Конспект по математике на тему : Прямоугольный параллелепипед (5 класс)


ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД
(урок по математике для учащихся 5 класса)
Подготовила учитель математики 1 кв. категории
МКОУ «Малоскуратовская ООШ»,
Кузина Тамара Сергеевна.
Тема урока Прямоугольный параллелепипед.
Базовый учебник Математика, 5 класс, Н.Я. Виленкин.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятий о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях, восприятию формулы для нахождения площади боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда.
Задачи: обучающие: сформировать представление о прямоугольном параллелепипеде, его гранях, ребрах, вершинах; вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда и выработать умения у учащихся применять ее при решения задач;
развивающие: развивать пространственное воображение, логическое мышление,
наблюдательность, развивать устную и письменную речь;
воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уверенности в себе.
Планируемые результаты:
Личностные Ученик получит возможность научиться: ясно, точно и грамотно излагать свои мысли; получит возможность для формирования коммуникативной компетентности в общении.
Метапредметные Ученик научиться: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в процессе достижения результата; осуществлять анализ с целью выделения признаков.
Ученик получит возможность научиться организовывать учебное сотрудничество со сверстниками.
Предметные Ученик научиться: формулировать понятия о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях; научиться вычислять площади поверхности прямоугольных параллелепипедов;
Ученик получит возможность: углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.
Тип урока урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование Персональный компьютер, проектор
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Мотивирование к учебной деятельности.
Нас окружает множество предметов. Они отличаются формой, размерами, материалом, из которого изготовлены, окраской, …. Людей интересуют разные качества этих предметов. Математиков интересуют их форма и размеры.
Мячи, которыми вы много раз играли, имеют форму шара, хотя все они разных размеров. Многие небесные тела имеют форму, близкую к форме шара, включая и нашу планету. Стакан и карандаш имеют форму цилиндра.
Заметьте, что формы предметов очень разнообразны и не для всякой формы имеется специальное название.
Так как математики изучают не сами предметы, а их формы, то вместо предметов она рассматривают геометрические тела: цилиндр, шар, куб и т.д. (образцы фигур на столе учителя). Названия многих геометрических тел идут из глубокой древности, причем произошли они от соответствующих предметов. Например, из Древней Греции пришли термины “конус” (предмет которым затыкали бочку), “пирамида” (огонь, костер), “цилиндр” (валик), “прямоугольный параллелепипед” (прямоугольные плоскости).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
В окружающем нас мире очень много предметов самых разных форм. (Слайд 2,3)
Посмотрите на экран. Что вы видите? На какие группы можно их разделить? По какому принципу вы разделили их? Подумайте, что объединяет эти фигуры?
Образно подумайте, на какую фигуру похожи эти предметы.
Знаете, как называется эта фигура?
Фронтальная работа.
Выполнив задания и заполнив таблицу, вы сможете узнать название этой фигуры. (Слайд 4, 5, 6, 7)
Найдите площадь квадрата, сторона которого равна 9 см. (П)
Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 4 см. (Р)
Найдите периметр прямоугольника, одна из сторон которого равна 9 см, а его площадь – 36 см2. (Л)
Длина прямоугольника 32 см, а его ширина в 4 раза меньше. Чему равна площадь прямоугольника? (Е)
Найдите периметр квадрата со стороной 5 см. (А)
Найдите периметр прямоугольника со сторонами 8 см и 12 см. (О)
Выразите в см: 12 дм. (И)
Выразите в мм: 120 дм. (Д)
Выразите в дм: 12000 см. (Н)
Выразите в см: 120 мм. (Ы)
Одна сторона прямоугольника равна 4 м, а другая на 3 м больше.
Найдите площадь. (Г)
Найдите площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 12 см. (М)
Найдите периметр квадрата со стороной 10 см. (Я)
Выразите в км: 5000 м. (У)
Выразите в м: 5000 см. (Й)
Найдите периметр прямоугольника со сторонами 3 см и 11 см. (Ь)
81 24 100 96 40 5 21 40 26 28 1200 12 50
п р я м о у г о л ь н ы й
81 20 24 20 26 26 896 26 896 81 120 81 896 12000
п а р а л л е л е п и п е д
Приведите примеры предметов, которые еще имеют форму прямоугольного параллелепипеда.
3. Выявление места и причины затруднения.
Как вы думаете, для чего нам нужно познакомиться с этой фигурой? (Ремонт комнаты и т. д.)
Давайте представим, что
Нам необходимо покрасить классную комнату.
Что нам необходимо для этого знать? (размеры классной комнаты, расход краски, количество краски)
Необходимо выполнить модель прямоугольного параллелепипеда из проволоки.
Что нам необходимо для этого знать? (размеры прямоугольного параллелепипеда).
А чтобы выполнить все, о чем вы сказали, вам нужно стать исследователями.
Кто такие исследователи?
А какой объект мы будем исследовать?
Запишите тему урока в ваших рабочих тетрадях. (Слайд 8)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Возьмите модель параллелепипеда в руки, и давай вместе рассмотрим его основные элементы, а результаты наших исследований мы будем заносить в таблицу:
1. Проведите ладонью по его поверхности. Из чего она состоит? Рассмотрите отдельные плоские части – этогранипараллелепипеда. Запишите в ваших рабочих тетрадях. Какую они имеют форму? (прямоугольник) Сколько всего граней? (6)Запишите в ваших рабочих тетрадях. Зафиксируйте противоположные грани, например, установите их равенство. Определите число равных граней. (Слайд 9)
2. Проведите ладонью по поверхности параллелепипеда, выделив линию излома – это ребропараллелепипеда. Запишите в ваших рабочих тетрадях. Сколько всего ребер? (12)Запишите в ваших рабочих тетрадях. Выделите группы равных рёбер параллелепипеда и определите их число. (Слайд 10) Существует ли прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны? Да. (Слайд 11)
3. Выделите вершины параллелепипеда. Запишите в ваших рабочих тетрадях. Сколько всего вершин? (8) Запишите в ваших рабочих тетрадях.(Слайд 12)
Посмотрим, что у вас получилось. (Слайд 13)
Элемент Форма Общее количество Количество групп равных элементов
Грань Прямоугольник 6 3 по 2
Вершина Точка 8 -
Ребро Отрезок 12 3 по 4
Выберите одну из вершин, определите число рёбер, сходящихся к этой вершине; сравните длины этих рёбер. Заметьте, что в каждой вершине сходятся три ребра разной длины, эти 3 измерения прямоугольного параллелепипеда – длина, ширина, высота. Запишите в ваших рабочих тетрадях.(Слайд 14)
Работа в тетради.
(Для того, чтобы учащиеся научились правильно «видеть» все элементы прямоугольного параллелепипеда, надо научить их изображать его схематически)
Сегодня мы научимся быстро изображать прямоугольный параллелепипед, это поможет вам решать задачи. Учитель показывает на доске. (Слайд 15)
Начертите прямоугольник.
Из его вершин в одном направлении и под одним углом проведите равные отрезки.
Концы отрезков соедините между собой.
А теперь отрезки, которые обозначают невидимые ребра, ластиком превратим в пунктирные линии.
Прямоугольный параллелепипед готов.
Обозначьте вершины латинскими буквами.
5. Реализация построенного проекта.
Работа в группах.
Перед вами на столе лежит прямоугольный параллелепипед. Ваша задача выполнить необходимые измерения и вычислить сколько краски потребуется, чтобы покрасить прямоугольный параллелепипед со всех сторон, если на 1 дм2расходуется 2 г краски. (Слайд 16)
Сколь краски потребуется для окрашивания?
Какие измерения необходимо было выполнить?
Какой формулой для вычисления вы воспользовались?
Перед вами на столе лежит куб. Ваша задача выполнить необходимые измерения и вычислить сколь потребуется метров проволоки, чтобы выполнить каркас этого куба. (Слайд 17)
Сколько проволоки потребуется?
Какие измерения необходимо было выполнить?
Какой формулой для вычисления вы воспользовались?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Фронтальная работа.
Вычислить общую длину всех рёбер и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 10см, 5см, 4см.
Проверку выполняют два ученика у доски. (Слайд 18)
Записываются формулы вычисления длины всех рёбер и площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. (Слайд 19)
h
Р = 4(a+b+h)
S = 2(ab+ah+bh)
b
a
Самостоятельная работа с самопроверкой .
Индивидуальная работа.
Тест № 1 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0b9d52d3-8643-4356-b0a6-c5a9bd6caf17/%5BM56_5-28%5D_%5BQS_08-RP-01%5D.htmlТест № 2 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ead0e45-a45e-4107-b732-0757558e8882/view/Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Рассмотрите рисунок на экране. (Cлайд 20)
Что здесь изображено? Закончен ли рисунок? Помогите закончить рисунок. Что при этом обязательно помнить? (как изображаются видимые и невидимые ребра)
А В
О Е
DC
R M
Назовите грань, на которой стоит параллелепипед?
Назовите грань, которая лежит напротив?
Назовите еще пары противоположных граней.
Что вы можете сказать о них?
Что можете сказать об их площадях?
Как найти площадь грани АВЕО? А у какой грани будет такая же площадь?
А теперь помогите мне закончить мое предложение: Если мы найдем сумму площадей всех граней, это значит, мы узнаем площадь всей поверхности прямоугольного параллелепипеда. (Слайд 20)
Хватит ли проволоки длиной 150 см для изготовления модели куба с ребром 15 см? (Слайд 21)
Домашнее задание (Слайд 22)
п. 20; № 813, 814, 816.
Из плотной бумаги сделать прямоугольный параллелепипед, измерения которого равны:
Вариант I: а = 15 см, b = 12 см, с = 8 см.
Вариант II: а = 18 см, b = 10 см, с = 6 см.
Составьте кроссворд (не менее 6 элементов), используя понятия, с которыми вы познакомились на уроке.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявле-ния информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1. Иллюстрация Информационный модуль Презентация http://www.openclass.ru/node/3072232. Закрепле-ние нового материала № 1. Интернет-ресурс Тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0b9d52d3-8643-4356-b0a6-c5a9bd6caf17/%5BM56_5-28%5D_%5BQS_08-RP-01%5D.html3. Закрепле-ние нового материала № 2. Интернет-ресурс Тест http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ead0e45-a45e-4107-b732-0757558e8882/view/Технологическая карта урока
Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед»
Планируемые результаты:
Личностные:Ученик получит возможность научиться: ясно, точно и грамотно излагать свои мысли; получит возможность для формирования коммуникативной компетентности в общении.
Метапредметные: Ученик научиться: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в процессе достижения результата; осуществлять анализ с целью выделения признаков.
Ученик получит возможность научиться организовывать учебное сотрудничество со сверстниками.
Предметные: Ученик научиться: формулировать понятия о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях; научиться вычислять площади поверхности прямоугольных параллелепипедов;
Ученик получит возможность: углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах. Цели для учителя
Образовательные: сформировать представление о прямоугольном параллелепипеде, его гранях, ребрах, вершинах; вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда и выработать умения у учащихся применять ее при решения задач;
Развивающие: развивать пространственное воображение, логическое мышление, наблюдательность, развивать устную и письменную речь;
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уверенности в себе.
Тип урока
Урок «открытия» нового знания. Форма урока
Урок с элементами деятельностного обучения.
Опорные понятия, термины
Прямоугольник, квадрат, длина, ширина, периметр, площадь квадрата, площадь прямоугольника.
Новые понятия
Прямоугольный параллелепипед, куб, грань, ребро, вершина, измерения, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, длина всех ребер прямоугольного параллелепипеда, алгоритм построения параллелепипеда..
Формы контроля
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Домашнее задание
п. 20; № 813, 814, 816,
Из плотной бумаги сделать прямоугольный параллелепипед, измерения которого равны:
Вариант I: а = 15 см, b = 12 см, с = 8 см.
Вариант II: а = 18 см, b = 10 см, с = 6 см.
Составьте кроссворд (не менее 6 элементов), используя понятия, с которыми вы познакомились на уроке.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
Мотивирование к учебной деятельности.
Приводит примеры различных геометрических тел. Слушают. Беседа. Личностные: самоопределение.
Познавательные: общеучебные.
Коммуникативные: планирование.
Регулятивные: планирование. Повысился интерес к изучаемому предмету.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Организует работу по определению видов предметов.
Предлагает выполнить задания для знакомства с новым понятием и для определения темы урока. Участвуют в обсуждении предложенных заданий.
Выполняют задания. Устная фронтальная работа с использованием ИКТ.
Работа в парах. Познавательные: логические.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Коммуникативные: управление поведением партнеров точностью выражения своих мыслей. Создание проблемной ситуации.
3. Выявление места и причины затруднения.
Диалог с учащимися. Отвечают на поставленные вопросы.
Формулируют цели и план урока. Диалог. Личностные: смыслообразование.
Познавательные: формулирование познавательной цели
Регулятивные: планирование.
Коммуникативные: разрешение конфликтов. Учащимися сформулирована тема урока и поставлена цель.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Предлагает познакомиться с элементами параллелепипеда, используя модели.
Организует обмен мнениями.
Знакомит с алгоритмом построения параллелепипеда в тетради. Работают с моделями.
Заполняют таблицу.
Изображают параллелепипед в тетради. Групповая практическая работа. Личностные: смыслообразование.
Познавательные: логические.
Регулятивные: контроль и коррекция.
Коммуникативные: постановка вопросов. Заполнена таблица элементов прямоугольного параллелепипеда, сформулирован алгоритм построения параллелепипеда.
5. Реализация построенного проекта.
Предлагает выполнить практическую работу. Выполняют практическую работу. Работа в группах. Познавательные: логические.
Коммуникативные: управление поведением партнера. Реализовали проект выхода из затруднительной ситуации.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Организует работу у доски и на местах по первичному закреплению полученных выводов с обязательным проговариванием. Выполняют задание у доски и на местах. Фронтальная. Познавательные: логические.
Регулятивные: контроль и коррекция.
Коммуникативные: оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Осмыслили выводы полученные в ходе выполнения практической работы.
Записали формулы для вычисления длины ребер и площади поверхности прямоугольного параллелепипеда.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Предлагает задания для самостоятельной работы. Выполняют самостоятельно задания. Самостоятельная работа с самопроверкой. Познавательные: логические.
Регулятивные: оценка, контроль и коррекция.
Научились применять полученные знания при выполнении конкретных заданий.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Организует учащихся для формулирования ответов на вопросы. Выполняют задания. Беседа. Личностные: самоопределение и смыслообразование.
Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения Подведен итог урока.
Выставлены оценки.