Технологическая карта к уроку музыки. Тема: Разыграй песню (1 класс)
Технологическая карта урока №1
Данные об учителе: Шариева Р.Ф. высшая квалификационная категория
МБОУ СОШ №115, г. Челябинск
Предмет Музыка
Класс 1
УМК Школа России, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. ШмагинаТема Разыграй песню.
Целевая установка Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД
Задачи урока Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни и составления исполнительского плана вокального сочинения, исходя из сюжетной линии стихотворного текста, формирование представлений об особенностях развития музыки.
Формируемые УУД Предметные универсальные учебные действия
- исполнять музыкальные произведения (пение, музыкально-пластическое движение);
- соотносить выразительные и изобразительные интонации;
- общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов;
- воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, играх, действах);
- эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Личностные универсальные учебные действия
– восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
-развитие чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
Регулятивные универсальные учебные действия
– принимать учебную задачу;
– понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
– осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
– адекватно воспринимать предложения учителя.
Познавательные универсальные учебные
– ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации;
– находить в музыкальном тексте разные части;
– понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
– читать простое схематическое изображение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
– принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
– контролировать свои действия в коллективной работе.
Оборудование АРМ, фортепиано, атрибуты для разыгрывания песни, ёлка.
Учебник Музыка Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина, презентация в Power Point
Планируемые результаты Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные действия
Разучивание и разыгрывание песни Л. Книппера,
А. Коваленкова
«Почему медведь зимой спит»
Вокально-хоровая работа:
Артикуляционная гимнастика
- дыхательная гимнастика «Ёжик», «Снежинка»
-упражнения для язычка.
Физминутка:
«Снежный ком» Е. ПопляноваИсполнение песни А. Пинегина, А. Усачева
«Зимняя сказка»
У ученика формируется интерес к культуре своего народа, к истокам народного творчества: проявляется интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
умение исполнять песню под фонограмму и инструментальное сопровождение.
Метапредметые
Познавательные УУД Общеучебные УД
Логические УД Учащиеся ориентируются в учебнике: определяют тему урока,
знакомятся с текстом песни, составляют исполнительский план песни;
Отвечают на поставленные вопросы учителя
Учащиеся ориентируются в учебнике: определяют тему урока,
знакомятся с текстом песни, составляют исполнительский план песни;
Отвечают на поставленные вопросы учителя Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Саморегуляция. Учащиеся принимают учебную задачу; планируют и контролируют собственные действия в процессе восприятия и исполнения музыкального произведения.
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности У учащихся формируется навык развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа и рассуждения о музыкальном произведении.
Учащиеся умеют сотрудничать со сверстникам при решении различных музыкально-творческих задач.
Учащиеся умеют разрешать конфликтные ситуации в процессе восприятия музыки, размышления о ней, её исполнения
Личностные Самоопределение
Нравственно-эстетическое оценивание У учащихся формируется эмоционально-ценностное отношение к искусству.
Учащиеся реализуют творческий потенциал в процессе коллективного и индивидуального творчества.
У учащихся формируется позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Технологическая карта №2
Ход урока
Этапы урока
Задачи этапов Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 2 минуты
Цель:
включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Звучит «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
П. Чайковского
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Как урок мы наш начнем?
Хором здравствуйте, споем?
Поет: Здравствуйте, ребята!
Входят в класс под музыку, и проходят на свои места.
Ответ детей:
-Здравствуйте!
Регулятивные УУД
адекватно воспринимать предложения учителя
II. Введение в тему урока.
1.Работа в группах.
Цель:
соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом
Ребята, кто нас сопровождает на каждом уроке на страницах учебника?
Правильно, так вот, Муза сегодня приготовила для вас очередное задание, которое вы должны выполнить вместе, в команде. На каждой парте лежит конверт, в этом конверте задание для всех. По моей команде, кто-то один из сидящих за данной партой вскрывает конверт, и достаёт содержимое конверта. Вам необходимо собрать картинку с изображением главных героев новой песни.
Собираете картинку, пока звучит музыка, время ограничено, как только музыка перестает звучать, работа прекращается. Группа, которая раньше выполнит работу, дружно поднимает руки.
Звучит музыкальная заставка
«Я узнала маленький секрет».
Музы.
Работа в группах.
Выполняют задание данное учителем.
Дети выполняют групповую работу, определяют героев новой песни: медведь, лиса, лесные жители и т.д. Регулятивные УУД
принимать учебную задачу;
Коммуникативные УУД
– сотрудничают со сверстниками при решении различных творческих задач.
– контролируют свои действия в коллективной работе;
– отвечают на вопросы учителя.
Познавательные УУД
- отвечают на вопросы учителя
Коммуникативные УУД
– сотрудничают со сверстниками при решении различных творческих задач.
– контролируют свои действия в коллективной работе;
III. Работа с учебником
1. Постановка проблемы урока.
2.Слушание музыкального произведения.
3. Составление исполнительского плана вокального сочинения.
4. Пластическое интонирование.
5. Ритмические минутки:
Выполнение движений в ходе работы над песней (элементы физкультминутки).
Цель:
- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока;
проговаривание нового знания, составление исполнительного плана;
- формирование положительного эмоционального настроя через музыкально-ритмическую деятельность.
Работа с презентацией
Ребята, что получилось у вас на картинке?
Какое время года изображено на картинке? Проверьте, правильно ли вы собрали картинку
Слайд №2,3.
(Показ иллюстраций к песне)
Как вы думаете, почему медведь с зимой спит?
Давайте послушаем песню и узнаем еще одну версию, почему медведи спят зимой.
Исполнение песни учителем.
Ребята, вы прослушали песню, теперь ответьте, почему же медведь решил зимой спать?
Откройте свои учебники на странице 32, определить тему нашего урока.
Слайд№6 (Тема урока)
Цель нашего урока?
Слайд №7
Разыграть, а ещё нам надо составить план исполнения этой песни.
Что мы должны для этого сделать? Медведь спит в берлоге;
- Медведь и лиса на мостике.
Зима.
Поверяют выполненную работу в группах.
Потому что им не хватает еды, они не могут себя прокормить и уходят в спячку.
Слушают песню "Раз морозною зимой..."
Медведь решил спать зимой, чтобы не наступать зверям на хвосты.
Работают с учебником, определяют тему урока.
Тема урока: «Разыграй песню».
Определяют цель урока.
- Разыграть песню как сказку.
Ответы детей.
Личностные УУД
– восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
-развитие чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
Регулятивные УУД
– принимать учебную задачу;
– адекватно воспринимать предложения учителя.
- отвечают на поставленные вопросы.
Познавательные УУД
– ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации;
Коммуникативные УУД
– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Рассмотрите иллюстрации в учебнике.
Сколько куплетов в песне?
Припев есть в песне?
Работа с презентацией.
Слайд №8
Давайте все вместе прочитаем 1 куплет, а затем дадим характеристику этому отрывку.
Что происходит в первой части куплета?
Что произошло в конце первого куплета?
Проследите движение мелодии, ориентируясь на графическую запись в учебнике. Покажите рукой, как развивается мелодия.
Учитель исполняет мелодию
1 куплета.
Как будем исполнять эту часть песни?
- А последнюю фразу?
Какие движения можно показать, исполняя первый куплет? (элементы физкультминутки)
Учитель исполняет первый куплет
Слайд№9
Давайте послушаем вторую часть, и дадим характеристику этому отрывку.
Что мы узнали из второго куплета?
Как будем исполнять первую часть куплета?
Как будем исполнять вторую часть куплета?
Почему? Как дятел разговаривал с медведем? Каким тоном?
Учитель исполняет мелодию
2 куплета.
Проследите за движением мелодии, Покажите рукой, как развивается мелодия.
Мелодия изменилась в куплете?
Изобразите мелодическую линию каждой части куплета под строчками в рабочей тетради.
Какие движения можно показать, исполняя второй куплет? (элементы физкультминутки.Учитель исполняет 2 куплет.
Слайд№10
Давайте послушаем третью часть, а затем дадим характеристику этому отрывку.
О чем этот отрывок, третий куплет песни?
Как будем исполнять этот отрывок?
А последнюю фразу?
Почему?
Учитель исполняет мелодию
2 куплета.
Покажите рукой, как развивается мелодия.
Изобразите мелодическую линию третьего куплета.
Какие движения можно показать, исполняя третий куплет? (элементы физкультминутки)
Учитель исполняет
3 куплета.
Слайды №11,12
Итак, давайте подведем итог.
На сколько куплетов в песне?
Как будем исполнять первый куплет?
Второй куплет?
Слова дятла?
Третий куплет?
Мы с вами составили план исполнения песни. Теперь нам надо эту песню разыграть. Рассматривают иллюстрации в учебнике.
Работают с текстом.
Общее чтение текста песни.
Три куплета
Нет.
-Картина спокойного леса, медведь тихо идёт домой, в свою берлогу.
Медведь наступил лисе на хвост.
Выполняют пластическое интонирование, опираясь на графическую запись в учебнике.. Спокойно, не спеша.
-Быстро, стремительно.
Дети выполняют движения к первому куплету песни.
(элемент физкультминутки)
Лисица подняла крик, лес зашумел,
медведь залез на дерево.
- Громко, в лесу стало шумно.
Спокойно, но строго.
Назидательно, строго.
Выполняют пластическое интонирование
Нет, изменился характер песни
Изображают мелодическую линию
2 куплета.
Выполняют движения ко второму куплету песни (элемент физкультминутки)
Медведь решил зимой спать, в лесу опять стало тихо и спокойно.
Спокойно.
Весело.
Медведь доволен, что родился без хвоста!
Выполняют пластическое интонирование, изображают мелодическую линию
3 куплета в рабочих тетрадях.
Выполняют движения к третьему куплету песни (элемент физкультминутки)
Три куплета.
Спокойно.
Громко, весело.
Назидательно.
Спокойно.
Личностные УУД
– восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
-развитие чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
Регулятивные УУД
– принимать учебную задачу;
– понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
– осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
– адекватно воспринимать предложения учителя.
Познавательные УУД
– ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации;
– находить в музыкальном тексте разные части;
– понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
Коммуникативные УУД
– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
– контролировать свои действия в коллективной работе.
Коммуникативные УУД
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
– контролировать свои действия в коллективной работе.
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 5 минут.
Вокально-хоровая работа
Цель:
Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.
ФизминуткаПрежде чем начнем разучивать песню и разыгрывать ее, сделаем дыхательную гимнастику.
Надуть шарик.
Сдуть снежинку с ладошки
Проколоть щеку.
Пожевать язык и губы.
5.Завести машинку
Е. Поплянова НРЭО
«Снежный ком»
Выполняют дыхательную гимнастику.
Выполняют песенку с движением
Коммуникативные УУД
контролировать свои действия в коллективной работе.
принимать участие в хоровом исполнении
Предметные УУД
умение исполнять песню под фонограмму и инструментальное сопровождение.
Регулятивные УУД
принимать учебную задачу;
Коммуникативные УУД
– сотрудничают со сверстниками при решении различных творческих задач.
– контролируют свои действия в коллективной работе;
– отвечают на вопросы учителя.
Познавательные УУД
- отвечают на вопросы учителя
Коммуникативные УУД
– сотрудничают со сверстниками при решении различных творческих задач.
– контролируют свои действия в коллективной работе;
V.Включение нового знания в систему знаний.
1.Разучивание песни.
2.Инсценировка песни.
3.Исполнение песни «Зимняя сказка».
Цель:
осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.
Сейчас мы постараемся исполнить песню, кто не запомнил слова, может воспользоваться учебником.
Поём и выполняем движения по тексту песни.
Песню мы разобрали, и нам осталось её разыграть.
Выбираются участники разыгрывания песни, а хор исполняет всю песню.
В заключение урока предлагаю исполнить песню «Зимняя сказка»
Медведь уснул, сказка подошла к концу.
Подпевают песню и выполняют движения.
Исполняют и
разыгрывают песню.
В заключение урока исполняют ранее разученную песню
«Зимняя сказка» А. Пинегина, А. Усачева Регулятивные УУД
– принимать учебную задачу;
– осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
Коммуникативные УУД
– принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Цель:
соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Ребята, какая цель перед нами была поставлена в начале урока?
Мы узнали, почему медведь зимой спит?
А песню смогли разыграть?
Что нам надо было составить, чтобы исполнить песню?
Кто запомнил, под какую музыку вы входили в класс?
Давайте дадим самооценку своей работе на уроке. У нас есть ёлочка, но она не наряжена. Мы её украсим, а наряжать мы будем вот этими цветными шариками. Вам надо повесить шарик на ветку ёлочки с самооценкой вашей работы на уроке.
Красный шарик - все понял, получил радость
Жёлтый шарик – узнал что-то новое на уроке, хорошее настроение, но есть вопросы к учителю
Синий шарик – ничего не понял, расстроился.
Дети наряжают ёлку шариками самооценки.
У.: Наш урок окончен. До свидания, до новых встреч.
Звучит музыка «Я узнала маленький секрет»,
дети выходят из класса.
Узнать, почему медведь зимой спит, составить исполнительский план и разыграть песню.
Ответы детей.
Нам нужно было составить план исполнения песни.
Музыка П. Чайковского «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»