Рабочая программа по предмету Информационные технологии в профессиональной деятельности
Содержание
стр.
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………….1
Планируемые результаты обучения дисциплины………………………………………………………..2
Тематический план и содержание дисциплины…………………………………………………...……..4
Тематический план дисциплины………………………………………………………………………….5
Содержание дисциплины…………………………………………………………………………...……..5
Контроль планируемого результата обучения………………………………………………………..….6
Перечень литературы и средств обучения…………………………………………………………..……7
1. Пояснительная записка
Настоящая Типовая учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан (ГОСО РК 4.05.091-2009) по специальности 0515000 - "Менеджмент" (по отраслям и областям применения).
Настоящая Типовая учебная программа предназначена для реализации требований к уровню подготовки и обязательному содержанию по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Цель изучения дисциплины - является изучение обучающимся производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Роль значения дисциплины в подготовке конкурентоспособных кадров- формирование знаний о принципах построения и функционировании вычислительных машин, организации и алгоритмизации, программном обеспечение персональных компьютеров, компьютерных сетей, а также эффективное применение современных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Для реализации типовой учебной программы по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" рекомендуются следующие формы организации обучения: лекции, семинары, практические занятия, контрольные работы.
С учетом особенностей и сложности содержания учебного материала рекомендованы следующие методы обучения: ролевые и деловые игры, презентации материала.
Изучаемый курс базируется на знании следующих дисциплин:
-Информатика;
-Информационные технологии;
-Экономическая информатика;
-Основы маркетинга;
-Основы экономики;
-Интернет- технологии;
-Защита информации;
Знания, полученные на курсе, используются при изучении следующих дисциплин:
-Экономическая информатика;
-Информационные технологии;
-Интернет- технологии;
-Защита информации;
-Технологии обработки данных;
-Компьютерные системы и сети.
Настоящая Типовая учебная программа предусматривает проведение практических занятий, которые способствуют более успешному усвоению учебного материала; приобретению навыков в решении практических задач управлления. Данные занятия рекомендуется проводить с использованием следующих форм организации познавательной деятельности: деловые игры, уроки-конференции, семинары, имитационные занятия (упражнения на анализ конкретных ситуаций, технологии проблемного и диабатного обучения) и др.
Типовая учебная программа по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности» основой для разработки рабочей учебной программы организациями образования.
При разработке типовых учебных программ организации технического и профессионального образования имеют право:
-изменять объём учебного времени, выделенного в типовом учебном плане на изучение дисциплин цикла в пределах 15-25%, при сохранении объёма учебного времени, отведенных на цикл (ГОСО РК 4.05-2008 "Образование среднее. Техническое и профессиональное. Основные положения.");
-распределять общий объём часов учебного времени по разделам и темам (в пределах общего бюджета времени, отводимого на изучение дисциплины);
-вносить обоснованные изменения в последовательность изучения программного материала;
-заменять отдельные практические и лабораторные занятия другими, сходными по содержанию.
Перечень разделов и тем может быть изменен (в том числе за счёт резервного времени) в сторону углубления или расширения изучаемых тем, разделов, в то числе за счёт введения регионального компонента, учитывающего требования работодателей и местные условия.
2Планируемые результаты обучения дисциплины
Результаты обучения, запланированные в стандарте и образовательной программе Результаты, запланированные в типовой учебной программе
Обучающиеся должны обладать следующими компетенциями
Профессиональными:
ПК, Владеть- новыми технологиями в профессиональной деятельности; В результате изучения дисциплины обучающиеся:
знают:
-об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении;
-информационное моделирование.
умеют:
-использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера;
приобрели навыки:
-соблюдать этические нормы при публикации информации в Интернет и в процессе общения с помощью Интернет.
компетентны:
-в направлении развития бизнес-приложений;
-в области использования информационных ресурсов компьютерной сети.
-использовать достоверную информацию
Специальная
СК 7. Уметь использовать современные средства связи и информационную технологию для работы с информацией и принятия решений; знают:
-об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении;
-экономическое информационное моделирование.
умеют:
-использовать современных информационных технологий в сфере управления.
приобрели навыки:
-владение новыми информационными технологиями;
-соблюдать этические нормы при публикации информации в Интернет и в процессе общения с помощью Интернета.
компетентны:
-в направлении развития бизнес-приложений;
-в области использования информационных ресурсов компьютерной сети.
-использовать достоверную информацию.
СК 12.Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии; знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услугу отрасли; знают:
-экономическое информационное моделирование
умеют:
-использовать современные технологии в сфере управления
-структурировать проблемы и организовать и обработать большие объёмы информации.
приобрели навыки:
-владения новыми информационными технологиями;
-соблюдать этические нормы при публикации в Интернет и в процессе общения с помощью Интернета.
компетентны:
-в направлении развития бизнес-приложений;
-в области использования информационных ресурсов компьютерной сети.
-использовать достоверную информацию
СК 14.Владеть методами планирования и прогнозирования работы, уметь использовать современные информационные технологии и средств коммуникации; знают:
-cовершенствовать компьютер, программного обеспечения, математических методов и моделей
-экономическое информационное моделирование.
умеют:
-использовать современные технологии в сфере управления
-структурировать проблемы и организовать и обработать большие объёмы информации.
приобрели навыки:
-владение новыми информационными технологиями;
-соблюдать этические нормы при публикации в Интернет и в процессе общения с помощью Интернета.
компетентны:
-в направлении развития бизнес-приложений;
-в области использования информационных ресурсов компьютерной сети.
Тематический план учебной программы
№
п/п Наименование разделов и тем Всего Теория Практика
1 Введение 2 Раздел 1 Теоретические основы информатики 10 10
3 Маркетинговая информация и ее свойства 2
4 Особенности и классификация маркетинговой информации 2
5 Технические средства обработки информации 2
6 Архитектура ЭВМ и основные характеристики компьютеров 2
7 Классификация вычислительных машин 2
8 Раздел 2 Офисные компьютерные приложения 16 16
9 Текстовый редактор 2
10 Создание и редактирование документа в редакторе MS Word 2
11 Электронные таблицы 2
12 Основные понятия электронных таблиц 2
13 Базы данных 2
14 Технология работы в СУБД 2
15 Компоненты базы данных MS Access 2
16 Основы алгоритмизации и программирования 2
17 Раздел 3 "Информационные технологии в профессиональной деятельности" 16 16
18 Организация работы в вычислительных сетях 2
19 Локальные сети 2
20 Интернет 2
21 Сетевые информационные технологии в маркетинге 2
22 Интернет- маркетинг 2
23 Интернет- технологии на предприятиях 2
24 Защита информации 2
25 Защита от компьютерных вирусов 2
26 Всего по дисциплине 42 42
3,2 Содержание типовой учебной программы дисциплины
Введение
Содержание, методы и задачи дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности". Его место в системе изучаемых дисциплин. Рекомендуемая литература.
Организационные формы проведения занятий. Требования к обучающимся. Методы контроля за усвоением материала по курсу. Перечень знаний и навыков, получаемых от изучения курса. Методика проведения практических семенарских занятий.
Раздел 1 Теоретические основы информатики
Тема 1.1 маркетинговая информация и ее свойства
Понятия информации, данных и знаний. Качество информации. Особенности и классификация маркетинговой информации. Структурные единицы маркетинговой информации. Методы классификации и системы кодирования маркетинговой информации. Представление информации в компьютере.
Тема 1.2 Технические средства обработки информации
Основные тенденции развития вычистлительной техники. Классификация вычислительных машин. Архитектура ЭВМ и основные характеристики компьютеров.
Раздел 2 Офисные компьютерные приложения
Тема 2.1 Текстовой редактор
Назначение и основные функции систем подготовки текстов. Экранный интерфейс редактора MS Word. Создание и редактирование документов в редакторе MS Word.
Практическая работа № 1
1. Создание и формирование текстовых файлов
2. Работа с таблицами
3. Создание формул с помощью Microsoft Equation 3.0
4. Создание и использование шаблонов
5. Панель рисование
6. Создание Web- сайта с помощью редактора MS Word
Тема 2.2 Электронные таблицы
Функциональные возможности табличных процессоров. Экранный интерфейс электронной таблицы MS Excel. Основные понятия электронной таблицы MS Excel; рабочая книга, листы, ячейки. ссылки. Содержание операций вычисления в электронной таблице MS Excel. Встроенные функции
Практическая работа № 2
1. Создание таблицы, ввод данных и расчет
2. Оформление таблиц
3. Графическое представление данных
4. Отбор и сортировка данных
5. Основные приемы форматирования таблиц
Тема 2.3 Базы данных
Понятие баз данных; классификация, основные характеристики. Технология работы в СУБД. Модели баз данных. Экранный интерфейс базы данных MS Access. Компоненты базы данных MS Access. Создание таблиц в базе данных MS Access.
Практическая работа № 3
1. Создание новой базы данных
2. Разработка форм таблиц базы данных, поиск и отбор данных
3. Разработка запросов и отчетов
4. Установка связи таблицы с MS Excel. расчет итоговых сумм
Тема 2. 4 Основы алгоритмизации и программирования
Этапы разработки прикладных программ пользователя. Алгоритмы; основные свойства, способы задания, структуры. Технологии программирования. Проектирование запросов в среде реляционных СУБД.
Раздел 3 Информационные технологии в маркетинге
Тема 3.1 Организация работы в вычислительных сетях
Классификация вычислительных сетей и основные требования к ним. Сетевые среды передачи информации. Аппаратная реализация передачи данных. Локальные сети. Интернет.
Практическая работа № 4
Семинар по теме; «Интернет и его возможности в бизнесе»
Тема 3.3 Защита информации
Цели и задачи защиты информации. Направление защиты информации в сетях. Обеспечение безопасности в сети Интернет. Защита от компьютерных вирусов.
4 Контроль планируемого результата обучения
При изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» применяются технологии развивающего, дифференцированного и коллективного обучения. Также информационно-коммуникационные, игровая, проектная и исследовательская, личностно-ориентированная.
На этапах промежуточного контроля составлены тестовые задания, даны вопросы и задания, дающие возможность для самостоятельного поиска обучающихся. Основными формами организации урока являются практические занятия.
При реализации настоящей типовой учебной программы предусмотрено проведение;
- Промежуточная аттестация
Материально-техническое обеспечение учебного процесса по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
- Тестовый опрос по темам программы;
- Письменные контрольные работы, диктанты;
- Практические работы по темам разделов программы;
- Самостоятельная работы; (доклады, рефераты, кроссворды и т.д.)
- Творческие работы; (презентации, портфолио обучающихся, макеты, муляжи, схемы, таблицы, плакаты и т.д.)
Тестовые задания должны иметь три основных уровня сложности (минимальный, средний, сложный) для каждого уровня профессиональной квалификации.
В тестах должны быть включены вопросы по следующим разделам;
Раздел 1. Теоретические основы информатики – 15%
Раздел 2. Офисные компьютерные приложение – 25%
Раздел 3. Информационные технологии в маркетинге – 60%
5 Перечень литературы и средств обучения
Основная;
1. Сұлтанбекова А.О. Бизнестегі қазіргі заманғы ақпараттық технологиялар. Оқу құралы – Алматы : «Экономика», 2009 – 304 бет.
2. Ефимов Е.Н., Ефимов Е.В., Иванов В.В., Черкезов С.Е. Основы информатики для экономистов, Ростов н/Д; Феникс, 2008
3. Матюшка В.М. Информатика для экономистов. Под общей реакцией доктора экономическиз наук профессора Матюшка В.М. Москва Инфра-М 2006
4. Яворский В.В., Яворская Г.М. Введение в информационные технологии. Изд. «Фолиант» г. Астана.
5. Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С.И., Давыдова Т.Ю. Информационные системы и технологии. Экономика. Управление. Бизнес; учеб. Пособие для студентов вузов- М.: ЮНИТИ, 2006.
6. Белов Г.В. Информационные технологии предпринимательства: учеб. Пособие для вузов,- М.: Академкнига, 2005.
7. А.Г. Ивасенко, А.Ю. гридасов, В.А. Павленко Информационные технологии в экономике и управлении. Учебное пособие. – Москва: «Кнорус», 2008 – 160 с.
8. Успенский И.В. Интернет-маркетинг: учебник.-СПб.: Изд-во СПГУЭ и Ф,2003
Дополнительная:
1. Золотова С.И. Практикум по Access.- М.: Финансы и статистика, 2001
2. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем: учебник- 4 изд. ,доп. и перераб.-М.: Финансы и статистика, 2007.
3. Успенский И.В. Интернет как инструмент маркетинга СПб. БХБ – Санкт-Петербург,2000.
4. Черников Б.В. Офисные информационные технологии: практикум: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика,2007
Перечень рекомендуемых средств обучения:
1. компьютер;
2. макеты, муляжи, стенды, плакаты;
3. натуральные объекты/образцы (оборудование, механизмы, приспособления, инструменты);
4. инновационные методы обучения (использование ПК, интерактивной доски и др.);
5. электронные учебники