Разработка урока по химии Металлы- надежные друзья и помощники человека (11 класс)

надежные друзья и помощники человека”



































1. ПРОГРАММА:
Габриелян О. С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений /О. С. Габриелян. – М.:Дрофа, 2006. – 78с.- ISBN 5-358-00129-8
Учебник: Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений /О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2007. – 218с. – ISBN 5-7107-9107-5


3. НАЗВАНИЕ УРОКА:
МЕталлы – НАДЕЖНЫЕ ДРУЗЬЯ И ПОМОЩНИКИ ЧЕЛОВЕКА.
4. Тема: ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА.
Урок 1. Металлы.
Урок 2. Коррозия металлов.
Урок 3. Неметаллы.
Урок 4 . Кислоты неорганические и органические.
Урок 5. Основания неорганические и органические.
Урок 6. Соли.
Урок 7. Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений.
Урок 8. Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
Урок 9. Контрольная работа по теме «Вещества и их свойства.»
5. Тип урока: урок творческого обобщения
6. Цели урока:
Цель изучения темы: обобщить, расширить, систематизировать знания учащихся о строении и свойствах металлов, изучение биологической значимости металлов, возможностей их практического применения.
Задачи урока:
Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала, в ходе знакомства с новым углубить и расширить знания учащихся о металлической химической связи и металлической кристаллической решетки, физических и химических свойствах металлов; учащиеся систематизируют знания о металлах в ходе объяснения материала другим учащимся класса, практического применения полученных знаний и творческого осмысления сведений по теме.
Развивающие: развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного, ученики отрабатывают стратегии исследовательского поведения, повышают уровень своей рефлексивной культуры, происходит дальнейшее развитие их умений наблюдать, интерпретировать данные наблюдения, описывать и анализировать процессы и явления.
Воспитательные: у учащихся происходит ценностное осмысление пройденного материала в ходе презентации своей исследовательской деятельности, пробуждение интереса к образовательной области «Химии», формирование научного мировоззрения, воспитание умений работать в коллективе.

Методы обучения:
Частично-поисковый, словесно-репродуктивный, наглядный, исследовательский, практический.
Форма организации занятия:
Эвристическая беседа; для решения исследовательских задач учащиеся реализуют кооперативный тип взаимодействия
Средства обучения:
компьютер, видеофильм «Металлургия», лабораторное оборудование для проведения демонстрационных экспериментов, карточки с заданиями для учащихся, рефлексионный тест, учебные диски по химии, изделия из металлов (филигранные изделия, слесарные инструменты, столовые приборы).

10.Форма организации работы в классе:
Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная


11.Хронометраж урока
I Организационный момент.
II Проблематизация и постановка исследовательских
задач.
III Актуализация знаний.
IV Творческое обобщение по теме «Металлы».
Защита мини проекта учащихся группы Биологов и врачей.
Парная работа учащихся с карточками.
Защита мини проекта учащихся группы Архитекторов.
Групповая работа учащихся: изучение химических свойств металлов.
1 мин.
3 мин.

4 мин.
30 мин.
7 мин.

4 мин.

7 мин.
7 мин

Самостоятельная работа учащихся с тестом.
V Подведение итогов занятия.
VI Рефлексия.
VII Домашнее задание.

5 мин.
4 мин.
2 мин.
1 мин.























12 Содержание урока.

Ход урока
Обоснование деятельности учителя
Прогнозируемая деятельность учеников

I Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку. Создание психологической установки на работу:
- Я хочу призвать вас в ходе общения не бояться высказывать свое мнение, не комплексовать, не подавлять инициативу товарища, стараться быть активными и получить удовольствие от работы.
Создание атмосферы взаимного понимания и сотрудничества, настрой учащихся на продуктивную деятельность.
Учащиеся демонстрируют готовность к работе.

II Проблематизация и постановка исследовательских задач.
Просмотрите фрагмент видеофильма о металлургической промышленности, затем просмотрите изделия из металла (филигранные изделия, столовые приборы, слесарные инструменты). Ответьте на вопрос: Что общего во всех предложенных предметах? Учащиеся отмечают, что все изделия изготовлены из металла и все они служат помощниками человеку.
Тема урока: «Металлы – надежные друзья и помощники человека». Давайте определим цели урока:
систематизировать ранее полученные знания о металлах;
отработать навыки исследования;
повысить уровень своей культуры;
развивать экологическую грамотность.



Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.







Ученики осуществляют личное принятие цели урока.

II Актуализация знаний учащихся.
Аукцион знаний.
Чем характеризуются все металлы? Каковы их физические свойства? Объясните, чем обусловлены общие свойства металлов.
Ученики называют общие физические свойства металлов: твердость, ковкость, пластичность, электро – и теплопроводность, металлический блеск, а также поясняют, чем обусловлены эти свойства.
А теперь рассмотрите модели кристаллических решеток металлов, вспомните как образуется металлическая химическая связь и каковы её особенности. Учащиеся обобщают: для металлической химической связи характерно:
сравнительно небольшое количество электронов одновременно связывает множество атомных ядер;
валентные электроны свободно перемещаются по всему куску металла (или металлическому изделию), который в целом электронейтрален, поэтому эти электроны часто называют свободными;
металлическая связь не обладает направленностью и насыщаемостью.
Какой вывод вы можете сделать исходя из всего сказанного?
Ученики делают вывод, что в соответствии именно с таким строением металлы и характеризуются общими ранее упомянутыми физическими свойствами.

Обозначение образовательного объекта урока, создание необходимой образовательной среды.






Установление связи между строением атомов металлов и их свойствами.
Ученики осознают образовательную ситуацию урока, отвечают на вопросы: «Согласно чему я должен действовать? Знаю ли я как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действия?»


Учащиеся
прослеживают зависимость: строение – свойства.


Учащиеся приходят к выводу о том, что физические свойства металлов обусловлены строением их кристаллических решеток.








III Творческое обобщение материала по теме «Металлы».
Немаловажное значение играют металлы в обменных процессах в клетке. Кроме того, следует подчеркнуть, что сейчас пристальное внимание экологов обращает на себя поведение в биосфере некоторых второстепенных элементов. Эти элементы могут примешиваться к основным круговоротам биогенных элементов и нарушать связи в экосистемах. Материал по этой теме исследовала группа Биологов и врачей.
1. Выступление учащихся группы Биологов и врачей. Тематика выступления: Металлы в организме человека, участие их в обменных процессах в клетке. Тяжелые металлы.
Учащиеся рассказывают о значении металлов в обменных процессах в клетке, о нахождении металлов в организме человека, о путях поступления тяжелых металлов в организм человека и их токсичном действии.
Свое выступление учащиеся сопровождают компьютерной презентацией.
После выступления первой группы учащихся и обсуждения выступления, учащиеся парами работают по карточкам, решая задачи с экологическим содержанием (Приложение 1). После небольшого обсуждения каждая пара учащихся высказывают предположительный ответ на вопрос своей задачи. В выступлении рабочей группы содержатся ответы на вопросы задач.
Широко используются металлы и в архитектуре и монументальном искусстве.
2. Выступление учащихся группы Архитекторов и монументалистов. Тематика выступления: Металлы в монументальном искусстве и архитектуре.
Свое выступление учащиеся сопровождают компьютерной презентацией.
Учащиеся знакомят школьников с технологией изготовления изделий из бронзы, позолотой и технологией золочения. А теперь сделайте вывод о значении металлов в жизни человека. В ходе беседы учащиеся обобщают:
Человечество еще многие и многие годы будет использовать металлы, которые продолжают играть ведущую роль в развитии всех областей его жизнедеятельности.
3. Изучение химических свойств металлов
Парная работа учащихся.
А теперь давайте вспомним какими химическими свойствами обладают металлы и обсудим общие положения, касающиеся этой темы по следующим вопросам:
Какую роль выполняют металлы в химических реакциях?
Как оценить активность металлов в реакциях с их участием?
Какую информацию о свойствах металлов можно получить на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов?
В ходе беседы учащиеся делают выводы:
Металлы в химических реакциях являются восстановителями. М0 –ne =Mn+, при этом они окисляются.
Химическую активность металлов можно оценить на основании их положения в ПСХЭ: с увеличением порядкового номера в периодах они ослабевают, в главных подгруппах усиливаются, в побочных (чаще всего) уменьшаются. Это связано с затратами энергии на отрыв валентных электронов.
Свойства металлов на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений:
Металлы расположены в нем в порядке убывания восстановительных свойств при реакциях в водных растворах в стандартных условиях (25оС, 1 атм);
Металлы, стоящие левее, вытесняют металлы, стоящие правее, из их солей в растворе;
Металлы, стоящие в этом ряду до водорода, вытесняют его из кислот в растворе ( кроме HNO3 и концентрированной Н2SO4), причем тем активнее, чем левее стоит этот металл;
Металлы, стоящие в этом ряду до алюминия, взаимодействуют с водой с образованием щелочей и выделением водорода; другие металлы до водорода могут взаимодействовать с водой в жестких условиях (раскаленный металл, пары воды) с образованием оксида и выделением водорода; металлы, стоящие после водорода с водой не взаимодействуют.
При обобщенном анализе химических свойств металлов уже были названы некоторые их окислители – вода, кислоты, соли в растворе – но кроме них вам известны и такие окислители, как неметаллы и органические вещества. Давайте сравним восстановительные свойства разных металлов, используя анализ, лабораторное оборудование и демонстрацию конкретных реакций.
На каждой парте находятся необходимые реактивы и алгоритм работы. Выполняем указанные опыты и заполняем таблицу. Перед работой повторим правила техники безопасности: соблюдаем осторожность при работе с кислотами, спиртовку зажигаем спичкой, гасим с помощью колпачка.
Задания учащиеся выполняют в парах. Некоторые опыты учащиеся просматривают как видеофрагменты. (Приложение 2)
Лабораторная работа.
Изучение химических свойств металлов.
Приборы: набор пробирок, держатель для пробирок, штатив, спиртовка, спички.
Реактивы: цинк в гранулах, порошок магния, медная проволока, натрий, литий, порошок железа, железный гвоздь, растворы соляной, уксусной кислот, сульфата меди (II), сульфата железа (II), этиловый спирт, фенолфталеин.
№ опыта
Содержание опыта
Наблюдения
Выводы

1
Взаимодействие Li, Cu, Ag с кислородом.



2
Взаимодействие натрия, магния, серебра с водой



3
Исследование скорости реакций взаимодействия Mg, Zn, Fe, Cu с соляной кислотой



4
Определение протекания химических реакций по ряду напряжений металлов.



5
Взаимодействие с органическими окислителями.



Подведение итогов лабораторной работы. С работой все справились. Теперь каждая рабочая пара сформулирует вывод, к которому пришла, наблюдая за протеканием предложенных реакций.
Представитель от каждой рабочей пары выходит к доске и заполняет графу таблицы протокола лабораторной работы, поясняет при этом ход своего опыта.


Сопровождающее отношение учителя к процессу решения учащимися исследовательских задач: создание условий для качественной презентации проектов рабочих групп.

Консультирование учащихся, работающих по индивидуальным заданиям.

Комментирование презентаций.


















Обеспечение восприятия осмысления.

Подготовительная беседа необходима для целенаправленного, осознанного выполнения лабораторной работы.




Формирование умения обобщать полученную информацию, выделять главное.




















































Корректировка сделанных учащимися выводов.






Личное решение исследовательской задачи каждым учеником, демонстрация своих образовательных продуктов. Учащиеся воспринимают новую информацию, сравнивают и сопоставляют её с субъективным опытом.
Учащиеся закрепляют материал в ходе самостоятельной работы с карточками.


Члены рабочих групп анализируют сущность проблемной ситуации, определяют причинно-следственные отношения, используют логические суждения для определения необходимых и достаточных условий решения исследовательской задачи.



















Активные действия учащихся с объектом изучения.
Ученики перечисляют общие химические свойства металлов, опираясь на имеющиеся знания.

Учащиеся повторяют правила электрохимического ряда напряжений металлов, опираясь на имеющиеся знания.
Самостоятельная формулировка выводов.























Повторяют правила техники безопасности.













Фиксируют результаты опытов в протокол.




IV Закрепление полученных знаний.
Индивидуальная работа учащихся с тестом.
В качестве закрепления полученных знаний я предлагаю вам выполнить небольшой тест. (Приложение 3).
Проверяем тест – ответы спроецированы на экран. Поправляем допущенные ошибки, обсуждаем их, и даем объяснения. Выставляем себе отметку и сдаем тест учителю.



Закрепление полученных знаний на репродуктивном уровне.

Выполнение заданий, требующих применения знаний. Получение достоверной информации о достижении планируемого результата.

V Подведение итогов занятия.
Давайте подведем итог нашего урока. Сегодня мы с вами обобщили и систематизировали знания о металлах.
Обратимся к целям урока. Я хочу, чтобы каждый определил – достиг ли он тех целей, которые поставил перед собой вначале урока.
VI Рефлексия.
А теперь выполните небольшой рефлексионный тест:
Каждому из вас я раздала тест, если вы согласны с утверждением, то напротив него ставите знак +.
Тесты ученики сдают учителю.
Я узнал (а) много нового на уроке
Мне это пригодится в жизни
На уроке было над чем подумать
На все возникшие вопросы я получил (а) ответы
На уроке я поработал (а) добросовестно





Систематизация полученных типов образовательной продукции, их фиксация. Внесение в образовательное пространство урока личных представлений самого учителя.



Индивидуальная и коллективная рефлексия .
Учащиеся самостоятельно определяют параметры личных образовательных результатов и их место и роль в общем результате урока; самоопределяются по отношению к образовательной продукции друг друга.



Происходит индивидуальная рефлексия каждого по осознанию происходящего на уроке, формируется эмоционально-ценностное отношение к прежнему опыту.

VII Домашнее задание
Изучить § 20 стр.164 – 169, выполнить упражнения №1, 4 (устно), 5а (письменно).

Сообщение домашнего задания и способа его выполнения.
Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы.














Приложения

Приложение 1
Творческие задания.
Туристы, приехавшие в Индию, обязаны искупаться в водах «священного Ганга». Но часто наблюдается картина, которая пугает многих приезжих: на одном берегу реки омываются люди, а на другом берегу по реке пускают тело умершего человека, либо развеивают его прах. При этом на берегах Ганга не выявлено ни одного возбудителя какого-либо инфекционного заболевания. Попытайтесь это объяснить.
Направление поиска. Возможно, в речной воде содержатся дезинфицирующие вещества.
Возможный ответ. В устье реки Ганг обнаружены залежи самородного серебра, в прибрежных зонах реки находятся самые крупные в Индии месторождения серебра. Вероятно, поэтому в воде находятся ионы серебра, обладающие бактерицидным действием.
Художники - реставраторы отмечают, что картины, написанные масляными красками, очень быстро тускнеют. Особенно белая краска со временем приобретает серый оттенок, что, естественно, влияет на качество картины. Что же происходит с белыми красками на воздухе и как это можно предотвратить?
Направление поиска. Вероятно, все дело в химическом составе пигмента белой масляной краски.
Ответ. Белый пигмент – это свинцовые белила. Это вещество представляет собой карбонат свинца (II). Он реагирует с сероводородом, содержащимся в воздухе, образуя сульфид свинца (II) – соединение черного цвета:
PbCO3 + H2S = PbS + H2CO3
Если же обработать накопившейся PbS пероксидом водорода, то образуется сульфат свинца (II) – соединение белого цвета:
PbS +4 H2O2 = PbSO4 + 4H2O
Таким способом можно реставрировать почерневшие картины, написанные маслом.
Среди людей, чей профессиональный риск связан с возможностью ртутного отравления, называют химиков, медсестер и золотоискателей – представителей столь непохожих друг на друга профессий. Выясните, в каких же случаях может произойти отравления этих людей?
Направления поиска. Уточните, в каких целях используют ртуть или её соединения в медицине, в некоторых химических процессах и при золотодобыче.
Ответ. Работа представителей всех этих профессий, так или иначе связана с ртутью. С медперсоналом все понятно: ртутные термометры имеет обыкновение разбиваться, при этом ртуть рассыпается на мелкие шарики, которые могут закатиться в щели в полу. Именно испаряющаяся ртуть (пары) и представляет собой опасность не только для медицинских работников, но и для пациентов.
На многих химических производствах ртуть служит катализатором, особенно при производстве полихлорвинилов.
Золотоискатели издавна использовали ртуть для извлечения пылевидных частиц золота из породы, которая прошла глубокую механическую промывку в колоде и лотке. Ртуть захватывает мелкие золотые частицы, образуя с ними амальгаму, которую потом выпаривают. При этом пары ртути испаряются и могут вызвать серьезное отравление.
На выпускаемых в последние годы известными фирмами электрических батарейках часто можно увидеть надпись: « Cd free» (без кадмия). Чем вызвана необходимость появления такой надписи и каковы источники поступления кадмия в окружающую среду?
Направление поиска. Для ответа на вопрос необходимо выяснить, каким образом кадмий влияет на живые организмы, а также определить источники поступления кадмия в окружающую среду.
Ответ. Кадмий является опаснейшим токсином окружающей среды. Кадмий опасен в любой форме: даже небольшие поглощенные дозы (порядка 30-40 мг) уже способны вызвать кадмиевое отравление (известное как болезнь «итаиитаи») с характерными синдромами – поражением почек и нервной системы, нарушением функций половых органов, острыми болями в спине, ногах, нарушением функции легких.
Кадмий попадает в окружающую среду разными путями, поскольку используется весьма широко: в качестве присадки к сплавам; при нанесении гальванических покрытий; для получения кадмиевых пигментов, нужных при производстве лаков, эмалей, керамики; в качестве стабилизатора для пластмасс; содержится в мазуте и дизельном топливе.
В результате при сжигании кадмий содержащих отходов на мусоросжигательных заводах кадмий в составе дымовых газов попадает в окружающую среду.
Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?
Ответ. После сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.



Приложение 2
Химические свойства металлов
Задание 1.
Сравнить взаимодействие Li, Cu, Ag с кислородом, сделайте вывод об их восстановительной способности, приведите уравнения реакций, охарактеризуйте продукты реакций.
Реакцию горения натрия учащиеся просматривают как видеофрагмент. Составляют уравнение реакции:
0 0 +1 -1
2Na + O2 = Na2O2
пероксид натрия
Для демонстрации горения лития его кусочек помещают в железную ложку для сжигания и вносят её в пламя горелки. Сначала происходит плавление металла, а затем сгорание. Обращают внимание на цвет пламени. Составляют уравнение реакции:
0 0 +1 -2
4Li + O2 =2Li2O (основный оксид)
Прокаливание медной проволоки, устойчивость серебра к кислороду. Учащиеся составляют уравнения реакций:
0 0 t +2 -2
2Cu +O2 = 2CuO (основный оксид) Ag + O2 =
Вывод:Na> Li > Cu > Ag.
Задание 2.
Сравните взаимодействие натрия, магния, серебра с водой, сделайте вывод о восстановительной способности этих металлов, приведите уравнения реакций, назовите продукты.
Взаимодействие натрия с водой.
Отрезают кусочек натрия величиной в четверть горошины, осушают его от керосина фильтровальной бумагой, помещают в пробирку с водой. Наблюдают за выделением газа, испытывают полученный раствор индикатором. Составляют уравнения реакции:
0 +1 +1 0
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
щелочь
Взаимодействие магния с водой
Немного порошка магния вносят в пробирку и наливают в неё 2-3 мл воды. Добавляют в пробирку раствор фенолфталеина и наблюдают есть ли изменения. Нагревают пробирку до кипения волы, отмечают наблюдения. Составляют уравнение реакции:
+2 +1 +2 0
Mg + 2H2O Mg(OH)2 + H2
Из повседневной жизни учащимся известно, что серебро не взаимодействует с водой, это следует и из положения этого металла в электрохимическом ряду напряжений.
Вывод: Na > Mg > Ag.

Задание 3.
Исследуйте экспериментально скорость реакций взаимодействия Mg, Zn, Fe, Cu с соляной кислотой, сделайте вывод об активности этих металлов, приведите пример одного уравнения.
Учащиеся в 4 пробирки помещают небольшие кусочки магния, цинка, железную скрепку, медную проволоку и приливают в каждую пробирку по 1 мл соляной кислоты. Наблюдают за скоростью реакций.
Уравнение реакции: 0 +1 +2 0
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Вывод: Mg > Zn > Fe > Cu
Задание 4.
Пользуясь электрохимическим рядом напряжений металлов, определите какая из этих реакций возможна:
Fe + CuSO4(р-р)= или Cu + FeSO4(р-р)= , и докажите свой выбор с помощью опытов.
Для проведения опытов используют железный гвоздь или канцелярскую скрепку, привязанные на нити, и медную проволоку. Образцы металлов помещают в пробирки, содержащие по 2 мл соответствующего раствора соли, и делают наблюдения.
Учащиеся делают вывод, что возможна только одна реакция и что железо активнее меди: 0 +2 0 +2
Fe + CuSO4(р-р) = Сu + FeSO4(р-р)
Задание 5.
Учащиеся рассматривают реакции, в которых в качестве окислителей выступают органические вещества.
Аналогично реакциям с неорганическими кислотами протекают реакции с органическими кислотами:
+1 0 +2 0
2CH3COOH + Zn = (CH3COO)2 Zn + H2
Взаимодействие натрия со спиртами и фенолами:
2С2H5OH + 2Na = 2С2H5ONa + H2
этанол этилат натрия
2C6 H5OH + 2Na =2C6 H5ONa + H2
фенол фенолят натрия











Приложение 3.
Тест по теме Металлы.
s – элементу 4-го периода Периодической системы соответствует электронная формула:
А.1s22s22p63s23p63d34s2 Б. 1s22s22p63s23p63d14s2
В. 1s22s22p63s23p64s1 Г. 1s22s22p63s1
Электронная формула иона Na+:
А. 1s22s22p63s2 Б. 1s22s22p6
В. 1s22s22p63s1 Г. 1s22s22p5

Переменную степень окисления в соединениях проявляет:
А. Барий Б. Кальций В. Медь Г. Цезий
Вид химической связи в простом веществе натрии:
А. Ионная Б. Ковалентная полярная
В. Ковалентная неполярная Г. Металлическая
Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
А. Алюминий Б. Бор В. Галлий Г. Индий
Радиус атомов элементов главной подгруппы с увеличением заряда ядра:
А. Изменяется периодически Б. Не изменяется
В. Увеличивается Г. Уменьшается
Атом кальция отличается от иона кальция:
А. Зарядом ядра
Б. Числом электронов на внешнем энергетическом уровне
В. Числом протонов
Г. Числом нейтронов
Дополните фразу: «В периоде с увеличением заряда ядра от щелочного металла к галогену радиус атома »

Литература
Аранская О. С. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8 – 11 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 288 с. – (Библиотечка учителя) – ISBN 5-88717-751-9.
Денднбер С. В. Современные технологии в процессе преподавания химии – М.: 5 за знания, 2007. – 112 с. – (Методическая библиотечка)- ISBN 978-5-98923-082-2
3. Семин А. И. Компьютер в жизни учителя : расширение горизонтов творчества / Химия в школе. – 2006. - № 8 с 16-19.
4. Габриелян О. С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений /О. С. Габриелян. – М.:Дрофа, 2006. – 78с.- ISBN 5-358-00129-8
5. Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений /О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2007. – 218с. – ISBN 5-7107-9107-5
6. Габриелян О. С. Химия. 11 класс: В 2 ч. Ч. II: Настольная книга учителя / О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова, А. Г. Введенская. – М.: Дрофа, 2003. – 320 с.: ил. – ISBN 5 – 7107 – 6547 – 3 ( ч. II)

























13PAGE 15


13PAGE 141615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515