Давление в жидкостях и газах урок в 7 классе
План урока по физике в 7 классена тему: "ДАВЛЕНИЕ В ЖИДКОСТЯХ И ГАЗАХ"
ТИП УРОКА: урок - игpa на закрепление пройденного материала.ЦЕЛИ УРОКА: обобщить пройденный материал, сформировать правильное представление о величине силы атмосферного давления.
ПЛАН УРОКА.
I. Организационный момент (2 мин).Класс делится на 6 команд . Объявляется, что результат соревнования каждой команды будет зависеть от правильности ответа и времени выполнения задания.
II. Конкурс "по цепочке" (15 мин).Учащиеся на первых партах получают карты с вопросами (по количеству учащихся в ряду. Учащиеся пишут ответ на первый вопрос в карте, на отведенном для этого месте и подписывают фамилию. После этого они передают карту сидящему за ними (или перед ними) по кругу.В это же время свободные учащиеся в тетрадях решают задачу:
В самой глубокой морской впадине - Марианской (11 км 22 м) - давление воды около 110 000 000 Па. Какой глубины должно быть ртутное озеро, чтобы давление на дно в нем было такое же, как в Марианской впадине? (Плотность ртути 13600 кг/м(куб))Ответ: ~808 м (при g = 10 Н/кг) или ~825 м (при g=9,8 Н/кг).
Карта N1.
Определите силу атмосферного давления на Вас. Площадь поверхности тела примите равной 1 мІ, а атмосферное давление 101300 Па.
По ответу на первый вопрос скажите, почему атмосфера Вас не сплющит? Ведь получается, будто Вы постоянно держите груз массой около 10 тонн!!!
Возьмите пустой пакет из под кефира со срезанным углом. Втяните в себя воздух из него через срез. Почему пакет сминается?
Почему мыльные пузыри круглые?
Назовите хотя бы три отличия воздушного океана от океана воды.
На верхних этажах зданий напор воды в кранах меньше, чем на нижним. В чем дело?
Карта N2.
Однажды Оля вымыла банки горячей водой и сразу надела на них пластмассовые крышки. Через некоторое время мама никак не смогла снять крышки. Призванный на помощь папа с большим трудом справился с заданием, поругивая атмосферное давление.А причем оно здесь?
Вам необходимо отметить на стене две точки на равной высоте. Придумайте прибор, с помощью которого это можно сделать очень точно!
Какие неудобства представляет собой чайник с коротким носиком?
Почему приходится прилагать огромное усилие, вытаскивая ногу, увязшую в глине?
Двое нырнули - один на 2 м, другой на 4 м. На кого действует большая сила давления?
Почему иногда в верхних этажах здания вода не идет из крана, но на нижних этажах продолжает вытекать из кранов?
III. Анализ ответов на некоторые (трудные) вопросы (6 мин).Анализируем ответы на вопросы:I карта - NN 2, 4.II карта - NN 1, 4.
IV. Объяснение опытов (14мин).Учащиеся объясняют результаты опытов. Если о6ъяснение не верно, то учитель помогает.1 опыт. "Почему не выливается?"Стакан с водой накрывается листом бумаги и переворачивается. Вода не вытекает.Объяснение: атмосферное давление снизу на бумагу больше, чем давление воды сверху.
2 опыт. "Тяжелая газета"Тонкую деревянную рейку положить на край стола, чтобы ее конец свисал, и накрыть газетой.По свисающему концу резко ударить молотком. Рейка ломается, а газета не рвется.Объяснение: на газету сверху давит воздух. При резком ударе воздух не успевает проникнуть под газету, чтобы уравновесить давление сверху. Поэтому приходится поднимать не одну газету, а вместе с напирающим на нее воздухом.
3 опыт. "Сухим из воды"Как вынуть монету из блюдца с водой, не намочив пальцы?В пустом стакане? зажечь бумажку, и когда она почти прогорит, поставить стакан вверх дном в блюдце. Через некоторое время вода втянется под стакан.Объяснение: когда воздух в стакане нагрелся, он расширился и часть его вышла из стакана. Когда оставшийся воздух стал остывать, давление его уменьшилось. Тогда давление атмосферы, большее чем в стакане, вдавила воду в стакан.
4 опыт. "Яйцо в графине"Поджечь бумажку и опустить ее в пустой графин. Через 1-2 с накрыть графин очищенным вареным яйцом. Яйцо станет втягиваться в графин.Объяснение: такое же как в опыте 3.
V. Подведение итогов (3 мин).
13PAGE 15
13PAGE 14115
15