый шнур и т.д.
Нарушение пространственной ориентации нивелируются привлечением внимания обучаемого к его отражению в зеркале, держание равновесия – использованием деревянных модулей-досок, развитие тактильных ощущений – работой с настенными панелями.
Аутичному ребенку нужна физическая помощь в организации действий. Приходится в буквальном смысле «работать» руками ребенка: писать, рисовать и т.д. Наиболее трудным является самостоятельное переключение ребенка от действия к действию, поэтому физическая помощь предоставляется дозировано в виде указательного жеста, словесной подсказки или управления руками (при этом педагог находится за спиной обучаемого или с боку).
Снижению уровня тревожности способствуют телесные контакты, релаксационные игры. Специфическим методом, зарекомендовавшим себя в качестве эффективной методики по преодолению основных эмоциональных проблем при аутизме, является так называемый метод холдинг-терапии (от англ. Hold – держать), разработанный американским врачом М. Велш. Суть метода в том, что мать привлекает к себе ребенка, обнимает его крепко и удерживает его в своих руках, находясь с ним лицом к лицу, до тех пор, пока ребенок не прекратит сопротивление, расслабится и посмотрит ей в глаза. Данная процедура может занимать до 1 часа времени. Этот метод своего рода определенный толчок к началу взаимодействия с окружающим миром, снижению тревоги, укреплению эмоциональной связи с матерью, именно поэтому педагог не должен осуществлять процедуру холдинга.
Коррекционно-развивающая работа с аутичным ребенком возможна и необходима. Учет диагноза и реальных возможностей обучаемого, соблюдение определенных психолого-педагогических условий и грамотное методическое сопровождение способствует эффективному развитию ребенка с синдромом РДА, его успешной социальной адаптации.